Получи документы

Педагогический проект «Кладовая нашей земли»

Айгюль Бикчентаева
Педагогический проект «Кладовая нашей земли»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта : «Кладовая нашей земли».

Любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности – нет школы…. Мышление начинается там, где у ребенка появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда, говорил В. А. Сухомлинский.

В настоящее время существуют различные экологические проблемы в дошкольном образовании. Одной из важных, является формирование экологически развитой личности. Изучением данного вопроса в своих трудах рассматривали Г. С. Батищев, Л. С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. А. Ясвин и др.

Публикация «Педагогический проект „Кладовая нашей земли“» размещена в разделах

Представления о полезных ископаемых по своему содержанию являются экологическими. Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.

Нас интересует вопрос знакомства детей с природными ресурсами земли. Формирование чувства ответственности у дошкольника должно строиться прежде всего, на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае, информация будет личностно значимой и трансформируемой в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать на формирование у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы, эмоционального, бережного отношения к объектам именно ближайшего окружения. Живя в краю богатом полезными ископаемыми, у детей старшего дошкольного возраста нет знаний об объектах неживой природы. Поэтому важно пополнять знания детей об окружающих нас минералах и камнях.

В толковом словаре С. И. Ожегова «ископаемый» характеризуется, как добываемый из недр земли; существовавший в древнейшие геологические эпохи и находимый в отложениях земной коры, ископаемые животные, ископаемые растения, остатки ископаемых.

Чтобы определить понятие «полезные ископаемые», нужно рассмотреть связь между этими двумя словами. Если ископаемые, значит, раскопать их из-под земли, трудиться, добывать, выкапывать. Но все эти усилия человек будет прилагать, если это ему нужно для какой-то пользы. Можно сделать вывод, что бесполезных ископаемых не существует. Таким образом, можносказать, что полезные ископаемые — это останки животных и растений, которые сохранились в недрах Земли.

Формирование представлений о полезных ископаемых у дошкольников должны учитывать экологические принципы как общие, так и специфические, такие как: принцип гуманности, научности, позитивного прогнозирования, непрерывности, системности с учетом регионального компонента. Представления о полезных ископаемых должны характеризоваться обобщенностью, образностью, наглядностью, а также интегративностью. Предлагаемый ребенку материал, должен вызывать у него любопытство, познавательный интерес.

Проблема. Общение с природой начинается с детства. Маленький человек, познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущенного. Благодаря проекту «Кладовая земли нашей», ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с природными ископаемыми способствует:

расширению кругозора детей; умению определять полезные ископаемые, из которых изготовлены предметы; умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов; умению определять происхождение рукотворных предметов; обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов; группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Цели: формирование у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека; развитие познавательных и исследовательских способностей детей.

Задачи:

Разработать: дополнительную общеразвивающую программу для детей 5-6 лет по формированию целостной картины мира «Экспериминтариум» с учетом направлений развития детей в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Создать 3d модель Земли в разрезе.

Собрать коллекцию камней.

Создать условия, способствующие внедрению программы «Экспериминтариум» в практику.

Повысить уровень компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности детей.

Создать условия, способствующие внедрению программы «Экспериминтариум» в практику.

Повысить уровень компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности детей.

Развивать у детей:

*мыслительные процессы – внимание, память, мышление;

*воображение, творчество;

*связную диалогическую речь, как обязательную составляющую

успешного общения;

*обогащать и активизировать словарь детей по данной теме (гранит, песок, глина, кобальт и т. д.).

*учить сравнивать, обобщать, анализировать.

Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи.

Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Ожидаемые результаты:

Повышается познавательная активность, интерес у детей и их родителей.

Разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет по формированию целостной картины мира «Экспериминтариум» с учетом направлений развития детей в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Создана 3d модель Земли в разрезе.

Собрана коллекция камней.

Дошкольники овладевают связной диалогической речью, как обязательной составляющей успешного общения;

Развивают коммуникативные навыки и творческий потенциал.

Сформировано понимание о необходимости беречь и охранять природу.

Созданы условия для формирования географических представлений у дошкольников.

Обеспечена поддержка семьи и повышена компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития познавательной активности.

Дошкольники познакомятся с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи.

Совершенствуется уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Описание выполненных работ и достигнутых

образовательных результатов

Необходимые условия для проведения проектной деятельности :

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Управление проектом строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность:

Закон РФ «Об образовании»;

Устав ГБОУ гимназии им. С. В. Байменова г. Похвистнево;

ФГОС ДО.

2. Ресурсное обеспечение: воспитатели, родители, дети.

3. Материально-техническое

- групповая комната оснащена: природным уголком, уголком учебной деятельности, уголком «География» (карты, дидактические и настольные игры, глобус, дидактическими материалами и пособиями по формированию целостной картины мира (плакаты, макеты, модели, наглядно-демонстрационные пособия); играми;

- уголок с мультимедийным оборудованием в групповой комнате: телевизор, ноутбук, колонки, магнитофон;

- видео и фото камеры.

- развивающие мультфильмы «Астрономия для самых маленьких»;

- лаборатория с материалами для опытов и исследований.

4. Информационное

психолого-педагогическая литература;

интернет-ресурсные материалы по теме.

Поэтапная схема реализации проекта

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта :

-подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

-подобраны дидактические игры по теме содержания проекта, направленные на развитие познавательной активности;

- определены цели, исходя из интересов детей;

- в книжном уголке имеется подборка детской литературы;

- изготовлена 3d модель Земли в разрезе и 3dмодель вулкана;

-собрана коллекция камней;

- подготовлена детская лаборатория;

- составлена дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет по формированию целостной картины мира «Экспериминтариум» с учетом направлений развития детей в различных видах деятельности.

Второй этап – Основной.

При создании проекта мы опирались на следующие принципы:

• принцип активности и сознательности – реализуется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности дошкольников;

• принцип комплексности и единства задач образовательного процесса и реализации программы «Экспериминтариум»

- при планировании комплексной работы формулируются 4 группы задач: воспитательные, развивающие, обучающие, коррекционные; использование индивидуально-ориентированных форм образовательной работы для решения комплексных задач развития познавательной активности;

• принцип интеграции образовательных областей;

• принцип системности – отражается в непрерывности и поэтапности данного долгосрочного проекта;

• принцип индивидуально-дифференцированного подхода с учетом симптоматики нарушения и структуры имеющегося дефекта

– в коррекционно-развивающей работе следует опираться не на документальный возраст ребенка, а на реально выявленный, актуальный уровень психоречевого и физического развития; работа с ребенком с ОВЗ строится в соответствии с его специфическими природными возможностями и на их основе.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности:

• специально-организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1. Занятия;

2. Эксперименты, опыты;

3. Беседы;

4. Наблюдение, экскурсии, труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:

• Создание проблемной ситуации.

• Поиск возможных решений.

• Прогноз результата эксперимента.

• Проверка возможных решений, исходя из данных.

• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

• Обобщение.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов в изо - деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Примерный календарь тематических недель.

Месяц Занятий в месяц Тема,

Сентябрь 2 Введение. Что изучает наука геология.

Октябрь 1 Путешествие в прошлое Земли. Земля во Вселенной.

Ноябрь 1 В удивительном мире кристаллов.

Декабрь 2 Горные породы. Происхождение горных пород. Железо.

Январь 1 Геологические процессы. Что такое вулкан и из чего он?

Февраль 1 История развития Земли и органического мира. Палеонтология.

Март 2 Использование природного камня в архитектуре городов.

Апрель 1 Подготовка к полевому сезону, техника безопасности.

Май 1 Подготовка к полевому сезону, техника безопасности.

Календарно-тематический план

Месяц Содержание работы

Сентябрь Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта.

Изучение положительного педагогического опыта использования программ по формированию представлений у дошкольников;

Составление дополнительной общеразвивающей программы для детей 5-6 лет по формированию целостной картины мира «Экспериминтариум» с учетом направлений развития детей в различных видах деятельности»

Подготовка наглядного, демонстрационного материала.

Составление плана работы с детьми и родителями.

Опыты: «Удивительный песок», «Песок и глина».

Октябрь НОД «Наша Земля» Глобус».

Практическое занятие. Экскурсия в музей.

Беседы: «Что изучает наука геология», «Что есть на нашей Земле»,

Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

Изобразительная деятельность: зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус».

НОД «В поисках неизвестного города».

Дидактическая игра «Собери пазл: «Камни».

Д / и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень"

Сюжетно-ролевая игра "Геологи".

Консультация для родителей.

Создание макета Земли в разрезе.

Опыты: «Пропускают ли воду песок и глина» «Где вода?»

Ноябрь Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

Чтение и рассматривание энциклопедий.

Папка-передвижка «Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

Беседы: «Может ли камень издавать звуки?», «Где используются полезные ископаемые?»

Игровые эксперименты: "Пирамида из камней".

Д/ и с камнями: "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь" «Про что я говорю».

Изготовление моделей кристаллов.

Опыт: «Выращиваем кристаллы».

Декабрь Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

Чтение и рассматривание энциклопедий.

Дидактическая, настольная игра: «Собери картинку».

НОД: «Выкладывание рисунков из камней», «Удивительные камни".

Беседы: «Разнообразный мир камней», «Что мы знаем о полезных ископаемых».

Просмотр презентации «Удивительный мир камней».

Эксперимент:" Что в группе сделано из железа?"

Опыт: " Откуда берётся ржавчина?"

Январь Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

Аппликация «Полезные ископаемые».

Создание макета «ВУЛКАН».

НОД: «Волшебница соль», «Рисование солью», «Вулканы».

Беседы: «Почему в море вода солёная?», ««Соль – знакомая и незнакомая».

Д/И «Польза - вред», «Угадай и назови».

Наблюдение «Как мама использует соль?»

Опыт: «Вулкан».

Февраль Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

Чтение и рассматривание энциклопедий.

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли: русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье»; пословицы, поговорки о соли.

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Опыт: «Земля - наша кормилица».

Март Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

НОД: «Знакомство со свойствами песка и глины», «Природные материалы: камень, глина, песок».

Беседы: «Как человек использует песок и глину», «Песок и глина - наши помощники», «Горы».

Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Серебряное копытце», А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».

Презентация: «Использование и применение природных материалов в быту».

Рисование по замыслу «Превращение камешков».

Опыты: «Одинаковы ли камни?», «Как вода камень разрушает».

Апрель Рассматривание карт, глобуса, альбомов.

Рассматривание книг, альбомов, коллекции натуральных камней и фотографий драгоценных камней «Полезные ископаемые».

НОД: «Свойства песка», «Недра Земли».

Лепка «Полезные ископаемые».

Просмотр презентации «Недра земли».

Просмотр мультфильмов: «Гномы и горный король», «Серебряное копытце».

Чтение художественной литературы П. Бажов «Хозяйка медной горы».

Беседы: «Природные богатства, горные породы и минералы»; «Известняк».

Опыты: «Почва- что это?», «Есть ли в почве воздух?»

Май Постройки из песка на участке “Строим замки из песка”.

Прогулка «Мы- геологи».

НОД: «Магнит. Как достать скрепку?»;

«Зачем нужна вода».

Проведение с детьми мини- викторины: "Что мы знаем о полезных ископаемых?»

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».

Настольно-печатные игра: «Живая, неживая природа».

Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада».

Экскурсия на реку Кинель.

Обобщение результатов.

Расширение и уточнение знаний происходит в самых разнообразных видах деятельности: беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры, моделирование; наблюдения в природе и опыты в ходе которых, дети могут обобщить полученный объем знаний.

В работе используются технические средства обучения – слайды, видеозаписи, презентации, аудиозаписи; современная книгоиздательская продукция: книги энциклопедического и познавательного характера, которые дети с интересом рассматривают; метод проектов и эксперименты.

Итоговый этап

По результатам работы за 6 месяцев (сентябрь - февраль) можно сделать следующие выводы:

Создана 3d модель Земли в разрезе, 3d модель вулкана.

Собрана коллекция камней.

Разработана программа «Экспериментариум».

Повысился интерес детей к теме геология.

Развивается познавательная активность и любознательность у детей.

Дети с удовольствием экспериментируют и проводят опыты.

Родители привлечены к творческому взаимодействию, стали более активны.

Заключение

Практическая значимость данного проекта дала развитие познавательных интересов у детей; расширение опыта ориентировки в окружающем; сенсорное развитие; развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие умозаключения.

Данный проект является комплексным использованием элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада, проведения опытов, игр- экспериментов с дошкольниками ДОУ.

За время реализации проекта «Кладовая нашей земли» у воспитанников значительно повысился уровень развития познавательно – исследовательской деятельности, сформировались начальные предпосылки поисковой деятельности, расширились знания о полезных ископаемых, ее признаках и свойствах через опыты и эксперименты; обогатился словарный запас. Воспитанники овладели умениями поисковой деятельности, стали бережнее относиться к полезным ископаемым.

Применение макетов и программы «Экспериментариум» способствует:

- преодолению речевых нарушений у детей;

- развитию познавательного интереса детей;

- повышению качества образования;

- применению педагогического опыта и его систематизация;

- использованию компьютерных технологий;

- повышению качества обучения и воспитания.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

С целью повышения познавательной активности, формирования геологических представлений, необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание 3D моделей и реализацию Дополнительной общеразвивающей программы для детей 5-6 лет по формированию целостной картины мира «Экспериминтариум» с учетом направлений развития детей в различных видах деятельности.

4. Тезаурус по теме проекта

Бомбы вулканические - обрывки лавы, выброшенные из кратера в пластическом состоянии и получившие определенную форму при выжимании, а затем при вращении во время полета и застывания в воздухе.

Вулкан- это необычная гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Геология - занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в ее недрах и на поверхности.

Горные породы - естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформированные в результате геологических процессов.

Земля - планета Солнечной системы, пятая по величине из девяти главных планет и третья по удаленности от Солнца.

Земная кора - это верхняя оболочка Земли.

Лава - это магма, изливающаяся на земную поверхность при извержениях, а затем затвердевающая.

Минерал - риблизительно однородное по физическим свойствам и химическому составу природное тело, образующееся в результате физико-химических процессов в глубинах и на поверхности Земли.

Полезные ископаемые — это природные тела, которые человек добывает из недр земли или с её поверхности и использует в хозяйственной деятельности.

Слой - плоское или изогнутое тело осадочных горных пород.

5. Продукты проектной деятельности

Продуктом проектной деятельности являются:

1.3d модель Земли с разрезом.

2. Дополнительная общеразвивающа программа для детей 5-6 лет по формированию целостной картины мира «Экспериминтариум» с учетом направлений развития детей в различных видах деятельности.

3. Коллекция камней.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мирное небо нашей Земли»Фотоотчет «Мирное небо нашей Земли» "Мирное небо нашей Земли". Сегодня,4.05.17,на дневной прогулке с детками, наблюдали пролетавшие довольно низко над нами самолеты-истребители.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Проект «Кладовая осени»Проект «Кладовая осени» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный.

Создание макета Земли из гофрированных трубочек для знакомства с внешним обликом нашей планеты с детьми ранней группыСоздание макета Земли из гофрированных трубочек для знакомства с внешним обликом нашей планеты с детьми ранней группы Дети всегда непоседливы и нетерпеливы. Мои малыши любят создавать и с рвением откликаются на интересные предложения. В ходе создания новой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Кладовая нашей земли»
Опубликовано: 2 марта 2023 в 17:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Кладовая нашей земли»» (включая файлы) размещена пользователем Айгюль Бикчентаева (УИ 403137) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД