Нина Романова
Педагогический проект «Организация взаимодействия с семьей в ДОУ в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящий момент всё больше внимания уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Проблема: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Как вызвать и поддерживать интерес у родителей к работе ДОУ.
Публикация «Педагогический проект „Организация взаимодействия с семьей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель проекта : Разработка модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников через организованную практическую совместную деятельность, повышение уровня знаний педагогов в этой области.
Задачи проекта :
1. Изучить интересы, мнения и запросы родителей.
2. Обеспечить пространство для сотрудничества, создать творческую атмосферу.
3. Активизировать и обогатить воспитательские умения родителей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподержки.
4. Развить творческие способности детей и родителей.
5. Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
Участники проекта : педагоги ДОУ, родители воспитанников, дети.
Срок реализации: октябрь 2016 - апрель 2017 г.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Ожидаемый результат: тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения, способствующее воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоционально здоровых детей, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей, рост рейтинга ДОУ.
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов: изучение и анализ литературы, целенаправленные наблюдения проводимых родительских собраний, консультаций, индивидуальные беседы с детьми, родителями, специалистами ДОУ, просмотр праздничных мероприятий, анкетирование, обработка результатов.
I этап – подготовительный.
1. Изучение материалов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определение цели и задач проекта.
2. Анкетирование родителей «Поговорим о нас», где мы выясняли как бы родители хотели взаимодействовать с педагогами ДОУ, что им мешает в этом.
3. Анкетирование педагогов «Педагог и семья» направлено на определение уровня знаний педагогов в этой области, на владение методиками взаимодействия с семьями, на присутствие желания наладит доверительный контакт.
3. Опрос детей.
4. Поиск информации, подбор литературы.
5. Ознакомление родителей с задачами проекта и привлечение их к работе: родительское собрание «Работаем вместе».
6. Ознакомление педагогов ДОУ с задачами проекта и привлечение их к помощи в реализации проекта : педагогический совет «Разнообразие методов работы с родителями», консультации «Как заинтересовать родителей», «Учитесь слушать», круглый стол «Поделитесь опытом», семинар «Мастер – класс для родителей» .
7. Выбор оптимально-приемлемых вариантов организации совместной работы.
2 этап – практическая реализация проекта.
Проведенный мною анализ свидетельствовал о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Был составлен план работы, подобраны и разработаны мероприятия для реализации целей проекта.
В каждой группе была предложены своя форма практической совместной работы.
В младшей группе «Ромашки» был организован клуб «Вместе с мамой», его главной идеей стало проведение совместных мастер - классов родителей, детей и воспитателей. Были проведены: мастер - класс для родителей «Дары осени», изготовление поделок из природного материала итогом которого стал конкурс «Дары осени», мастер – класс для родителей «Новогодний костюм», на котором воспитатели и швея познакомили родителей с костюмами для детей их особенностями, с организацией конкурса на «Лучший костюм», мастер - класс для родителей «Новогоднее украшение» на нем родители и педагоги совместно делали украшений для спортивного участка ДОУ. В дальнейшем планируется провести: мастер – класс для детей и родителей «Украшаем группу» по изготовлению украшений для группы, «Встречаем птиц» - создание одной совместной поделки - скворечник, мастер - класс для родителей и детей по проведению сюжетно- ролевой игры «Дочки и сыночки» и мастер – класс для детей и родителей «Встречаем малышей» по изготовление плаката ко «Дню открытых дверей ДОУ»
В средней группе был организован клуб «Мы вместе» оздоровительной направленности, где основой стали практические занятия. За истекший период были организованны и проведены занятия «Бабушкин сундучок» по знакомству и практическим применением фито – терапией, «Закаляйся» - обучение родителей движениям и действиям, направленным на самооздоровление, способствующих профилактике простудных заболеваний, для дальнейшего применения в жизни ребенка. В дальнейшем запланированы занятия по дыхательной гимнастике «Зверобика», «Бегом от болезни» и итогом станет праздничное мероприятие «Мама, папа, я спортивная семья»
В старшей группе «Непоседы», был организован литературный кружок «Говоруны» в который вошли родители, дети, педагоги ДОУ и представители детской библиотеке. На данный момент были организованны и проведены : круглый стол «Книжка моего ребенка», мастер – класс для родителей и детей по изготовлению книжек «Книжка моего ребенка» направленный на развитие у родителей и воспитанников устойчивого интереса к книгам, а так же бережного отношения к ним. Совместное чтение родителей и представителей детской библиотеке «Сказка в гости к нам пришла». Данной мероприятие стало очень интересным и эмоциональное ярким. Дети гордились своими родителями, пришедшими для чтения в их группы и с большим любопытством слушали представителей библиотеке. В дальнейшем планируется провести познавательную игру по литературным произведениям «Поле чудес» и конкурс чтецов посвященный 135 лет со дня рождения русского писателя, поэта Корнея Ивановича Чуковского.
В подготовительной группе регулярными стали совместные праздники, в подготовке которых непосредственное участи принимали родители. В ноябре было проведено праздничное мероприятие «Угощенье выпекали на посиделки созывали». Воспитатели и родители долго готовились к данному мероприятию на мастер – классе изготовили «Книгу кулинарных рецептов», готовили украшения для зала, совместно с детьми выпекали угощения. В дальнейшем планируется привлекать родителей к организации праздника «Новый год», «День защитника отечества», «День открытых дверей», «Творческий отчет». Родители с удовольствием готовят украшения для зала, выставки, придумывают номера для включения их в праздники. Это способствует формированию партнерских отношений, учить родителей действовать совместно с педагогами.
3 этап - завершающий
1. Анализ проделанной работы.
Итоговый анализ по реализации проекта будет проводиться в апреле 2017 года, но мной был проведен первичный и промежуточный мониторинг. Я предложила родителям заполнить анкету. Первичный анализ анкет показал, что большинство родителей водят в детский сад детей, потому что не с кем оставить дома, трудностей в воспитании детей родители не испытывают, информацию о воспитании детей родители получают от друзей или телевидения. В ДОУ их интересует информация только о питании и уходе и помощь в воспитании детей родителям не требуется. Промежуточный мониторинг выявил эффективность выбранных мною форм взаимодействия с родителями :
• количество родителей, принимающих участие в проводимых мероприятиях увеличилось на 33,3% (средняя посещаемость родителей до внедрения новой политики взаимодействия 28 человек, после внедрения – 76 человек);
• повысился уровень педагогической культуры родителей на 58%;
• повысился педагогический интерес – количество обращений к педагогу группы и специалистам ДОУ по интересующим вопросам выросло на 67%.
После завершения проекта планируется : показ презентации проекта на педагогическом совете №5 12.05.17 г., размещение результатов работы на сайте ДОУ. И итоговым мероприятием станет праздник «День открытых дверей» с участием педагогов, родителей, детей и будущих воспитанников.
Также после завершения проекта во всех группах пройдут родительские собрания, где родителям предложат «оценить» преимущества совместной практической работы самостоятельно.
Итоги реализации проекта :
Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи в ходе работы реализуются и дают положительные результаты. Опыт проведенной работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Также ожидаются такие результаты, как повышение уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и родительски - детских отношений; повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ. На мой взгляд, преимущество модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников через организованную практическую совместную деятельность в том, что родители являются полноценными участниками, выполняющими те же функции, что и воспитатель и обучающиеся в партнерстве.