Получи документы

Педагогический проект для старших дошкольников «Большая история маленькой игрушки»

ирина буслаева
Педагогический проект для старших дошкольников «Большая история маленькой игрушки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411 городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел. :957-39-98, тел. (факс) : 957-02-73 e-mail : sad_411@mail.ru

Педагогический проект для старших дошкольников «Большая история маленькой игрушки»

Составила: воспитатель Буслаева

Ирина Рафаэлевна

Самара 2022

Публикация «Педагогический проект для старших дошкольников „Большая история маленькой игрушки“» размещена в разделах

Вид проекта : познавательно – творческий, среднесрочный

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Проблема:

У детей недостаточно сформированы знания об истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.

Задачи проектной деятельности :

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография; развивать сенсорные навыки.

3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

Дети буду иметь знания и умения:

1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.

2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).

3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.

4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.

5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.

6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.

7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Этапы работы над проектом :

Этап первый:

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познании народной игрушки – матрешки.

2. Определение задач.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

Этап второй:

Реализация плана и основных направлений проекта.

Образовательная область «Познавательное развитие»

• НОД «Большая история маленькой игрушки», «Матрешка – как символ материнства»

• Беседы о бережном отношении к изделиям из дерева, «Возникновении матрешки», «Откуда появилась эта дивная кукла?», «Как различать матрешек?», «Путешествие к разным матрешкам», «История происхождения», «Символизм материнства», «Второе рождение матрешки», «Виды матрешек», «Современные матрешки», «Кто первым разукрасил матрешку»

• Экспериментирование «Свойства дерева, глины, ткани», игры - экспериментирование «Легкая - тяжелая», «Твердая - мягкая», «Размер матрешек»

• Рассматривание иллюстраций, альбомов и игрушек матрешек

• Дидактические игры «Матрешка в матрешке», «Кто в матрешке живет?», «Кто съел конфетки?», «Цвет и форма», «Математические матрешки», «Собери матрешку», «Подбери узор для фартука матрешки», «Отгадай роспись матрешек»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

• Просмотр видео о декоративно-прикладном искусстве с последующей беседой

• Дидактические игры «Разложи и собери матрешек вместе», «Построй ряд с закрытыми глазами», «Матрешкины сказки», «Путешествие матрешек в сказку», «Матрешки развеселились», Наряди матрешку»

• Сюжетно-ролевые игры «Матрешки собираются на прогулку», «У матрешек новоселье», «Чаепитие у матрешек», «Музей народной игрушки», «Ярмарка»

• Пальчиковые игры «Мы – матрешки», «Раз – матрешка, два- матрешка»

• Игровая ситуация «Модница»

Образовательная область «Речевое развитие»

• Чтение стихотворений, сказок про матрешек

• Составление творческих рассказов и сказок про матрешек

• Речевые игры «Размеры матрешек», «Назови ласково», «Опиши матрешку», «Закончи предложение», «Кто больше слов скажет

• Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

• Лепка «Хоровод матрешек», «Самая красивая матрешка» (пластилинография, дымковских игрушек

• Раскрашивание раскрасок по теме

• Разработка детской авторской матрешки

• Изготовление открытки в форме матрешки (в качестве приглашения на праздник)

• Изготовление матрешек из различных материалов (ткань, газета, пластилин)

• Изготовление кукол из ниток, ткани

• Рисование «Моя любимая игрушка», «Игрушки моей бабушки», «Укрась сарафан матрешки»

• Аппликация «Наряди матрешку»

• Разучивание танца «Мы – веселые матрешки»

• Слушание песен про матрешек, пение частушек

Образовательная область «Физическое развитие»

• Физминутка «Мы – веселые матрешки»

• Бодрящая гимнастика «У матрешек теплые ладошки»

• Подвижные игры «Беги к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Раз, два, три матрешечку найди», «Добрось мяч до матрешки»

Взаимодействие с родителями

• Консультации для родителей «Развивающие игры с матрешками», «Матрешка – сказка», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Матрешка в жизни ребенка»

• Анкетирование «Культурные традиции в вашей семье»

• Интервью с родителями и бабушками (дедушками) «Какими игрушками вы играли»

• Оформление мини – музея «Русская матрешка»

• Разработка с родителями «семейной» матрешки

Этап третий:

Презентация «семейных» матрешек

Литература

1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество». – М., 2006

2. Интернет – ресурсы:

https://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой русской куклы»

https://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»

https://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»

3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истории русской куклы. – СПб., 1997

4. Народное искусство в воспитании детей/ под ред. Комаровой Т. С. – М., 2005

5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт-сост. В. Н. Косарева – Волгоград, 2012

6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М., 2005

7. Халезова И. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М., 2005

Муниципальное бюджетное дошкольное образоват

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Фотоочерк «Большая история маленькой спички» к Международному Дню спички на МAAMФотоочерк «Большая история маленькой спички» к Международному Дню спички на МAAM Людмила Рыбакова Фотоочерк «Большая история маленькой спички» к Международному дню спички на МААМ. По легенде Прометей принес на Землю.

Конспект занятия в старшей группе 5–6 лет «История маленькой пуговицы» Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Улыбка» (5-6 лет) на тему «История маленькой пуговицы».

Педагогический проект «История солнечного камня» Старший дошкольный возраст. История Солнечного камня. О янтаре знают и взрослые и дети, с ним связано множество тайн, он хранит следы.

Педагогический проект «Мыльная история»Педагогический проект «Мыльная история» Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с разными видами спорта» Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сятра-Хочехматский.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «История одного камушка»Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «История одного камушка» Конспект занятия по рисованию Тема «История одного камушка» Цель: вызвать интерес ребенка к новому виду нетрадиционного рисования - на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект для старших дошкольников «Большая история маленькой игрушки»
Опубликовано: 8 октября 2022 в 19:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД