МААМ-картинки

Педагогический проект по развитию речи «Формирование темпо-ритмической стороны речи посредством игры на кахоне»

Наталья Мацакова
Педагогический проект по развитию речи «Формирование темпо-ритмической стороны речи посредством игры на кахоне»

Педагогический проект по развитию речи

«Формирование темпо-ритмической стороны речи посредством игры на кахоне.

Автор: учитель-логопед первой кв. категории

Мацакова Н. Н.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Краткая аннотация проекта

2. Постановка проблемы

3. Актуальность

4. Цель и задачи проекта

5. Возможные риски проекта

6. Ожидаемые результаты

7. Этапы, содержание и методы реализации проекта

Публикация «Педагогический проект по развитию речи „Формирование темпо-ритмической стороны речи посредством игры на кахоне“» размещена в разделах

8. Ресурсное обеспечение проекта

9. Результаты реализации проекта

10. Критерии эффективности реализации проекта

11. Список литературы

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Ритм играет очень важную роль в формировании психики ребенка. От того, как устроено расписание малыша и есть ли оно вообще, зависит не только его устойчивость в эмоциональном плане, но и речевая сторона его жизни.

В процессе реализации проекта я работала над формированием темпо-ритмической части речи и формированием слоговой структуры слова. На занятиях с детьми я прибегала к речевым упражнениям, пальчиковой гимнастике, упражнениям на развитие общей моторики, упражнениям на формирование фонематического слуха, а также к музыкальным инструментам, в том числе кахонам.

Применение на занятиях нестандартного музыкального инструмента (в данном случае – кахона) позволяет плодотворно проводить занятия за счет достаточной вовлеченности ребенка в процесс и его желания достичь результата (отстучать музыкальный алгоритм с речевым сопровождением). Логопед достигает поставленных целей по формированию слоговой структуры слова и просодической части речи, не концентрируя внимание ребенка на коррекции речевых нарушений, тем самым позволяя ему насладиться процессом, что позволяет сохранить интерес ребенка к занятиям на полный цикл коррекции.

Тип проекта

• По составу участников: подгрупповой.

• По сроку реализации: долгосрочный (2 года).

• По целевой установке: информационно – практико – ориентированный

Участники проекта:

• Воспитанники с ТНР;

• Учителя-логопеды

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2021г. по май 2023г.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Наша жизнь, даже жизнь взрослых, полностью подчинена ритму: удары сердца, ходьба, разговоры. У взрослого это уже сформировано и поэтому он рискует упустить важность развития ритмичности в жизни своего ребенка. Ритм обуславливает предсказуемость. Когда у ребенка есть ясность и четкое понимание своего расписания, ребенку проще и спокойнее обучаться новому, поскольку привычные действия уже не отнимают так много внимания.

Когда ко мне приходят дети, у которых я явно наблюдаю нарушения ритмической стороны речи, первым делом я обращаюсь с вопросом к родителям - насколько предсказуема и “ритмична” жизнь их ребенка? Уже неоднократно доказано, что при отсутствии у детей четкого распорядка дня появляется риск трудностей в формировании нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.

При формировании ритмической стороны речи ребенка должно быть задействовано максимальное количество анализаторов - зрительный, слуховой анализаторы, тактильные ощущения. Это нужно для того, чтобы ребенок почувствовал ритм через собственное тело.

Сопряженное проговаривание с моторными компонентами, упражнения с мячом, кинезиомешочками и другими материалами, рисование узоров по заданному плану, проговаривание пальчиковых игр, прохлопывание ритмического рисунка - это все эффективные приемы работы.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ

Занятия логоритмикой положительно влияют на развитие всех детей, которые находятся в стадии освоения речи. Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечается: дизартрия, задержка речевого развития, нарушение в произношении отдельных звуков, заикание, слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь. Логоритмика благотворно сказывается на развитие ослабленных, часто болеющих детей.

Логоритмикой называют комплекс терапевтических упражнений, в которые включены упражнения нейрогимнастики. В ходе занятий дети выполняют различные речевые упражнения с использованием движений, слов, музыки.

На занятиях в первую очередь идет речь о выражении впечатлений, полученных через органы чувств. Ребенок учится видеть собственные сильные стороны, преодолевать комплексы и приобретает уверенность. Поскольку занятия проводятся в групповом формате, большую роль также играет и чувство социальной принадлежности, которое возникает у ребенка.

Нельзя не отметить основные инструменты, которые используются на занятиях. Это пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмические игры, вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика, занятия, направленные на развитие общей моторики, упражнения, направленные на развитие мимики и т. д.

Помимо выше перечисленных, я определила еще один инструмент, который успешно использую в своей деятельности - кахоны. И поскольку на занятиях логоритмики приветствуется использование музыкальных инструментов, то моя находка очень хорошо вписывается в общую картину развития темпо-ритмической стороны речи.

Кахон - музыкальный ударный инструмент, родом из Перу. Представляет собой коробку, которая при умелом использовании может заменить полноценную барабанную установку.

С помощью кахонов я помогаю ребенку задать ритм, темп, отстучать алгоритмы, а в дальнейшем мелодии - переходя от простого к сложному. Довольно быстро дети осваиваются в игре и начинают придумывать собственные барабанные ритмы. Так дети обучаются двигаться вместе с музыкой, извлекать музыку из своих движений.

4. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Целью моей работы было найти новый инструмент для формирования слоговой структуры слова, для того, чтобы заинтересовать детей и, как следствие, провести работу наиболее эффективно.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Задачами проекта я ставила:

1. Воспитывать в детях интерес к музыкальному инструменту, к народному творчеству, культуре России, детской литературе.

2. Развивать чувство коллективизма, умение синхронизировать свои действия с другими участниками группы.

3. Обучать игре на кахонах с целью развития фонематического слуха, ритмическому восприятию слов и текстов, восприятию и воспроизведению звуко-слоговой структуры слова.

4. Формировать у детей музыкальный слух, улучшить ритмико-интонационную структуру речи.

5. Повысить речевую активность детей.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Упражнения с применением музыкального инструмента (кахон, которые увеличивают эффективность занятий по устранению недостатков в речевом развитиии, в частности нарушении звуко-слоговой структуры слова в следствии нарушения фонематического слуха и темпо-ритмической части речи.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Несформированная звуковая и слоговая структура речи детей, опосредованная нарушением фонетико-фонематических процессов и темпо-ритмической части речи.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Диагностика;

2. Индивидуальная работа;

3. Работа в подгруппах.

5. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРОЕКТА

Возможным риском реализации проекта было не выявленное при обследовании органическое нарушение (например, слуха или зрения) у ребенка, что могло привести к затруднениям в процессе обучения. Для избежания подобных ситуаций все дети прошли полное медицинское обследование и к моменту включения в проект мы были уверены в их физическом здоровье.

В случае, если были бы выявлены непредвиденные и не характерные для данного типа упражнений затруднения, моей первостепенной задачей становилось бы информирование родителей о появившейся проблеме и настаивание на дополнительном медицинском обследовании узких специалистов для уточнения диагноза ребенка.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Темпо-ритмическое нарушение влечет за собой осложнения в произнесении плавной речи и является сложным психофизиологическим расстройством. Если у ребенка диагностировано тяжелое нарушение речи, ритм и темп речи с большой долей вероятности будут нарушены. В таком случае мы будем наблюдать нарушение звуко-слоговой структуры, замедленный темп, множество необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. В результате работы ожидается значительное улучшение работы вышеперечисленных нарушений.

В коррекции речевых нарушений однозначно положительно влияет использование на занятиях ритмических упражнений - тренируется центральная нервная система, развивается память и внимание. Синхронизация речи и движения - основной прием коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями.

Работа ведется в определенной последовательности. Сначала важно научить ребенка восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить - сначала отрабатывается ритм повтора, а затем - ритм чередования.

Используя кахоны, мы реализуем поставленные коррекционно-логопедические задачи, вовлекая ребенка в развивающую игру, при этом задействуя большинство анализаторов, активация которых, несомненно, способствует развитию темпо-ритмической части речи.

Ожидаемыми результатами реализации проекта являются:

1. Правильное речевое дыхание;

2. Интонация ребенка соответствует содержанию текста;

3. Правильное управление паузами, логическим ударением, темпом, ритмом;

4. Сформированность дикции;

5. Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника.

7. ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА

I этап – подготовительный: сентябрь 2021 г. Проведение диагностики, изучение материалов и литературы по теме, приобретение необходимого оборудования, составление картотеки упражнений.

II этап – практический: октябрь 2021 г. - май 2023 г. Проведение коррекционно-развивающих занятий.

III этап – аналитический: май 2023 г. Итоговая диагностика, анализ полученных результатов.

При формировании ритмической стороны речи ребенка должно быть задействовано максимальное количество анализаторов - зрительный, слуховой анализаторы, тактильные ощущения. Это нужно для того, чтобы ребенок почувствовал ритм через собственное тело.

Сопряженное проговаривание с моторными компонентами, упражнения с мячом и другими материалами, рисование узоров по заданному плану, проговаривание пальчиковых игр, прохлопывание ритмического рисунка - это все эффективные приемы работы.

При работе над ритмом мы идем от простых действий к сложным.

Также мы говорим о важности усвоения паузации и ритмического ударения, ритмических эталонов темпа. Вместе с ребенком мы учимся различать быструю и медленную речь, проговариваем поговорки и стихотворения с четким ритмическим рисунком.

Как еще один способ визуальной и кинезиологической поддержки я использую дирижирование и игру на инструментах.

Музыкальные инструменты - главные помощники в работе с просодической стороной речи. Я использую в работе и барабаны, и погремушки, и бубны, но одним и самых необычных и редких инструментов (а значит, привлекающих детское внимане) я выделяю кахоны.

Занятие на кахоне позволяет одновременно формировать как темпо-ритмическую сторону речи, так и тренировать способности к координации и концентрации внимания. Поскольку ребенок использует для игры обе руки, в момент занятия работают оба полушария мозга, что положительно влияет на его развитии. Групповая игра на кахонах поможет ребенку быстрее поймать ритмический рисунок, если вдруг он выпал из ритма.

И моя любимая сторона игры на кахонах - это не требует подготовительных занятий. Я приглашаю ребенка к игре, даже если он не имеет опыта игры на инструментах и он всегда успешен в этом виде деятельности.

Помимо прочего, кахон также полезен для социального освоения ребенка (занятия проводятся в групповом формате, положительно влияет на способность к концентрации внимания, в процессе игры развивается интеллект, моторика, речь, восприятие и, конечно, музыкальный слух и творческие способности. Все это в комплексе помогает ребенку проще осваивать темп и ритм в речи.

Занятия проходят активно и не тривиально, что позволяет удерживать внимание детей на задаче максимально долгое время. Методика игры на кахоне следующая:

- Ребенок садится сверху на инструмент, широко расставив ноги и выпрямив спину, руки на коленях;

- Логопед предоставляет визуальный алгоритм и помогает ученикам исследовать его;

- После изучения визуального алгоритма дети располагают ладони на кахонах и слушают инструкцию к правильному использованию инструмента;

- Расслабленными и лёгкими ладонями, слегка согнутыми в кистях руками дети приступают к игре. Важной частью овладения игрой на инструменте является отпружинивание ладони после удара.

На кахонах так же изображена визуальная подсказка в виде синих и красных ладоней. Кахоны издают два типа звуков, напоминающие звук барабанов: удар СНЭР возникает путем удара по верхнему краю поверхности, т. е. по символам с изображением двух красных ладоней (находящаяся внутри подзвучка кахона от удара начинает вибрировать и производить звук, который выводится через резонансное отверстие). Удар БАС возникает в результате удара по символу с изображением синей ладони, который находится в середине ударной поверхности.

Помимо прочего в распоряжении учеников также другие способы овладения ритмом: хлопки, крики (ХЭЙ) и паузы.

В процессе занятия я придумываю разные ритмы и мелодии, которые дети могут повторить за мной на кахоне. Вместе со мной в формате игры они осваивают темпо-ритмическую основу речи и звуко-слоговую структуру слова.

8. РЕСУРСЫ (МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОЕКТА)

• Кахоны ;

• Музыкальный центр:

• Компьютер ;

• Нотная система «БАФ»;

• Предметные картинки, игрушки

9. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Важным компонентом в формировании слоговой структуры слова являются развитие темпо-ритмической части речи, формирование речевого дыхания, коррекция звукопроизношения. И только работая над развитием всех сторон речи мы можем добиться плавной, выразительной и четкой речи у ребенка.

При этом давно установлена взаимосвязь между речевым нарушением и нарушением двигательной сферы - коррекцию речевой задержки можно решать путем развития мелкой и крупной моторики. Разучивая движения под музыку с речевым сопровождением, воспитанники детского сада одновременно работают и над двигательной сферой, и над просодической частью речи.

Главным результатом реализации проекта стало значительное улучшение темпо-ритмической стороны речи у детей, участвовавших в программе. Сопутствующими итогами были результативные участия в различных конкурсах.

В детском саду была организована музыкальная студия “Калинка”, где дети с удовольствием показали свои навыки игры на таком необычном инструменте, как кахон.

Также мы участвовали в различных конкурсах и выступлениях в детском саду. А еще мы выступали на районном конкурсе-фестивале “Весенняя капель” с выступлением “Добрый жук” в номинации “инструментальная музыка”.

Подготовка к каждому выступлению проходила весело, игриво, дети были наполнены энтузиазмом и вовлечены в процесс, дети с удовольствием пропевали песенку под звучащий инструмент. И хотя выступление и признание среди сверстников было явной наградой для участников ансамбля, в процессе занятий они получили незаменимые навыки, способствующие формированию темпо-ритмической стороны речи.

В рамках флешмоба “Берегите природу” в номинации “Творческое выступление” мы стали призерами II степени в региональном этапе Всероссийского фестиваля “Праздник эколят - молодых защитников природы!”.

В результате активной работы над темпо-ритмической частью речи, ее выразительностью и работой над всеми компонентами речевого развития, дети нашего детского сада МКДОУ д/c №510 "Калинка" стали победителями в городской акции "Читаем вместе с детьми о войне".

Таким образом, о результативности проекта говорит не только качественно улучшенная речь детей, но и победы в конкурсах, в которых они участвуют.

10. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ).

Диагностический инструментарий речевых показателей составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

При углубленном обследовании просодической стороны речи, я опиралась на диагностику Архиповой Е. Ф «Исследование просодической стороны речи» отобрав важные критерии для определения темпо - ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, после четкого инструктирования. В случае затруднения ребенку давалась организующая помощь: контекстные подсказки, повторение инструкции и предлагался образец выполнения.

Результаты обследования на каждого ребенка заносились в индивидуальные протоколы.

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Г. А. Быстрова Логопедические игры и задания. / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. :Каро, 2004.

2. Л. В. Лопатина Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001.

3. А. Е. Воронова Логоритмика для детей 5-7 лет часть 1 – М: ТЦ Сфера, 2016

4. А. Е. Воронова Логоритмика для детей 5-7 лет часть 2 – М: ТЦ Сфера, 2016

5. И. С. Лопухина Логопедия. Ритм, речь, движение / -СПб:Дельта 1997

6. Г. А. Волкова Логопедическая ритмика /М. : Владос 2002

7. П. Штрезе, М. Штрезе Барабанить – это же просто… /БАФ

Публикации по теме:

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по развитию речи «Формирование темпо-ритмической стороны речи посредством игры на кахоне»
Опубликовано: 9 августа 2023 в 07:28
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по развитию речи «Формирование темпо-ритмической стороны речи посредством игры на кахоне»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мацакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД