Гульнара Хабирова
Педагогический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность исследовательской деятельности:
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Публикация «Педагогический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Гипотеза проекта : Выращенный репчатый лук на перо в комнатных условиях позволит: дать детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность.
Цель проекта :
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта :
воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Миссия проекта : помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии.
Реферативная часть
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.
Был такой старинный обычай. Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Род лук (Allium L.) имеет в своём активе свыше шестисот видов, распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.
Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, На Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.
Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее травянистее растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. В культуре лук-порей широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия). Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н. э.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
Участники проекта :
-воспитанники группы;
- администрация МДОУ;
- воспитатели первой младшей группы;
- родители воспитанников группы.
Срок реализации проекта
2 месяца (февраль-март 2015 г)
Тип проекта :
Проектно-исследовательский
Ожидаемые результаты
с воспитанниками:
Накопление знаний об окружающем мире;
основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
значение лука как продукта питания;
требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки
с родителями
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
Ожидаемый результат –педагоги :
Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников;
Поиск новых форм работы с детьми и родителями;
Ожидаемый продукт:
Выращенный репчатый лук на перо в комнатных условиях
.Контроль за реализацией проекта
Администрация ДОУ
Принципы реализации проекта :
• занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Методы и средства реализации проекта :
Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
Работа с предметными и сюжетными картинками.
Дидактические игры.
Работа с родителями.
Работа с педагогами.
Подходы к воспитательному процессу
Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
2. Федерального закона «Об образовании в РФ» в части:
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»;
5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»;
6. Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;
7. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».
Программно-методическое обеспечение: научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;
Информационное обеспечение: результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;
Материально-техническое обеспечение: рабочее место, группа, персональный Сайт;
Кадровое обеспечение: воспитатели 1 младшей группы, воспитанники и родители 1 младшей группы
Механизм реализации проекта
Этапы Основные задачи Сроки
I этап
Организационный Изучение потенциала семьи в вопросах сотрудничества семьи и группы ДОУ
Февраль
(1 неделя)
2015 г.
Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта.
II этап
Основной
Проведение исследовательской работы по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками).
Февраль-март
(8 недель)
Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. март 2015г.
(2 недели)
III этап
Итоговый
Оформление выставки рисунков и работ детей;
Проведение конкурса «Угадай название овоща»;
Выполнили совместную деятельность с детьми (дизайнерский горшок для посадки лука)
План работы с родителями по реализации проекта :
Срок Мероприятия
Февраль-март
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике».
Предложить совместно с ребенком сделать горшок для посадки лука из бросового материала;
Консультация для родителей: «Витаминная азбука здоровья»
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
Рецепты от родителей «делимся рецептами салатов»
Изготовление книжек самоделок.
План работы с воспитанниками 2-3 лет.
Срок Тема
февраль 1-я неделя Рассматривание лука перед посадкой
2-я неделя Конспект НОД «Сажаем лук»;
Посадка лука в воду и в почву
3-я неделя Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений».
4-я неделя Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?»
март 1-я неделя 1. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях;
2. Пересадка лука из воды в почву.
2-я неделя Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
3-я неделя Художественная деятельность
«Наш лук»
4-я неделя Аппликация из нетрадиционного материала:
«лук»
еженедельно 1. Ведение дневника наблюдения
2. Наблюдение роста лука в воде и в почве.
Заключение
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в баночке с почвой, так и в баночке с водой.
Дети научились сажать и ухаживать за луком, подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение и радость переживания успеха.
Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
Литература
1. Лаптев Ю. П. «Растения от «А» до «Я».
2. Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
3. Осипов Н. Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
4. Смирнов А. «Зачем луку луковица».
5. Журнал «Дом солнца»