Алексеева Фагиля
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Публикация «Педагогический проект „Сюжетно-ролевая игра „Супермаркет““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Как справедливо отмечает С. А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Таким образом, авторы единодушны в том, что непрерывное социально-экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.
Проблема формулируется следующим образом: выявить влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.
Цель: Развивать диалогическую речь, формировать представления о товарных отношениях людей, формировать элементарные математические представления.
Задачи:
1. Воспитывать умение детей обсуждать возникающие проблемы в процессе подготовки к игре.
2. Учить аккуратно изготавливать необходимые атрибуты, подбирать предметы-заместители.
3. Формировать умение создавать несколько сюжетосложений в игре.
4. Обогащать и активизировать словарь.
Реализация проекта :
Совместная деятельность воспитателя и детей:
1. Наблюдение за работой помощника воспитателя, воспитателя в группах детей второго и третьего года жизни.
2. Беседа «Как мы проводим выходной день»; составление рассказа из личного опыта.
3. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья» : Е. Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», А. Л. Барто «Младший брат».
4. Обыгрывание проблемных ситуаций: «ребёнок не хочет вовремя ложиться спать», «мама спешит на работу и не успевает закончить домашние дела».
5. Изготовление предметов-заместителей.
6. Постройка мебели.
Совместная деятельность детей и родителей:
1. Наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми.
2. Помощь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты.
3. Изготовление одежды для кукол.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение личного опыта детей.
2. Формирование у детей представлений об окружающем.
3. Расширение у детей круга ролевых действий.
Цель: Формировать у детей уверенность, умению общаться с окружающим миром.
Задачи:
- Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме:
«Магазин».
- Научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать к
культуре общению.
- Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.
- Закрепить название чисел и счет чисел до 100.
Оборудование: Мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапка; атрибуты: касса, деньги, чек, ценники; продукты, таблички с названиями продуктов, с вопросами и ответами.
Речевой материал: Название продуктов: шоколад, хлеб, сок, чай, молоко, йогурт, кефир, сыр. Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, я хочу,
спасибо, до свидания. Я буду продавцом, что хочешь (те) купить? Сколько? Хлеб … стоит … рублей, возьмите чек (деньги). Магазин, продукты, продавец, касса, деньги.
Организационный момент.
Сегодня у нас гости, они будут смотреть на вас и слушать как вы говорите. Говорите хорошо, правильно и внятно.
- Мы будем сегодня играть. Вначале мы повторим все необходимые слова и фразы необходимые для проведения игры, потом вы посмотрите, как мы с Сашей будем играть, затем вы будете играть сами. (при помощи пиктограмм показать детям план игры и ввести новый словарь, то есть, что они сегодня узнают, после этого дети рассаживаются по местам).
- В какую игру мы будем сегодня играть? (выслушать ответы детей и варьировать вопросы по мере их ответов).
- Вы были в магазине? - Да.
- С кем вы были? - С вами.
- В каком магазине были? - Продуктовом.
- Что есть в продуктовом магазине? - Продукты: колбаса, хлеб, сыр…
- Что есть в овощном магазине? - Овощи, огурцы, свекла, картофель…
- Кто работает в магазине? - Продавец, кассир, консультант.
- Что это? - Это касса.
- Что это? - Это чек.
- Что это? - Это деньги.
А теперь посмотрите, как мы будем играть с Сашей. Я буду продавцом, а Саша будет покупателем. А вы все смотрите нас и слушайте внимательно. Потом и вы будете играть сами.
В ходе показа, поясняю детям, кто я и что делаю, кто Саша и что он делает.
- Я продавец - Я продаю.
- Саша покупатель - Саша покупает.
Ход игры:
Покупатель: Продавец:
- Здравствуйте! - Здравствуйте!
- Что хотите купить?
- Я хочу купить…
- Дайте мне пожалуйста … - Сколько?
- Один (у) коробку … - Хлеб стоит … рублей.
- Возьмите деньги. - Возьмите пожалуйста чек.
- Спасибо, до свидания! - До свидания!
Вопросы на повторение и закрепление словаря.
- Кто я? - Продавец.
- Что я делала? - продавала.
- Кто Саша? - Покупатель.
- Что он делал? - Покупал.
Давайте поиграем, Саша ты будешь - продавец, а вы все будете покупателями. Покупатели вставайте в очередь. Кто будет первым, вторым? Далее наблюдаю и контролирую игровую деятельность.
В ходе самой игры можно спросить у других детей: что купил (а) Алик, Рома … и сколько? Можно предложить детям купившим продукты, положить деньги в кошелек, положить продукты в пакет и спросить, что они сделали.
Заключение:
- Что мы сегодня делали? (играли, говорили,).
- В какую игру мы играли? (выслушать ответы детей).
- Хорошо играли? (выслушать ответы).
- Что мы сегодня узнали? (выслушать ответы детей).
- Что делает продавец? - Продает.
- Что делает покупатель? - Покупает.
Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. А тем детям, у которых не активизировался словарь, сказать, чтобы они еще немного постарались подобрать словесные фразы, чтобы продавцу было понятно. Напомнить детям, чтобы поблагодарили гостей и попрощались.
Традиционные сюжеты игр «Семья», «Магазин», «Больница» и др. становятся более развернутыми и детализированными. Дети начинают отражать профессиональные отношения людей, социально-личностные аспекты взаимодействия. Так «мама» и «папа» становятся представителями определенных профессии, что находит отражение в содержании и форме игрового общения детей, в игровых действиях, развитии сюжета игры. В «Больнице» появляется несколько отделений, а также аптека, столовая для больных, вводятся новые роли и т. д. Наряду с традиционными сюжетами появляются новые, отражающие современные социальные явления: «Супермаркет», «Спасатели», «Путешествия» и т. д. Подготовка к подобным играм предполагает большую работу воспитателей по обогащению представлений детей на экскурсиях, во время просмотра видеозаписей, чтения литературных произведений, рассматривания картин, иллюстраций, журналов, рекламных материалов, рассказов и бесед. В перечисленных формах работы воспитатель обязательно решает задачи развития речевых и неречевых средств общения: умение воспроизводить и самостоятельно строить диалоги (например, потерпевшего и спасателя, путешественника и экскурсовода, покупателя и кассира, составлять описательные рассказы (как будет выглядеть помещение супермаркета, повествовательный текст (планирование сюжета будущей игры, речь-рассуждение (какую роль можно лучше исполнить в игре).