Лучший педагог года

Педагогический проект для детей 5–6 лет «Логоритмика как средство речевого развития»

Абдулкафарова Маргарита Романовна
Педагогический проект для детей 5–6 лет «Логоритмика как средство речевого развития»

Продолжительность проекта : краткосрочный

Тип проекта : практико-ориентированный

Вид деятельности: познавательная, творческая

По форме реализации: групповой

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей : 5-6 лет

Пояснительная записка.

Актуальность.

Публикация «Педагогический проект для детей 5–6 лет „Логоритмика как средство речевого развития“» размещена в разделах

С каждым годом, по наблюдению логопедов, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные для детей формы коррекции речи.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логоритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность логоритмики - определены цели и задачи.

Цель проекта : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи проекта.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание и развитие чувства ритма : способности ощущать себя в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

3. Воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Оздоровительные задачи:

1. Укрепление костно-мышечного аппарата;

2. Развитие физиологического дыхания;

3. Развитие координации движений и моторных функций;

4. Воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

5. Развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи:

1. Формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

2. Развитие переключаемости;

3. Совершенствование певческих навыков.

Коррекционные задачи:

1. Развитие речевого дыхания;

2. Формирование и развитие артикуляционного аппарата;

3. Развитие общей и мелкой моторики;

4. Совершенствование лексико-грамматического строя речи;

5. Развитие восприятия, воображения, мышления;

6. Развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия;

7. Развитие умения расслабится, снять напряжение.

Ожидаемый результат:

- формирование правильного речевого и физиологического дыхания, правильной артикуляции звуков речи, накопление знаний по лексическим темам, умения выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;

- способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;

- свободное ориентирование в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, движение в заданном направлении, выполнение различных видов ходьбы и бега;

- формирование готовности к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

- в результате реализации данного проекта ребенок является полноценным участником образовательных отношений, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

- усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса. Выработался навык творчески исполнять роли, импровизировать в играх. Сформировалось умение выполнять упражнения под музыку, развиты пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей.

Взаимодействие с родителями:

- индивидуальные консультации;

- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

- информирование о результатах деятельности проекта (мастер-класс, фотоотчет, интернет-ресурсы);

- открытые занятия.

Содержание проекта.

I этап. Предварительный:

- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей;

- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные игры и упражнения;

- познакомить с планированием проекта воспитателя подготовительной группы;

- разработать занятия с элементами логоритмики.

Планируемые результаты:

- составление плана работы;

- педагоги ознакомлены с системой работы проекта по логоритмике.

II этап. Основной, творческий:

- выработать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;

- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;

- выработать правильное речевое дыхание;

- улучшать фонематический слух с помощью упражнений, попевок на развитие диатонического слуха.

- развить общую и артикуляционную моторику.

Целевые ориентиры на этапе завершения проекта :

- ребенок, при помощи логогимнастики, владеет правильным речевым дыханием и имеет длительный ротовой выдох, закреплен навык мягкого голосоведения;

- у ребенка выработаны двигательные навыки, проведена взаимосвязь речи и движения;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может построить речевое высказывание в ситуации общения;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими, слушая музыкальное сопровождение, развит ритмический слух.

III этап. Итоговый.

Задачи:

- обобщить результаты деятельности по теме проекта;

- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

- подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями муниципалитета – мастер-класс с участниками проекта (логопедом, педагогами, музыкальным руководителем, выступление на МО ДОУ).

Планируемые результаты:

- сформировано умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику;

- закреплено умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «всех вместе»;

- выработано умение красиво танцевать, правильно выполнять движения танца, слушая музыкальное сопровождение;

- отработано единство речи, мимики, жестов, выразительных речевых средств в игре;

- подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Продукты проекта.

Картотеки.

• Пальчиковые игры.

• Дидактические игры.

• Подвижные игры.

• Мимические гимнастики.

• Артикуляционные гимнастики.

• Дыхательные гимнастики.

• Картинки с трудными звуками.

• Дыхательно – голосовые упражнения.

• Игры для развития мелкой моторики.

• Игры на развитие внимания, памяти, воображения.

• Игры на формирование правильного звукопроизношения.

• Игры с мячом «Мяч и речь».

• Игры на развитие словаря.

• Игры по формированию грамматического строя речи.

• Игры на речевое дыхание.

• Игры на расслабление.

• Игры на развитие голоса.

«Развиваем речь играя».

• Картотека картинок к занятиям.

• Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

• Скороговорки.

• Упражнения по лексическим темам.

• Упражнения с массажным мячом.

• Физминутки.

• Упражнения по преодолению гиперсаливации.

• Собрана фонотека произведений классической музыки, как современных авторов так и зарубежных.

• Подборка музыки для релаксации, логоритмических упражнений, танцевальная.

• Детские песни.

• Картотека музыкальных игр.

Выводы.

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.

Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Список, использованной литературы.

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006;

2. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ, 2008;

3. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г. ;

4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. ;

5. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. ;

6. Коноваленко, Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях» – М. : ТЦ Сфера, 2015 г. ;

7. Новиковская О. А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнения» – СПб, Корона век, 2013г. ;

8. Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн. : Аверсвэв, 2005.

Интернет -ресурсы:

9. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»;

10. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду»;

11. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет»;

12. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Савина Л. П.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект для детей 5–6 лет «Логоритмика как средство речевого развития»
Опубликовано: 12 января 2024 в 10:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД