Получи документы

Из педагогического опыта «Формирование экологической культуры»

Учелькина Маргарита
Из педагогического опыта «Формирование экологической культуры»

Описание инновационного педагогического опыта

Учелькиной Маргариты Александровны

1. ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Формирование экологической культуры».

Автор: Учелькина Маргарита Александровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»

Образование: высшее МГПИ им М. Е. Евсевьева.

Квалификация по диплому:

Педагог дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»

Общий педагогический стаж:21 год

Публикация «Из педагогического опыта „Формирование экологической культуры“» размещена в разделах

Педагогический стаж в данной образовательной организации:21 год

«Все мы дети одного корабля по имени Земля,

значит, пересесть из него просто некуда.

Есть твердое правило: встал поутру,

умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету.»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Актуальность и перспективность опыта.

Сейчас работаю над проблемой «Воспитание экологической культуры у дошкольников».

По данной теме я работаю много лет. Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля.

В, А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком тогда, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Воспитание экологической культуры –путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность строить, воспринимать красоту окружающего мира, бережно относиться к нему. Поэтому, одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры, а также развитие познавательных интересов, формирование творческой личности.

Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, доброе отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего. У него формируются основы познаний, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.

Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание, отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста, обладает широкими возможностями для умственного развития, нравственного воспитания детей.

В процессе обучения у детей развивается мышление, фантазия, творчество, умение анализировать предметы окружающей действительности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Сформировать у детей взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

Обучающие

-Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.

-Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в продуктивных видах деятельности.

- Обогащать словарный запас о знаниях живой и неживой природы и передавать свое отношение к природе в рассказах.

- Сочетание различных видов деятельности на одном занятии для способствования более легкого и эффективного формирования экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Развивающие

-Развивать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности

- познавательную активность, творческое мышление.

Воспитательные

-Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Теоретическая база опыта

Очень важна теоретическая база опыта, ведь наша работа в целях повышения уровня в области экологического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Повышение качества невозможно без изучения опыта известных педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Моя работа по данному направлению строится на основе образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». - М. : 2017 г.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». - М. : Новая школа, 1995.

С. Н. Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;

Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;

Я. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”

В. А. Шишкина “Прогулки в природу”

О. В. Мариничева, Н. В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года»

И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова“ Прогулки в детском саду” Л. И. Грехова “В союзе с природой”;

Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”

Е. А. Свешникова “Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”

Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста строила на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Нужно воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства, дать представления о природе, формировать трудовые умения и навыки,. Конечно же,всё должно быть построено на материале, которой доступен детям.

Наша задача - вырастить человека, который будет знать и защищать природу.

Новизна опыта состоит в: определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком ;определении целей и результатов; развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности; пропаганде экологического воспитания среди детей и родителей нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики; обогащении жизненного опыта; связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой. Детям дошкольного возраста характерны неустойчивое внимание и утомляемость, кратковременность интересов,. Поэтому в работе использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое. В своей деятельности эффективно использую формы работы с детьми: прогулки, экскурсии, обучающие ситуации с использованием игрушек, игры экологического содержания; чтение литературы о природе, инсценировки, театрализованные представления; проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом; экологические праздники; циклы наблюдений за растениями в уголке природы; изготовление поделок из природного и бросового материала. Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровьесберегающие технологии. Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Мир вокруг нас», «Мы и природа». А также разработана экологическая тропа «Мир прекрасен». Для родителей оформляются папки-передвижки, о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Среди полюбившихся форм можно выделить: родительские собрания, совместные досуги, развлечения, консультации, конкурсы. Совместно с родителями в группе оборудован уголок природы. Начальное ощущение окружающего мира закладывается в детстве. Работа с дошкольниками предполагает сотрудничество педагога и детей исключает авторитарную модель обучения. Освоение знаний детей, обеспечивают эффективность развития и полноценную готовность к школе.

Таким образом, формирование у детей начал экологической культуры возможна лишь в комплексе методов и форм воспитательно-образовательной работы.

Анализ результативности

.

В результате реализации проектной деятельности добилась поставленной цели. У детей возник познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались умения правильно вести себя в природе, желания приносить пользу. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к ней, научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Проделанная работа показала успех детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что 88 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ. Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников:

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.

- сформированы начальные представления об экологической культуре,

об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, экспериментировать.

- выросло количество проводимых в детском саду конкурсов и акций экологической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к природе.

Из этого следует, что, систематическая деятельность, разработка проектов позволила раскрыть возможности экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Решение проблемы экологического воспитания дошкольного возраста, является для меня сложной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Работаю в сельском детском саду, в разновозрастной группе. Возраст детей от 2до 7 лет. Поэтому не часто, как мне хотелось бы, провожу экскурсии за пределы детского сада.

Представленный опыт накладывает обязанности и требования к уровню знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о природе родного края. Поэтому неслучайно я беру темы по самообразованию с экологической направленностью. Так, в 2022-2023гг. -«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Задача, которой не просто рассказать о природе родного края, а пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников. С одной стороны, дети с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. Ведь родители сами показывают своему ребёнку, не всегда правильное отношение к окружающим людям, природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения педагога не помогают.

Была проведена консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта», анкетирование

«Экологическое воспитание в семье и ДОУ»

Анализируя проделанную работу, я сделала вывод, что дошкольник- это неутомимый исследователь и моя задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот раскрыться.

Нужно учитывать все возможности:

• просвещение родителей;

• создание кружка по экологической направленности;

• направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами. Наши воспитанники приняли участие в фестивале «Родные напевы», рассказывали стихи на тему «Берегите лес!» Наши дети являются постоянными участниками различных конкурсов экологической направленности. Скрябина Дарья и Букина Ксения приняли участие во Всероссийской олимпиаде по экологии, которая проходила в 2021 году. По Республики Мордовия был объявляют конкурс детского рисунка "Пожарам - НЕТ!"

Конкурс проводился в рамках празднования 95-летия Органов государственного пожарного надзора, 130-летия Всероссийского добровольного пожарного общества и в преддверии Дня защиты леса от стихийных бедствий. На этот конкурс были отправлены работы наших воспитанников. Букина Ксения, Пескова Надя, Скрябина Дарья приняли в нём участие.

Хочется верить, что вся работа, проводимая мной, поможет заложить основу экологической культуры дошкольников.

Методический материал на тему:

праздник 8 Марта в разновозрастной группе сельского детского сада «Весенний теремок»

рабочая программа разновозрастной группы сельского детского сада

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников».

«План воспитателя по самообразованию»,

конспект занятия «Путешествие в весенний лес»,

«Рабочая программа разновозрастной группы сельского детского сада», опубликованы на международном образовательном портале maam.ru https://www.maam.ru/users/1479346

Весь материал размещен на сайте детского сада и могут быть использованы воспитателями в своей работе.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из педагогического опыта «Формирование экологической культуры»
Опубликовано: 13 августа 2023 в 17:58
+193Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД