МААМ-картинки

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников» (2 фото)

Настя
Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников»

Педагогический проект

«Развитие художественно-эстетического восприятия

у дошкольников через ознакомление

с искусством портретной живописи художников Ульяновской области

Актуальность проекта

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Публикация «Педагогический проект „Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников“» размещена в разделах

Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов.

Цель проекта : Формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.

Постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета, происходящее в процессе образовательной деятельности по ознакомлению с портретом и художественно-продуктивной деятельности.

Гипотеза: Способствовать пониманию детьми художественного образа портрета как единства содержания и средств выразительности, умению видеть и анализировать особенности характера героя через единство позы, выражения лица, жестов, колористические особенности портрета и их обоснование.

Региональный компонент по обучению детей портретной живописи предоставляет возможность опираться на чувственный опыт ребёнка, т. к. образы, отражаемые в портрете находятся в близком (социальном и историческом) окружении.

Задачи проекта :

1. Организация эстетической развивающей среды, включающей обеспечения предметной среды специально подобранными произведениями регионального компонента портретного жанра.

2. Обогащение разнообразными изобразительными материалами.

3. Разработка перспективного планирования по ознакомлению с портретной живописью.

4. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.

Ожидаемые результаты:

1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия портретной живописи у дошкольников.

2. Понимание детьми того, что одной из главных ценностей нашего края являются жители Симбирской-Ульяновской земли, благодаря знакомству с портретами Ульяновских художников

3. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с портретной живописью.

Этапы реализации проекта

Этап Содержание деятельности Результат

Знакомство с методическим пособием по реализации регионального компонента о/о «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» - «Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников» Котляковой Т. А., Абдрахмановой Э. Ф. Изучение концептуальных положений, целей, задач и принципов программ, их структуры Анализ с точки зрения развития у дошкольников художественно-эстетического восприятия портретной живописи

Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей) для отслеживания уровней развития детей. Организация и проведение диагностики Получение информации

Формирующий этап Организация предметно-развивающей среды.

Деятельность в соответствии с перспективным планированием.

Оптимизация художественно-эстетического развития дошкольников через ознакомление с портретной живописью художников Ульяновской области

Анализ результатов и подведение итогов Диагностика по выбранному диагностическому инструментарию Получение информации о достижении положительной динамики

Перспективное планирование образовательной деятельности дошкольников по ознакомлению с портретной живописью

(региональный компонент)

Возраст – средняя группа

Тема – «Моя семья»

Вид – практико – ориентированный

Длительность - 1 неделя

Задачи:

- вызвать у воспитанников интерес к портретной живописи через знакомство с творчеством Ульяновских художников;

- сформировать у воспитанников действия моделирования реального объекта в графике, умение создавать графическое изображение;

- обеспечить удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении в процессе рисования.

РППС - Учебно-методический комплект демонстрационного материала Т. А. Котляковой

Методические формы

Вид деятельности Режим

- рассматривание репродукций картинам Ульяновских художников А. Зинина «Моя семья», «Портрет бабушки», С. Горинова «Портрет жены», «Внук Миша», В. Гориновой-Купцовой «Портрет внучки»

- совместная групповая работа;

- индивидуальная работа;

- самостоятельная деятельность утро, вечер

- беседа с детьми по картинам Ульяновских художников : В Черкунова «Современница», «Портрет матери», Я. Клейна «Отец», «Семья», В. Мишова «Портрет Г. И. Мишовой»;

- чтение стихотворений, заучивание песен - совместная групповая работа;

- совместная групповая работа;

- индивидуальная работа

утро

вечер

- оформление и презентация выставки «Моя семья», «Родословная моей семьи» - работа с родителями;

- совместная групповая работа;

- дидакическое упражнение «Портрет»;

- разрезные картинки «Портрет» - совместная групповая работа;

- индивидуальная работа;

- самостоятельная деятельность Утро, вечер

- коллективный коллаж «Моя группа – моя семья» - совместная групповая работа;

вечер

- образовательное мероприятие «На выставке портретов»;

- рисование подарков для семьи

- НОД утро

- итоговое мероприятие «Моя семья» - работа с родителями, семейный клуб;

- совместная групповая работа;

вечер

Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Работа с воспитателями

1. Искусство в жизни человека (деловая игра с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников.

2. Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по искусству» (обучение технологии моделирования интегрированных занятий по эстетическому воспитанию в ДОУ и их анализу)

3. Педсовет «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании»

4. Консультация «Музейная педагогика : истоки, настоящее и перспективы».

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно- эстетического развития дошкольников.

2. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.

3. Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал». Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И. Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.

Диагностический инструментарий педагогического проекта

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н. М. Зубарева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина, А. М. Чернышова)

Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.)

Условия диагностирования.

Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде? А зачем они это делают?

2. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано?

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.

Протокол обследования детей ___ возраста___группы

Дата проведения___

Имена детей группы Ответы детей на вопросы Поведение, интерес, эмоциональные проявления Примечаниея

Саша Т.

Катя П.

Протокол обобщения полученных данных обследования детей ___ возраста ___ группы

Показатели для фиксации Имена детей группы

Саша Т. Катя П.

Ответы на вопросы: конкретность (развернутые пояснения, комментарии выбора, название конкретных произведений, ссылка на опыт) 1 2

Многообразие (название нескольких различных произведений) 0 2

Обобщенность (понимание терминов, использование обобщающих слов, установление связей и отношений) 1 2

Адекватность (точность, соответствие общепринятому пониманию) 1 2

Проявление интереса, активность 0 2

Эмоциональные проявления 1 2

Самостоятельность 1 1

Высказывание собственного отношения и мнения относительно содержания беседы 1 2

Средний показатель баллов 1 2

Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н. М. Зубарева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина, А. М. Чернышова)

Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.

Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И. Левитана «Золотая осень», бумага, карандаши, фломастеры.

Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается:

1. Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».

2. После рассматривания репродукции ответить на вопросы.

В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа, выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).

Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей :

- в активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;

- в обогащении представлений об эстетических категориях;

- в развитии эстетического восприятия разнообразных объектов.

(Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.

Соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011)

Вывод

Таким образом, развивающая предметная среда ДОУ, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое планирование

работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с живописью повысили уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.

Литература

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М. ,2010

2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. Управление ДОУ. М., 2007.

3. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании (программа). М. ,2003.

4. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу. Программа совместн

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников»

й художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. ,2007

5. Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е. П. Климова. 2005.

6. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.

7. Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.

8.. Цикл «Большое искусство – маленьким». Библиотека Программы «Детство».

«Знакомим с натюрмортом», «Знакомим со сказочно-былинной живописью», «Знакомим с жанровой живописью»

9. Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках. «Сказка о грустном художнике» Левитан; «Сказка о правдивом художнике» Серов; «Сказка о сказочнике» Васнецов и др.

Фото «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников»
Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Книжка-малышка для эстетического восприятия и раскрашивания «Зимующие птицы»Книжка-малышка для эстетического восприятия и раскрашивания «Зимующие птицы» Цель:Создания необычной и привлекательной для детей «книжки-малышки» на тему Зимующие птицы Задачи: • Совершенствовать технику аппликации;.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников»
Опубликовано: 22 марта 2021 в 19:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД