Елена Козлова
Педагогический проект ФЭМП у младших дошкольников средствами дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование элементарных математических представлений младших дошкольников средствами дидактической игры
Вид проекта : познавательно-игровой.
Сроки реализации: 1 год
Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатель Козлова Елена Сергеевна.
Аннотация проекта
Публикация «Педагогический проект ФЭМП у младших дошкольников средствами дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результаты своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, для развития ребенка, раскрытию творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.
В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.
Знакомство ребёнка с величиной, формой, цвет, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, величины, длины т. д.).
Содержание
1 Аннотация стр. 2
2 Содержание стр. 3
3 Тип проекта стр. 4
4 Участники проекта стр. 4
5 Введение стр. 4
6 Актуальность стр. 5
7 Концептуальность стр. 5
8 Цель стр. 6
9 Задачи стр. 5
10 Гипотезы стр. 6
11 Новизна проекта стр. 6
12 Средства реализации проекта стр. 6
13 Ожидаем результаты (дети, родители, педагоги) стр. 7
14 Этапы реализации проекта (подготовительный, основной, итоговый) стр. 7
15 Перспективный план стр. 9
Тип проекта «Информационно познавательный»
Участники
Дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатель Козлова Елена Сергеевна
Введение
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математических представлений. Но знания, соответствующие предмету математики, характеризуются сложной структурой.
Образовательная программа ДОО предусматривает обучение детей математике, не только на занятиях, но и в режимных моментах.
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, цвете, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Актуальность проекта
Тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для всестороннего развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности.
Концептуальность проекта
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Учитывая эти особенности, нами разработана определенная система по сути являющаяся эффективным способом реализации задач по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических развивающих познавательных игр и упражнений.
Цель: Развитие у ребенка познавательных интересов и способностей, через разнообразие дидактического материала, используемого в непосредственно образовательной деятельности и в свободное время.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить основные особенности использования дидактических игр на занятиях по математике и в свободной деятельности.
3. Разработать перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
5. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
-анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение,
-диагностика,
-математическая обработка данных.
Гипотеза использование дидактических игр в процессе обучения рисует в воображении ребенка более наглядную картину представления о пространстве, форме, цвете, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Новизна проекта заключается в том, что в проекте предлагается подробный перспективный план использования инновационных дидактических игр и заданий в соответствии с ФГОС ДОО и учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Средства реализации проекта
• Демонстрационные;
• Раздаточные;
• Аудио визуальные (аудио- видео- файлы)
• Инновационные педагогические технологии (медиаобразовательная, проектная технологии и технология педагогического партнерства с родителями)
• Информационные компетенции педагогов и родителей.
• Комплекты наглядного дидактического материала, оборудования для самостоятельных игр и занятий, занимательный математический материал, учебники, сборники, познавательные игры для детей.
Ожидаемые результаты. При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность;
• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
• Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
• Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
Исходя из интересов и возрастных особенностей детей, проводиться круглый стол с родителями, обсуждение целей и задач проекта, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый
Включает в себя соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
№ п/п Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
1 этап - подготовительный
1 Сбор информации, материалов для реализации проекта Расширить знания детей о математических представления у детей младшего возраста Воспитатели 1-я неделя
2 «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Составление плана проекта. Воспитатели, родители 1-я неделя
3. Разработка перспективного плана, конспектов занятий и сценария итогового мероприятия. Закреплять с детьми названия геометрических фигур, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание. Воспитатели 1-я неделя
4. Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток Расширять знания о геометрических фигурах. Воспитатели 1-я неделя
5 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Информировать родителей по теме проекта. Воспитатели 1-я неделя
6 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр. Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами. Воспитатели 1-я неделя
2 этап - основной
7 Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с «Веселые снеговики» Знакомить детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник Воспитатели 2-я неделя
8. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Задатки проказницы Вьюги» Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат Воспитатели 2-неделя
9. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок Воспитатели 2-я неделя
10. Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка» Закрепить геометрическую форму круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге Воспитатели 2-я неделя
11. Сюжетно-ролевые игры : «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати» Развивать математические представления детей в игровой деятельности Воспитатели, дети 2-я - 3-я неделя
12. Подвижные игры : «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели» Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения Воспитатели, дети 3-я неделя
13. Художественное творчество: «Лоскутное одеяло», «Мой мяч», «Разноцветные шары» Закрепить знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с использованием нетрадиционной технологии Дети 3-я неделя
14. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Сказка за сказкой» (итоговое) Учить различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные анализаторы, воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике. Воспитатели, дети 3-я неделя
3 этап - заключительный
15. Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели 4-неделя