МААМ-картинки

Организация пространственно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Елена Фиошкина
Организация пространственно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

1 слайд

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

2 слайд

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка.»

В. Сухомлинский

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира….

Публикация «Организация пространственно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…. Е. И. Тихеева

3 слайд

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования.

Предметно-пространственная развивающая среда

• Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе

• Характер взаимодействия со взрослыми

• Характер взаимодействия с другими детьми

Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т. д, материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

4 слайд

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом.

содержательно-насыщенной - Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (

трансформируемой - предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональной - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

вариативной - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; и обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступной - свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

безопасной - предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

5 слайд

Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.

Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения.

Принцип функциональности.

Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы.

Принцип опережающего характера содержания оборудования.

Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно ориентированных на детей более старшего возраста. Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

Принцип динамичности – статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому педагоги-практики кроме повышенного интереса к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ испытывают трудности, особенно в таких маленьких садах как наш в плане МТО Согласно требованиям ФГОС и принципам ПРС пространство групп организовывали в виде различных зон («уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов. Создавая зоны в группах, педагоги детского сада используют принцип интеграции образовательных областей.

6 слайд Соц. -комун. развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т. д.

Для это в каждой группе имеются следующие зоны:

Уголок сюжетно-ролевых игр

Уголок безопасности

Театральный уголок

Патриотический уголок

7 - 8 слайд Уголок ролевых игр

Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие — это основа игровой зоны детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации уголков. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуация.

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

9 слайд уголок безопасности

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит макет с разметкой улиц и дорог

10 слайд Театральный уголок

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характераВ театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра.

11 слайд Патриотический уголок

Содержание нашего уголка разнообразное. Это в первую очередь символика нашей страны. Различные альбомы, дидактические игры, народные игрушки, музыкальные инструменты, раскраски, и различная художественная литература. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников. Патриотические уголки в детском саду могут быть представлены в материалами по знакомству С правами ребенка, с наглядным материалом по лексическим темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах» " Защитники Отечества" и др. Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, карта родного города.

12 слайд Мини -музей

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (прялкой, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т. д.).

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.

13 слайд

Кроме постоянно действующего музея "Русская изба" в группах организуют другие мини -музеи в зависимости от тематической недели или проекта, который проходит в группе, организуют выставки различной тематики.

14 слайд Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д., дидактические игры, обучающие и др.).

Для познавательного развития детей предусмотрены следующие зоны:

Кабинет

Уголок экспериментирования

Уголок конструирования

Уголок природы

15 слайд Кабинет

В группах организовано специальное место для пособий и материалов предназначенных для непосредственной организованной деятельности. Также в кабинете размещаются дидактические игры, настольно-печатные игры.

16 слайд Уголок экспериментирования

Представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов, книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

17 слайд Уголок природы

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке размещены поделки из природного материала, макеты экосистем природы, энциклопедии и другая литература природоведч. характера, фотоальбомы. Предусмотренные здесь же кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними, проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

18 слайд Уголок конструирования

Представлен различными видами конструкторов: кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, пазлы, мозаика. Схемы и чертежи построек позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

19 слайд Речевое развитие

Включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т. д.

Книжные уголки - карточки по составлению рассказов, загадки, пословицы и поговорки, энциклопедии, художественная литература

Также к речевому развитию относится театральный уголок и кабинет, где находятся речевые игры и пособия для развития речи детей.

20 слайд Художественно -эстетическое развитие

включает в себя музыкальное, изобразительное, словесное искусство.

Представлено предметами декоративно-прикладного творчества различными книжками с потешками, песнями, играми, альбомами произведений искусств.

Уголок изобразительной деятельности или уголок творчества

Отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся на полках. Здесь же есть место для небольшой выставки. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению. Также в ИЗО-уголках размещены альбомы с

Уголок музыкально-театрализованной деятельности где размещаются различные муз. инструменты, музыкальные игры.

21 -22 слайд

Направлено на гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Спортивный уголок. Включает оборудование для двигательной активности, развития осанки, равновесия, вестибулярного аппарата, ловкости и т. д., нестандартное физкультурное оборудование. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Уголок здоровья. Неотъемлемой частью уголка здоровья являются информационные

стенды с наглядной информацией, которая размещена на уровне глаз ребенка.

Картотека подвижных, пальчиковых, дидактических игр, дыхательная гимнастика, стихи, пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, фотоальбомы.

23 слайд ИКТ (Информационно – коммуникативные технологии.)

использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

24 слайд ПРС

Предметно-пространственная среда не ограничивается только группами, но и выходит за ее пределы. В раздевалках имеются не только удобные шкафчики для одежды воспитанников, но и размещается наглядная информация для родителей, устраиваются выставки детских работ.

25 - 26 слайд Территория детского сада

Территории детского сада - неотъемлемая часть развивающей среды территории детского сада, характеризующая эмоциональной насыщенностью. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием. На территории нашего детского сада созданы объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, эстетическое, игровое, трудовое. Для этого предусмотрены:

Спортивно-игровые площадки для поддержания физического здоровья детей на площадках имеются малые спортивно-игровые формы.

Цветники, огород – разной формы и величины, засаженные по определенному рисунку разными видами цветущих растений. Работа над цветниками дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать

27 слайд

В зимний период участки детского сада педагоги с детьми и родителями украшают снежными постройками, которые строятся с яркой фантазией и творчеством и не заменимы для развития двигательной активности детей.

28 -29 слайд Участие родителей в организации развивающей предметно – пространственной среды

Участие в выставках, конкурсах, субботниках

Изготовление пособий, оборудования, пошив костюмов

29 слайд Вывод

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. При её организации необходимо помнить о возможности наиболее эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС в подготовительной к школе группеОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС в подготовительной к школе группе В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой развивающая среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в первой младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Солнышко» общеразвивающего вида городского округа город.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС доОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС до В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ в соответствии с требованиям ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ в соответствии с требованиям ФГОС Правильная организация предметно-пространственной развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в ДОУ в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в ДОУ в соответствии с ФГОС «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Семинар-практикум «Организация предметно-развивающей среды в группе в соответствии ФГОС» Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация пространственно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 15:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД