Папки-передвижки

Педагогический проект «Театр и дети» в старшей группе

Наталья Мартынова
Педагогический проект «Театр и дети» в старшей группе

Мартынова Н. А., воспитатель

МБДОУ Детский сад № 121

Г. Архангельск

Проект

«Театр и дети»

Педагогический проект, направленный на развитие театрализованной деятельности детей старшей группы детского сада.

Пояснительная записка.

Публикация «Педагогический проект „Театр и дети“ в старшей группе» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) направлен на решение в том числе таких задач, как:

«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности).

Прописанные во ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, включают в себя следующие:

«ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности»

«ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения»

Актуальность.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Проблема.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.

Цель.

Развитие личностных качеств детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

- выявление уровня знаний детей и родителей о театре;

- изучение и систематизация методического материала по теме;

- разработка плана реализации проекта; разработка сценариев мероприятий, конспектов бесед, содержания занятий театральных мастерских;

- формирование у детей основ театральной культуры через цикл бесед, игр, наглядный материал;

- организация работы театральных мастерских, разработка тематического плана;

- обеспечение взаимосвязи театральной деятельности с другими видами деятельности;

- создание картотеки игр и упражнений на развитие творческой активности, интонационной выразительности, выразительной мимики, песенного творчества, ритмопластики, культуры и техники речи и коммуникативных навыков детей; включение этих игр и упражнений в ежедневную совместную деятельность;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение возможности для активной театрализованной деятельности;

-организация и постановка спектаклей, праздничных мероприятий, театрализованных действий с участием всех детей группы (по алгоритму);

- организация просмотра спектаклей выездного театра, обсуждение просмотренного;

- повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей;

- привлечение родителей к театрализованной деятельности в детском саду.

Вид проекта : информационно-творческий, долгосрочный

Сроки реализации: октябрь-май

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, ДЦ «Всёмчик», ДМШ №1

Планирование и реализация проекта

№ Мероприятия Содержание, задачи Ответственные Сроки

I Этап-подготовительный

1. Изучение методической и художественной литературы, подбор демонстрационного и художественного материала Разработать план реализации проекта, оснастить РППС Воспитатели октябрь

2. Диагностическая беседа с детьми «Что мы знаем о театре Выявить уровень знаний детей о театре; отношение детей к театру, театрализованной деятельности Воспитатели

3. Устный опрос родителей

«Играете ли вы с ребенком в театр Выявить уровень знаний родителей о театре и театрализованной деятельности; отношение родителей к театрализованной деятельности Воспитатели

4. Пополнение книжного уголка книгами, альбомами по теме Воспитатели

Родители

II этап - основной

Совместная деятельность воспитателя с детьми в течение всего учебного года:

- чтение и обсуждение художественных произведений (знакомить с окружающим миром во всем его многообразии через художественные образы, через вопросы заставлять их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершенствовать речь; в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизировать словарь детей совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; развивать чувства детей, их эмоциональную сферу, умение сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события приобщать их к духовным ценностям);

- проведение игр и бесед по формированию основ театральной культуры (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров; знакомить с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала) 1 раз в неделю по плану;

- проведение игр и упражнений на развитие творческой активности, интонационной выразительности, выразительной мимики, песенного творчества, ритмопластики, культуры и техники речи и коммуникативных навыков детей;

- работа театральных мастерских (совместная художественная деятельность детей и воспитателя по освоению разных видов театра (настольный, пальчиковый, теневой и др., - познакомить с видами кукольного театра, научить играть, тренировать в изготовлении персонажей и декораций, в разыгрывании сюжета) 1 раз в неделю по плану+ ежедневно в самостоятельной деятельности;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение возможности для активной театрализованной деятельности (усилиями педагогов, детей и родителей);

- организация просмотра спектаклей выездного театра, обсуждение просмотренного.

- обеспечение взаимосвязи театральной деятельности с другими видами деятельности

4. Оформление родительского уголка, размещение информации в группе ВК по теме «Театр для всех» Оформление информации об истории театра, его видах. Повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей Воспитатели октябрь

5. «Разноцветная осень» праздничное мероприятие Разработка сценария, разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции, организация мероприятия. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы, выступают в качестве зрителей. Воспитатели

Муз. Рук.

6. Оформление родительского уголка, размещение информации в группе ВК по теме «Театр в нашем городе» Информация о театрах города Архангельска, их детском репертуаре. Повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей Воспитатели ноябрь

7. Концерт «Праздник для наших мамочек» Участие в концерте детей: чтение стихов, танцы, песни, сценки. Работа с детьми: подбор, разучивание репертуара, подготовка костюмов. Родители участвуют в разучивании репертуара, подготовке костюмов, в качестве зрителей. Воспитатели

Муз. Рук.

8. ДМШ № 1: концерт учащихся школы. Просмотр, обсуждение Воспитатели

9. ДЦ Всёмчик.

«Тяпа-Ляпа в стране Чистюль» Просмотр, обсуждение Воспитатели

10. Консультация для родителей по теме «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театрализованной деятельности» Донести до родителей информацию о том, как важна для детей театрализованная деятельность и каковы условия для ее развития. Повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей. Воспитатели декабрь

11. «Новогодний карнавал» праздничное мероприятие Разработка сценария новогоднего праздника, разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции, организация мероприятия. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы, выступают в качестве актеров и зрителей. Воспитатели

Муз. Рук.

12. ДЦ Всёмчик.

«Приключения в лесу. Ёлки-на-горке» Просмотр, обсуждение Воспитатели

13. Оформление родительского уголка, размещение информации в группе ВК по теме «Театр в детском саду : специфика создания театра» Оформление информации о специфике создания театра в детском саду и дома. Повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей Воспитатели

январь

14. Праздничное развлечение «Прощание с елкой» Участие, обсуждение впечатлений Муз. Рук.

Воспитатели

15. Праздничное развлечение «Пришла коляда, отворяй ворота!» Работа с детьми: подбор, разучивание репертуара, подготовка костюмов. Родители участвуют в разучивании репертуара, подготовке костюмов. Воспитатели

16. Рождественские посиделки. Развлечение Участие, обсуждение впечатлений Муз. рук.

Воспитатели

17. ДЦ Всёмчик.

«Зимняя сказка» Просмотр, обсуждение Воспитатели

18. Консультация для родителей «Прослушивание музыкальных сказок дома» Донести до родителей информацию о разнообразии репертуара музыкальных сказок, их значении в развитии детей, специфике выбора, особенностях слушания. Презентовать подборку музыкальных сказок. Воспитатели февраль

19. Праздничное мероприятие 23 февраля – День Защитника Отечества

Разработка сценария новогоднего праздника, разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции, организация мероприятия. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы, выступают в качестве актеров и зрителей. Воспитатели

Муз. Рук.

20. Конкурс семейных талантов в рамках «Недели психологии»

Приобщение родителей к совместному творчеству с детьми. Дети и родители подбирают и разучивают номера, подбирают костюмы, декорации, выступают в качестве артистов и зрителей. Педагог-психолог

Муз. Рук.

Воспитатели

21. ДЦ Всёмчик.

«Мой папа самый-самый» Просмотр, обсуждение Воспитатели

22. Консультация для родителей «Театрализованные игры-путь к детскому творчеству» Повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей : разнообразие театрализованных игр, их значение в детском творчестве. Подборка игр для занятий родителей с детьми дома. Воспитатели март

23. Праздник, посвященный 8 марта. Разработка сценария, разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции, организация мероприятия. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы, выступают в качестве артистов и зрителей. Воспитатели

Муз. Рук.

24. Театральный мини – фестиваль : спектакли, театрализованные шоу, Проводы Зимы, Весенняя Ярмарка. Постановка спектакля, шоу: разработка сценария, разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции, организация мероприятия. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы, выступают в качестве артистов и зрителей. Воспитатели

Муз. Рук.

25. Подготовка к региональному конкурсу «Наследие поморья» Постановка спектакля: подбор произведения, разработка сценария, разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы. Воспитатели

Муз. Рук.

26. ДЦ Всёмчик. «Храбрый лягушонок» Просмотр, обсуждение Воспитатели

27. Консультация «Как поддержать у детей интерес к театру» Повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей : советы по приобщению детей к театральной культуре, поддержанию интереса к театру. Воспитатели апрель

28. Подготовка к региональному конкурсу «Наследие поморья» Выступление Постановка спектакля: разучивание ролей, подбор костюмов, декораций, репетиции. Дети выступают в роли героев, родители помогают разучивать роли, готовить костюмы. Воспитатели

Муз. Рук.

29. Фотовыставка «Театральный мини - фестиваль» Организация выставки, экскурсия, обсуждение Зам. Заведующего по воспит. работе

Воспитатели

30. ДЦ Всёмчик. «Джим и Джон спешат на помощь» экологич. сказка Просмотр, обсуждение Воспитатели

III этап - заключительный

1. Диагностические беседы с детьми Выявить изменения в уровне знаний о театре, уровень заинтересованности в театрализованной деятельности Воспитатели май

2. Анкетирование родителей Выявить изменения в уровне знаний о театре, уровень заинтересованности в театрализованной деятельности детей, наметить дальнейшие пути развития проекта Воспитатели

3. Создание фотоальбома «Мы-артисты» Создать альбом с фотографиями со всех мероприятий Воспитатели

4. Консультация для родителей «Театр нон-стоп» (брошюра) Подобрать игры и упражнения, примерный перечень худ. Произведений и мероприятий на приобщение детей к театральной деятельности в летний период. Воспитатели

Планируемые результаты:

-расширение знаний об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;

-формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;

-развитие речи, правильной артикуляции; тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений, скороговорок, а также расширение интонационной палитры речи; обогащение словарного запаса;

-развитие памяти, фантазии, образного мышления;

-совершенствование пластики тела, координация движений, гибкости;

-развитие навыка передачи эмоций и чувств через мимику, жесты;

-активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами ;

-ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);

-формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);

-развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;

-формирование театральной культуры : знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала;

- повышение компетентности родителей в организации театрализованной деятельности детей;

- привлечение родителей к театрализованной деятельности в детском саду.

Продукты проекта :

Календарно-тематический план работы с детьми и родителями, картотека сценариев, бесед, игр и упражнений; костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности; фотоальбом «Мы-артисты»

Условия реализации проекта :

Кадровые ресурсы Дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Материально-технические ресурсы Помещение группы, музыкальный зал, спортивный зал, рекреация, музыкальная гостиная, костюмы, атрибуты для театрализованной деятельности, ноутбук, видеопроектор, музыкальный центр, демонстрационный и раздаточный материал, книги и альбомы, материалы для проведения творческих занятий.

Финансовые ресурсы База ДОУ, личные средства педагога, родителей

Социальные ресурсы ДЦ «Всёмчик», ДМШ №1

Возможные риски

Риски Меры по их устранению

Недостаточное оснащение костюмерной ДОУ, РППС группы Привлечение детей и родителей к изготовлению необходимых костюмов, атрибутов и декораций

Низкая активность родителей Индивидуальные беседы с родителями

Карантин в группе Предусмотреть возможность перенесения мероприятий на другой срок, замена актерского состава

Возможность распространения проекта :

Результаты работы по проекту будут представлены на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Использованная литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.

4. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

5. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М. :ВАКО, 2007

6. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Проект для старшей группы «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» Алла Гошокова Проект для старшей группы «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» Организация проектной деятельности ТЕМА: «Пейте, дети,молоко.

Педагогический проект «Новый год у ворот» в старшей разновозрастной группеПедагогический проект «Новый год у ворот» в старшей разновозрастной группе Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома,.

Педагогический проект по экологии в средней группе ДОУ «Жил-был одуванчик»Педагогический проект по экологии в средней группе ДОУ «Жил-был одуванчик» Педагогический проект в средней группе ДОУ «Жил-был одуванчик» Выполнила и разработала: Трунаева Альбина Сергеевна Вид проекта: краткосрочный.

Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно –.

Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте»Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества»Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества» Педагогический проект в старшей логопедической группе "День защитника Отечества" Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи»Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проект по театральной деятельности в старшей группе «Играем в театр»Проект по театральной деятельности в старшей группе «Играем в театр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Проект по театральной деятельности в старшей.

Проект «Театр и дети» в подготовительной группе компенсирующего видаПроект «Театр и дети» в подготовительной группе компенсирующего вида Проект «Театр и дети» в подготовительной группе компенсирующего вида. Тип проекта: Познавательно-творческий. Продолжительность: с 9.03 по.

Проект «Театр и дети» в старшей группеПроект «Театр и дети» в старшей группе Получилось так, что ноябрь - месяц театральный. Потому что год театра в России ещё не закончился. Вот и было решено в рамках тематической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Театр и дети» в старшей группе
Опубликовано: 6 июня 2020 в 20:50
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД