ирина буслаева
Педагогический проект для старших дошкольников «Большая история маленькой игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411 городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел. :957-39-98, тел. (факс) : 957-02-73 e-mail : sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников «Большая история маленькой игрушки»
Составила: воспитатель Буслаева
Ирина Рафаэлевна
Самара 2022
Публикация «Педагогический проект для старших дошкольников „Большая история маленькой игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Вид проекта : познавательно – творческий, среднесрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема:
У детей недостаточно сформированы знания об истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности :
1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография; развивать сенсорные навыки.
3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Дети буду иметь знания и умения:
1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы работы над проектом :
Этап первый:
1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познании народной игрушки – матрешки.
2. Определение задач.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
Реализация плана и основных направлений проекта.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• НОД «Большая история маленькой игрушки», «Матрешка – как символ материнства»
• Беседы о бережном отношении к изделиям из дерева, «Возникновении матрешки», «Откуда появилась эта дивная кукла?», «Как различать матрешек?», «Путешествие к разным матрешкам», «История происхождения», «Символизм материнства», «Второе рождение матрешки», «Виды матрешек», «Современные матрешки», «Кто первым разукрасил матрешку»
• Экспериментирование «Свойства дерева, глины, ткани», игры - экспериментирование «Легкая - тяжелая», «Твердая - мягкая», «Размер матрешек»
• Рассматривание иллюстраций, альбомов и игрушек матрешек
• Дидактические игры «Матрешка в матрешке», «Кто в матрешке живет?», «Кто съел конфетки?», «Цвет и форма», «Математические матрешки», «Собери матрешку», «Подбери узор для фартука матрешки», «Отгадай роспись матрешек»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Просмотр видео о декоративно-прикладном искусстве с последующей беседой
• Дидактические игры «Разложи и собери матрешек вместе», «Построй ряд с закрытыми глазами», «Матрешкины сказки», «Путешествие матрешек в сказку», «Матрешки развеселились», Наряди матрешку»
• Сюжетно-ролевые игры «Матрешки собираются на прогулку», «У матрешек новоселье», «Чаепитие у матрешек», «Музей народной игрушки», «Ярмарка»
• Пальчиковые игры «Мы – матрешки», «Раз – матрешка, два- матрешка»
• Игровая ситуация «Модница»
Образовательная область «Речевое развитие»
• Чтение стихотворений, сказок про матрешек
• Составление творческих рассказов и сказок про матрешек
• Речевые игры «Размеры матрешек», «Назови ласково», «Опиши матрешку», «Закончи предложение», «Кто больше слов скажет?»
• Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Лепка «Хоровод матрешек», «Самая красивая матрешка» (пластилинография, дымковских игрушек
• Раскрашивание раскрасок по теме
• Разработка детской авторской матрешки
• Изготовление открытки в форме матрешки (в качестве приглашения на праздник)
• Изготовление матрешек из различных материалов (ткань, газета, пластилин)
• Изготовление кукол из ниток, ткани
• Рисование «Моя любимая игрушка», «Игрушки моей бабушки», «Укрась сарафан матрешки»
• Аппликация «Наряди матрешку»
• Разучивание танца «Мы – веселые матрешки»
• Слушание песен про матрешек, пение частушек
Образовательная область «Физическое развитие»
• Физминутка «Мы – веселые матрешки»
• Бодрящая гимнастика «У матрешек теплые ладошки»
• Подвижные игры «Беги к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Раз, два, три матрешечку найди», «Добрось мяч до матрешки»
Взаимодействие с родителями
• Консультации для родителей «Развивающие игры с матрешками», «Матрешка – сказка», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Матрешка в жизни ребенка»
• Анкетирование «Культурные традиции в вашей семье»
• Интервью с родителями и бабушками (дедушками) «Какими игрушками вы играли»
• Оформление мини – музея «Русская матрешка»
• Разработка с родителями «семейной» матрешки
Этап третий:
Презентация «семейных» матрешек
Литература
1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество». – М., 2006
2. Интернет – ресурсы:
https://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой русской куклы»
https://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»
https://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»
3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истории русской куклы. – СПб., 1997
4. Народное искусство в воспитании детей/ под ред. Комаровой Т. С. – М., 2005
5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт-сост. В. Н. Косарева – Волгоград, 2012
6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М., 2005
7. Халезова И. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М., 2005
Муниципальное бюджетное дошкольное образоват