катя катерина
Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница»
Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений
Администрации МО ГО «Воркута»
Педагогический проект
«Устное народное творчество
как средство развития речи детей
раннего возраста»
Подготовила: воспитатель Шурыгина С. Л.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Публикация «Педагогический проект „Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Руководитель проекта: воспитатель Шурыгина Светлана Леонидовна.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст воспитанников: ранний возраст.
Актуальность:
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
РАО (Разенковой Ю. А., Дунаевой И. Г., Баенской Н. Н.) доказано, что дети в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т. д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше % речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.
Цель:
Развивать эмоциональное, речевое развитие, познавательные и коммуникативные способности детей раннего возраста приобщая их к устному народному творчеству.
Задачи:
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогащать и расширять словарь детей, используя разные фольклорные жанры.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Тип проекта:
Творчески - поисковый.
Срок реализации:
Долгосрочный (2 года).
Принципы:
- максимальной личностной направленности коррекционного воздействия;
- ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;
- предметно-практической направленности;
- формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.
Продукт деятельности детей совместно с другими участниками:
• Фольклорный праздник «В гостях у матрёшки».
• Театрализованное представление по сказке «Теремок» для детей 1 мл. группы, с участием детей из подготовительной группы.
• Фольклорный праздник «На пирожки к бабушке Варварушке».
• Фольклорное развлечение «Нам потешка на зубок, а другая на другой».
Формы реализации проекта:
Учебная деятельность на игровой основе, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность
(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
Методы:
наблюдение, рассказ, игры, показ.
Ресурсы проекта:
Необходимое обеспечение:
• Методическая литература.
• Картотека загадок, потешек, песенок -закличек, колыбельных, игр, прибауток, поговорок, пословиц).
• Фотографии, иллюстрации.
• Различные виды театра.
• Аудиосистема, диски с народной музыкой, с потешками, сказками.
• Народные костюмы, элементы костюмов.
• Предметы быта.
• Народные музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, погремушки, трещотки, ложки).
• Маски в соответствии с образами текстов.
• Игрушки-забавы, подобранные в соответствии с текстом потешек.
• Библиотечка для малышей серия «Топотушки», книжки – малышки.
Гипотеза:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Этапы
реализации проекта:
1) подготовительный:
подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству; подбор музыкального материала, иллюстраций, фотографий. Оформление информации для родителей.
2) собственно – исследовательский (основной):
выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом:
• Диагностика речевого развития детей на начало проектной деятельности и на конец (Приложение №16).
• Составление перспективного планирования на 2 года по теме: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста». (Приложения №13). Планирование работы с включением фольклорного материала (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,
интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и
видами деятельности детей.
• Выстроить систему преподнесения фольклорного материала в соответствии с принципами:
* доступности;
* постепенности;
* систематичности;
* функциональности.
• Подборка произведений малых жанров русского фольклора для использования в режимных процессах с детьми раннего возраста. (Приложение №17).
• Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры». (Приложение № 4).
• Фольклорное развлечение «Нам потешка на зубок, а другая на другой» (Приложение № 15).
• Фольклорное занятие для показа студентам Воркутинского Педагогического колледжа на тему: «Игра с ложкой». (Приложение №14)
• Изготовление красочных иллюстраций к потешкам.
• Изготовление совместно с родителями пальчикового театра по русским народным сказкам.
• Консультация для молодых специалистов МБДОУ на тему: «Использование фольклора в режимных процессах с детьми раннего возраста» (Приложение № 18).
• Фольклорный праздник «В гостях у матрёшки» (Приложение №19).
• Изготовление дидактических пособий к речевым играм, к потешкам, к сказкам.
• Консультация для родителей: «Пойте детям колыбельные песни» (Приложение №20).
• Мини-доклад из опыта работы на тему: «Народные подвижные игры в оздоровительной работе с детьми раннего возраста» на педагогическом совете «Здоровый жизнерадостный ребёнок» (Приложение № 6).
• Создание мини-музея «Далёкая седая старина», который поможет приобщению детей к истокам традиционной семейной культуры.
• Фольклорный праздник «На пирожки к бабушке Варварушке» (Приложение №21).
• Фото-презентация педагогического проекта «Устное народное творчество, как средство развития детей раннего возраста»
(Приложение №22).
3)завершающий:
обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
4)Оформление:
оформление документации и материалов проекта.
5)Презентация:
представление творческого отчёта о проектной деятельности.
Литература:
1. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. ,1997.
2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, на родном языке. М. 1982.
3. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
4. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.
5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
6. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
8. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
10. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3лет. М., 2009.