МААМ-картинки

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста»

катя катерина
Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста»

Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница»

Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений

Администрации МО ГО «Воркута»

Педагогический проект

«Устное народное творчество

как средство развития речи детей

раннего возраста»

Подготовила: воспитатель Шурыгина С. Л.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Публикация «Педагогический проект „Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Руководитель проекта: воспитатель Шурыгина Светлана Леонидовна.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст воспитанников: ранний возраст.

Актуальность:

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

РАО (Разенковой Ю. А., Дунаевой И. Г., Баенской Н. Н.) доказано, что дети в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т. д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше % речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.

Цель:

Развивать эмоциональное, речевое развитие, познавательные и коммуникативные способности детей раннего возраста приобщая их к устному народному творчеству.

Задачи:

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогащать и расширять словарь детей, используя разные фольклорные жанры.

- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Тип проекта:

Творчески - поисковый.

Срок реализации:

Долгосрочный (2 года).

Принципы:

- максимальной личностной направленности коррекционного воздействия;

- ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;

- предметно-практической направленности;

- формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.

Продукт деятельности детей совместно с другими участниками:

• Фольклорный праздник «В гостях у матрёшки».

• Театрализованное представление по сказке «Теремок» для детей 1 мл. группы, с участием детей из подготовительной группы.

• Фольклорный праздник «На пирожки к бабушке Варварушке».

• Фольклорное развлечение «Нам потешка на зубок, а другая на другой».

Формы реализации проекта:

Учебная деятельность на игровой основе, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы:

наблюдение, рассказ, игры, показ.

Ресурсы проекта:

Необходимое обеспечение:

• Методическая литература.

• Картотека загадок, потешек, песенок -закличек, колыбельных, игр, прибауток, поговорок, пословиц).

• Фотографии, иллюстрации.

• Различные виды театра.

• Аудиосистема, диски с народной музыкой, с потешками, сказками.

• Народные костюмы, элементы костюмов.

• Предметы быта.

• Народные музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, погремушки, трещотки, ложки).

• Маски в соответствии с образами текстов.

• Игрушки-забавы, подобранные в соответствии с текстом потешек.

• Библиотечка для малышей серия «Топотушки», книжки – малышки.

Гипотеза:

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Этапы

реализации проекта:

1) подготовительный:

подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству; подбор музыкального материала, иллюстраций, фотографий. Оформление информации для родителей.

2) собственно – исследовательский (основной):

выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом:

• Диагностика речевого развития детей на начало проектной деятельности и на конец (Приложение №16).

• Составление перспективного планирования на 2 года по теме: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста». (Приложения №13). Планирование работы с включением фольклорного материала (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,

интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и

видами деятельности детей.

• Выстроить систему преподнесения фольклорного материала в соответствии с принципами:

* доступности;

* постепенности;

* систематичности;

* функциональности.

• Подборка произведений малых жанров русского фольклора для использования в режимных процессах с детьми раннего возраста. (Приложение №17).

• Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры». (Приложение № 4).

• Фольклорное развлечение «Нам потешка на зубок, а другая на другой» (Приложение № 15).

• Фольклорное занятие для показа студентам Воркутинского Педагогического колледжа на тему: «Игра с ложкой». (Приложение №14)

• Изготовление красочных иллюстраций к потешкам.

• Изготовление совместно с родителями пальчикового театра по русским народным сказкам.

• Консультация для молодых специалистов МБДОУ на тему: «Использование фольклора в режимных процессах с детьми раннего возраста» (Приложение № 18).

• Фольклорный праздник «В гостях у матрёшки» (Приложение №19).

• Изготовление дидактических пособий к речевым играм, к потешкам, к сказкам.

• Консультация для родителей: «Пойте детям колыбельные песни» (Приложение №20).

• Мини-доклад из опыта работы на тему: «Народные подвижные игры в оздоровительной работе с детьми раннего возраста» на педагогическом совете «Здоровый жизнерадостный ребёнок» (Приложение № 6).

• Создание мини-музея «Далёкая седая старина», который поможет приобщению детей к истокам традиционной семейной культуры.

• Фольклорный праздник «На пирожки к бабушке Варварушке» (Приложение №21).

• Фото-презентация педагогического проекта «Устное народное творчество, как средство развития детей раннего возраста»

(Приложение №22).

3)завершающий:

обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

4)Оформление:

оформление документации и материалов проекта.

5)Презентация:

представление творческого отчёта о проектной деятельности.

Литература:

1. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. ,1997.

2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, на родном языке. М. 1982.

3. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

4. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.

5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

6. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

8. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

10. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3лет. М., 2009.

Публикации по теме:

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития математических способностей» Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов. Важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка играет.

Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Устное народное творчество таит в себе.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.

Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: выявление и изучение значения устного народного творчества.

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества Задачи: Через устное народное творчество ребенок.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 23:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД