Лучший педагог года

Педагогический опыт «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада»

Марина Анатольевна Асташова
Педагогический опыт «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада»

«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада»

Актуальность и перспективность.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, так как воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Публикация «Педагогический опыт „Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт, ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Семья и ДОО – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей, возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому стоит важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детскими дошкольными учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Условия формирования опыта

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Теоретическая база

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами-практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьёй, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи Т. Н. Дроновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик. Были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Вот основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

• Принцип преемственности, согласованных действий.

• Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.

• Принцип открытости.

• Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

• Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

• Принцип обратной связи.

В своей работе я использую педагогическую литературу:

О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ

Т. Н. Доронова. – Дошкольные учреждения и семья

В. П. Дуброва Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи.

Л. Е. Осипова Родительские собрания в д/с

Н. В. Микляева Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй

С. В. Глебова Детский сад – семья: аспекты взаимодействия.

Ведущая педагогическая идея

Введение нововведений в сотрудничество с родителями, разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь в ДОУ, которые позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для этого были поставлены следующие задачи:

- повышение уровня знаний родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- разработка и апробация совместных с родителями и детьми проектов;

- внедрение эффективных форм сотрудничества (интегрированных занятий, игровых тренингов, спортивно - познавательных игр и др.);

- создание функциональной системы взаимодействия детского сада и семьи.

Технология педагогического опыта

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого-педагогическом плане, поэтому предполагает несколько этапов:

Первый этап – Приглашение воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц – два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения.

Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижении ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию.

Четвертый этап – практические задания психолого-педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Для проектного метода характерна групповая деятельность. Поэтому именно с помощью этого метода я успешно включаю родителей в жизнь их детей в детском саду.

Родители с удовольствием откликаются на интересные задания, после выполнения, которых они благодарят за предоставленную возможность больше общаться с ребёнком, лучше понять его, содержательно и интересно провести вместе с ним время.

Можно реализовать следующие проекты:

Познавательные:

- проект «Зимующие птицы»

- проект «Чтобы не было беды»

- проект «Незнайкино письмо».

В реализации познавательного проекта «Зимующие птицы» семьи воспитанников необходимо подобрать статьи из энциклопедий про птиц. В группе детям читать рассказы и стихотворения по данной теме. Изготавливать кормушки для зимующих птиц и совместно с родителями проводить «Ярмарку птичьих кормушек».

Дети с родителями участвовали в акции «Покорми птиц». Каждый ребёнок создавал себе «хлебную копилку», придумав ей интересное название.

Для реализации познавательного проекта «Письмо от Незнайки» были использованы инструкции, которые назывались «Советы родителям по работе над проектом», это позволило родителям осуществить проект поэтапно.

Итогом проектов становится оформление детьми вместе с родителями фотовыставок и составление рассказов.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественность в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный алгоритм подготовки к праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть всегда оказать ему поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Работа с родителями основана в соответствии с принципами:

• доверительность отношений между педагогом и родителями;

• личностная заинтересованность, т. е. «никого ничему нельзя заставить

• научиться, человек должен сам захотеть и научиться»;

• подход к родителям не как объектам воспитания, а как активным субъектам процесса взаимодействия;

• утверждение их самоценности, т. е. проявление уважения к каждому родителю.

Анализ

Таким образом, в организации практики взаимодействия ДОО и семьи были созданы благоприятные условия, способствующие формированию активной позиции родителей. Это было достигнуто за счёт того, что работа в данном направлении тщательно продумывалась: разрабатывались планы взаимодействия с семьями воспитанников на ближайшую перспективу; родителям была представлена возможность поучаствовать в разработке индивидуальных проектов и выборе программного содержания в интересах развития ребенка.

Трудоемкость

Необходимо акцентировать внимание на то, что взаимодействие ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Адресность опыта

Представленный мной опыт может быть использован в работе начинающих педагогов ДОУ.

Возможность тиражирования

Распространение опыта в рамках дошкольного учреждения для педагогов (рекомендации, консультации);

Опыт был представлен в районной газете «Голос Примокшанья».

Опыт размещен на личном сайте

Наглядные приложения

Анкеты. Буклеты. Памятки. Сценарии досуговых мероприятий. Проекты. Фотовыставки.

Публикации по теме:

Создание условий для активизации двигательной деятельности детей в условиях детского сада 2 слайд «Наш любимый детский сад». Наш детский сад – это удивительная страна детства. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и.

Информационный семинар «Способы активизации по включению родителей в образовательную деятельность» Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Слайд 1 В соответствии с законом «Об образовании.

Интерактивная школа для родителей, как средство успешной адаптации и вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ. В рамках реформирования системы образования работа с родителями – одно из основных направлений работы современного педагога. Как показывает.

Лэпбук как средство вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ В условиях реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности дошкольных организаций более пристальное внимание уделяется социально-коммуникативному.

Опыт работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2016-2017гг Актуальность и перспективность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных.

Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР» Степень изученности проблемы (Основные концептуальные положения) Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи.

Педагогический совет «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников» Педагогический совет на тему «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников» Цели педагогического совета:.

Проект «Два берега одной реки». Вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми Проблемно-ориентированный анализ: До недавнего времени существовало определенное отчуждение между детским садом и семьей. Причина заключалась.

Создание среды для экспериментальной деятельности в средней группе детского садаСоздание среды для экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Создание условий для участия родителей в реализации задач образовательной области «Физическое развитие» Организуя взаимодействие с семьей, в нашей группе мы определяем такие формы для встреч с родителями, чтобы это было интересно и полезно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада»
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 12:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД