Папки-передвижки

Педагогический проект «Разноцветный мир»

Татьяна Протасова
Педагогический проект «Разноцветный мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Радуга»

Педагогический проект

«Разноцветный мир»

Выполнил: воспитатель

Протасова Т. С.

Актуальность

Опыт работы по развитию способностей дошкольников в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, эмоционально разыграть сценку, а вот понять, что такое красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно мечтать, но этому можно и научить.

Публикация «Педагогический проект „Разноцветный мир“» размещена в разделах

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? Предлагаю детям самим сформулировать подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения.

Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания. Для выполнения этой задачи недостаточно регламентированных занятий, проводимых со старшими дошкольниками в детском саду. Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, экскурсия с детьми в парк. Вокруг много деревьев, но все они разные. Одно дерево веселое, другое – грустное, третье – задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему?

Воспитатель предлагает детям угадать, придумать объяснения. Затем детям предлагается нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например, используя технику монотипии изображать не предметы, а просто настроение: "что-то зимнее", "что-то грустное", "осеннее" и т. п. Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы. Можно прочесть детям стихотворные строки Андрея Усачева:

Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник-

Рисует он, где только может…

Поэтическую мысль поэта можно развить. Художник рисует не только где может, но и чем может.

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Цель проекта :

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта :

Образовательные:

Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Познакомить с нетрадиционными способами рисования «Оттиск», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться гуашью.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта :

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта :

Для детей:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

Получат практические навыки и умения по использованию техники «Пластилинография», «Пальчиковое рисование», «Рисование ладошками», Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Обогатиться словарь детей словами «пейзаж», «изображение». «фон», словами, связанными с приметами осени, зимы (метель, пурга, листопад и др., выучат стихи об осени, о зиме, елке; прослушают детские песни о временах года (осень, зима).

Для родителей:

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трё х этапов:

I. Подготовительный (сентябрь 2020 г.)

II. Основной (октябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.)

III. Заключительный (декабрь 2020г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

• диагностика уровня развития творческих способностей детей;

• определение цели и задач проекта;

• изучение методической литературы;

• анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;

• создание предметно-развивающей среды;

• разработка перспективного плана работы

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

• реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;

• проведение НОД, сотворчество со взрослым;

• наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;

• экспериментирование с изобразительными материалами;

• коллективное творчество;

• выставки детских рисунков;

• консультации для родителей.

Заключительный этап проекта :

• разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;

• обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты.

• Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

1. Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

2. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

3. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

4. Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

Список литературы.

1. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Перспективный план работы по рисованию в

нетрадиционной технике в средней группе на 2020 г.

N п/п Тема занятия Техника Программное содержание

1 Ягоды и фрукты Рисование пальчиками, карандашом Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2 Плюшевый медвежонок Поролон (2шт., тонкая кисть, гуашь Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3 Солнышко Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

4 Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

5 Осень отражается в воде.

Монотипия Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, разноцветными листочками)

6 Волшебные картинки (волшебный дождик) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

7 Котенок Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

8 «Листопад»

Отпечаток листьями Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки).

9 Гроздь рябины Рисование пальчиками Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками. Закреплять знание цветов. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

10 Шапочка Рисование манной крупой Способствовать расширению представлений детей о нетрадиционной технике рисования – рисование Задачи: Формировать умение рисовать манной крупой и красками. Развивать творческое воображение, мышление. Воспитывать интерес к познанию окружающего Зайка серенький сидит Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши) манной крупой.

11 «Две

половинки»

кляксография обычная

Познакомить с новой техникой- кляксография обычная.

Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия.

Развивать воображение и фантазию у ребёнка.

12 Праздничная ё лочка Рисование ладошками с элементами аппликации Цель: получить форму ёлочки рисуя отпечатками ладошек. Уточнить и закрепить знание цветов. Закрепить знания о свойствах бумаги (рвётся, мнётся и т. д.). Формировать интерес и положительное Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши) И плясали, и резвились, (ритмичные удары кулачками) После добрый Дед Мороз («шагают» по отношение к работе.

Результаты обследования.

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, можно сказать что работа по данному направлению заметно улучшили показатели. У детей наблюдается интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года объясняется, чаще, всего недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выраженно и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Лишь у трех детей в октябре наблюдается низкий уровень так как дети отстают в развитии.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не важно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

• В группе организованы выставки работ детей по нетрадиционным способам рисования;

• У детей с формулировались устойчивые знания и практический умения по данным видам нетрадиционного рисования;

• Развит интерес к изобразительному искусству;

• Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Выводы:

Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу, и внедрять новые способы в рисовании.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Молочные реки»Педагогический проект «Молочные реки» Педагогический проект «Молочные реки» Разработчики: Воспитатели Ульянова Е. Н., Черткова М. Ф. Краткое содержание проекта: Проект направлен.

Педагогический проект «Мыльная история»Педагогический проект «Мыльная история» Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир» Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир". ВВЕДЕНИЕ. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Разноцветный мир»
Опубликовано: 26 июля 2021 в 15:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД