Ольга Чухманова
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Покормите птиц зимой»
Тема «Покормите птиц зимой!»
Вид проекта : информационно – творческий, познавательный.
Актуальность:
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Кормушка для птиц. Проекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Участие в конкурсе «Столовая для пернатых» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Покормите птиц зимой!» можно считать своевременным и актуальным.
Цель:
Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.
Задачи:
- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
Продолжительность: краткосрочный (1неделя)
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)
4. Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
5. Обращение к детям детского сада (листовки).
II этап – основной
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.
1. Беседа «Зимующие птицы»
2. Заучивание стихов о птицах (Александр Яшин «Покормите птиц»)
4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах
5. Д/игра «Накорми птиц»
6. Д/игра «Верю – не верю»
7. Экскурсии:
Наблюдение, «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Столовая для птиц
8. Прослушивание голосов птиц
9. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
10. Памятка “Как подкармливать птиц”.
Правила поведения возле кормушек.
III этап - заключительный
1. Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
2. Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
Беседа «Зимующие птицы»
Программное содержание:
Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.
Воспитательные задачи : воспитание любви к птицам, желания помочь им.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.
Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.
Ход занятия:
Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.
Звучит аудиозапись пения птиц.
- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)
- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)
-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать (синица, воробей, сорока.)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)
- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.
Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»
- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?
Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)
- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» (голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.
Игра «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони) :
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой,–
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
Появляется иллюстрация дятла.
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? (Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.
Проводится игра «Один – много».
(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)
- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.
– Кто это?
– Строение.
– Чем питается?
– Как передвигается?
– Как голос подает?
– Кто и как заботится о птицах зимой?
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!
Картотека пословиц и поговорок о птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Всякая ворона свой зябок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
• Клесты выводят птенцов зимой.
• У синицы желтая грудка.
• У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
• У сороки длинный черный хвост.
• У свиристеля на голове хохолок.
• Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
• Ворона питается остатками пищи.
• Клесты любят семена шишек.
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
Правила поведения возле кормушек.
Громко не кричать,
не сорить,
не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.
Зимняя пора – это серьёзное испытание для пернатых. С каждым днём найти пищу становится всё труднее. Позаботьтесь о птицах – повесьте кормушку, сделанную своими руками из самых простых подручных средств, которые обычно выбрасываем на свалку. Мы подобрали фотографии и идеи изготовления кормушек, которые не требуют особых навыков и сложных чертежей.
Материалы для изготовления кормушки могут быть самыми разнообразными, но есть некоторые общие правила конструирования:
- кормушка должна быть, прежде всего, удобной для птиц, не должно возникать затруднений при выемке корма;
- крыша и бортики помогут защитить корм от снега, дождя и ветра. От воздействия влаги корм может испортиться и заплесневеть, а значит, превратится в яд для пернатых;
- желательно, чтобы материал, из которого будет изготовлена кормушка, был устойчив к воздействию влаги, иначе такая конструкция не прослужит долго;
- стенки и углы не должны быть острыми и колющимися;
- кормушки для маленьких птиц делают небольших размеров, чтобы более крупные и агрессивные виды не покушались на их еду;
- размещать кормушки лучше на ветвях деревьев или крепить к стенам хозяйственных построек на высоте около полутора метров, чтобы кошки не обидели птичек, и было удобно подсыпать пернатым друзьям еду.
Кормушка для птиц из коробки (пакета) из-под сока или молока
Сделать кормушку своими руками можно из молочного пакета или тетра пака из-под сока, такую. Это под силу даже ребёнку. Для этого понадобится:
- чистый пакет из-под сока;
- кусок капроновой верёвки или проволоки, чтобы подвесить кормушку;
- лейкопластырь;
- маркер;
- ножницы или канцелярский нож.
Первым делом размечаем и прорезаем отверстия на противоположных сторонах тетра пака. Чтобы птичкам было удобно брать корм и вылетать. Обклеиваем окошко по нижней стороне лейкопластырем для удобства и безопасности пернатых. Под отверстиями протыкаем ножницами дырочку и вставляем картон свёрнутый трубочкой, который остался от вырезания отверстий выше. В отогнутых уголках делаем маленькие отверстия для проволоки или верёвки. И подвязываем к ветке.
Кормушку можно прикрепить к стволу дерева. Такая кормушка не будет раскачиваться на ветру. Для этого прорези для кормления делают не на противоположных сторонах пакета, а на прилегающих. На противоположной стороне закрепляем в прорези проволоку и прикручиваем к дереву.
Можно сделать кормушку из двух пакетов из-под сока. Первый пакет разрезаем по узким боковинам, оставляя не разрезанным верх. От второго тетра пака отрезаем третью часть и на лицевой стороне пакета вырезаем отверстие – это будет кормовая доска или дно кормушки. Совмещаем дно с первым пакетом так, чтобы получился треугольник. Детали можно соединить клеем, обмотать скотчем или проткнув внизу боковушки вставить трубочки для коктейлей.
Кормушка для птиц из пластиковых бутылок 1,5 — 2 литра
Простейшая кормушка
Симметрично, по обе стороны бутылки вырезаем два отверстия: круглые, квадратные, прямоугольные или в виде арки. Между отверстиями должны остаться перемычки. Если сделать прорезь в виде перевёрнутой буквы «П» и отогнуть пластинку вверх, то получится козырёк от дождя. На нижний край отверстия можно прилепить лейкопластырь или тканевую изоленту – края не будут заострёнными и птицам будет комфортно садиться. В нижней части проделываем симметричные отверстия и вставляем палочку – в результате получилась кормушка с насестом.
Прикрепить такую столовую для пернатых можно на дереве, примотав перемычку скотчем, верёвкой или другим подходящим материалом как видно на фото. Если в крышке бутылки проделать отверстие и вставить
концы шпагата, а потом завязать их на узел, то получится петля, которую можно накинуть на ветки садовых деревьев.
Бункерная кормушка
Такая конструкция рациональна в использовании тем, что корм можно насыпать с запасом на несколько дней. Корм по мере съедания его птицами, автоматически будет досыпаться на кормовую площадку сам.
Понадобится две бутылки одного литража. Одну бутылку размечаем маркером, прежде чем резать. У дна делаем отверстия, как в кормушке № 1, и удаляем верхнюю треть бутылки. Делаем вверху два симметричных отверстия – к ним в дальнейшем привяжется лента или шпагат для подвешивания кормушки. Во второй бутылке прорезаем несколько отверстий у самой узкой части – из них будет высыпаться корм. Не делайте сразу большие отверстия, лучше их потом расширить. Засыпаем в бутылку корм, закручиваем пробку и вставляем бутылку в обрезанную на треть первую бутылку.
Есть в продаже кормушки из фанеры, которые необходимо собрать, затем раскрасить по-своему усмотрению.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. На занятиях по ознакомлению с предметным окружением мы говорили о наших меньших братьях – птицах, и о том, что нужно сделать для них кормушку. Кормушки для птиц могут быть очень разнообразны: от обыкновенных мисочек до современных автоматических и полуавтоматических устройств.
Конечно, можно взять пустой молочный пакет или пластиковую бутылку и быстро соорудить нечто похожее. Между тем, сделать кормушку для птиц своими руками с помощью взрослого совсем не трудно, и служить она будет не один сезон.
Игра «Угадай птицу по словесному описанию»
Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.
На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.
• Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей).
• На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
• У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
• У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
• Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
• Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
• У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).
Правда ли, что зима — самый сложный период для птиц
Я бы, скорее, назвала его не сложным, а трудным. Зима трудна именно бескормицей. Страшен не столько холод, сколько голод. Сложных периодов у птиц хватает – например, период размножения и выведения птенцов, период миграции. В принципе, у птиц все периоды жизни — непростые: по статистике, до следующего года доживает в лучшем случае 40% воробьиных.
Чем подкармливать пернатых
Главное правило — птиц нельзя подкармливать соленым и жареным. В ряде изданий была информация, что птиц можно кормить плавлеными сырками. Совершенно непонятно, зачем это делать, тем более большинство плавленых сырков – это не очень качественный сырный продукт. Самый простой птичий корм — несоленые нежареные подсолнечные семечки. Можно добавить туда арбузные, кабачковые или тыквенные. Также можно давать птицам крошки белого сухого хлеба.
Тем, кто хочет побаловать птиц под Новый год, можно порекомендовать сырые орешки, сливочное масло или мешанки на основе овсяных хлопьев, жира семечек и дробленого арахиса. Можно добавить ягоды.
Вполне можно подкармливать птиц кусочками несоленого сала и небольшим количеством сливочного масла – в мороз для них это большое подспорье. Быстрые жиры хороши для всех — дятлов, синиц и др. А вот пшеном птиц лучше не кормить, тем более что синицы, например, его не едят в принципе.
Можно купить готовый корм для диких птиц, который сейчас в изобилии продается в магазинах. Союз охраны птиц России был первым в России, кто предложил состав таких кормов и инициировал их продажу. Но вообще птицы могут жить без помощи человека.
Нужно ли кормить уток хлебом
Часто можно увидеть, как люди, желая подкормить водоплавающих птиц, бросают хлеб прямо в пруд или озеро. Уток все-таки желательно кормить специальным комбикормом. Например, в Томской области и некоторых других сибирских регионах департаменты природопользования в серьезные холода обеспечивают такую подкормку. Однако чтобы не искать комбикорм, жители городов могут использовать для подкормки уток овсянку с тертыми овощами (вареными и сырыми, пророщенные злаки (овес, пшеницу, ячмень). В крайнем случае, в самые сильные морозы, можно дать уткам раскрошенный белый хлеб. Хочу отметить, что подкармливать водоплавающих до сильных морозов не только не нужно, но и вредно. Из-за подкормки птицы могут остаться зимовать в холодном регионе, хотя должны улетать в теплые края.
О московских голубях
Пожалуй, голубь — единственная птица, которая не может выжить без человека. В Москву их завезли искусственно. В начале 20-го века в городе проживало не более нескольких десятков пар голубей. В гражданскую войну их съели. Затем численность голубей возросла, но во время Великой Отечественной голубей опять съели.
После войны Петр Петрович Смолин, великий натуралист и педагог, насчитал в Москве всего пять пар голубей — в районе Измайловского парка. А в 1957 году на Всемирный фестиваль молодежи и студентов голубей массово завезли в столицу.
Результаты вы видите. В Москве их слишком много, хотя в последнее время становится меньше: закрывают чердаки, где они гнездились, приводят в порядок мусорные баки. Эти птицы чаще других цепляют болезни и трогать их нельзя — это может быть опасно для человека.
Где установить кормушку
Подкармливая птиц, не нужно бросать корм на землю или асфальт: это привлекает крыс и приводит к антисанитарии. Если уж вы взялись помогать птицам зимой, то делать это нужно регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно подвести привыкших к подкормке пичуг.
Повесьте кормушку за окном или на своем ежедневном маршруте. Она должна быть недоступна для кошек и защищена от голубей. Ни в коем случае не нужно вешать кормушку там, где вы не планируете кормить птиц регулярно. В таком случае лучше отнести корм в места, куда птицы привыкли прилетать за угощением: в парках, как правило, есть кормушки.
Весной, как только потеплеет, подкормку нужно заканчивать: в период выкармливания птенцов птицы должны питаться полноценным естественным кормом.
Кормушку можно легко сделать самостоятельно из пятилитровой бутылки из-под воды. Обрезать дно, снять крышку, подвесить боком у окна или на ветку дерева. Помимо основной цели — подкормки птиц, кормушка может стать своеобразным атрибутом для птичьих шоу. Несколько лет подряд к моей кормушке прилетала небольшая синичка-лазоревка. На хорошей скорости она влетала в маленькое отверстие, пугая большую синицу, и спокойно ела. Развлекала нас так несколько лет.
Зачем вообще помогать птицам
Главная цель Союза охраны птиц России — узнать, полюбить и сохранить птиц, потому что они – важнейший компонент природных экосистем. Птицы играют ключевую роль в регуляции численности насекомых и мышевидных грызунов. Видовое многообразие, в том числе разнообразие птиц, — это гарантия устойчивости природных экосистем и биосферы в целом.
Вымирание видов обедняет биоценозы и может привести к экологическому кризису в масштабах всей планеты. Поэтому так важно сохранять все видовое многообразие планеты – как массовые, так и редкие виды.
Чтобы сохранить птиц в городах, важно соблюдать правила поведения в природе: не мусорить в лесу, не поджигать сухую траву, не пугать птиц, не подходить к найденным гнездам, проходить мимо птенцов, даже если вам кажется, что их бросили родители. Ну и, конечно, важно помогать птицам в самый трудный период их жизни – подкармливать зимой.