Людмила Сирик
Педагогический проект в старшей и подготовительной к школе группах «Три дня здорового образа жизни!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно - творческий, оздоровительный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп; воспитатели; родители, специалисты детского сада.
Актуальность: В настоящее время одной из острейших проблем является обеспечение здоровья детей, так как выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Оценка физического развития показала, что за последние десятилетия отмечается снижение гармонично развитых детей и увеличивается число детей с дисгармоничным развитием. Поэтому, проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. И, если, приучать ребенка с младшего дошкольного возраста заботиться о себе, о своем здоровье, то к старшему возрасту у него сформируются начальные знания и умения здорового образа жизни, появятся самосберегающие навыки здоровья, воспитается ценностное отношение к нему. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе союза педагогов и родителей. Только совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры создаст здоровьесберегающую среду вокруг детей и поможет им научится сохранять и созидать здоровье.
Публикация «Педагогический проект в старшей и подготовительной к школе группах „Три дня здорового образа жизни!“» размещена в разделах
- День здоровья. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: способствовать формированию начальных представлений о здоровом образе жизни; обеспечить расширение знаний о сохранении здоровья; повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
2. Вызвать желание научиться элементарным приемам сохранения здоровья.
3. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Способствовать расширению знаний у родителей о физических умениях и навыках детей.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию положительного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
2. Способствовать воспитанию желания у детей заботиться о своем здоровье.
3. Обеспечить формирование у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
1. Обеспечить развитие у детей потребности в активной деятельности.
2. Способствовать развитию потребностей в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.
План реализации проекта.
Этапы:
Подготовительный:
Цель: сформировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни.
1. Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. Разработка перспективного плана организации физкультурно - досуговых мероприятий;
4. Подготовка тематических НОД;
5. Подбор художественной литературы для чтения детям;
6. Подбор дидактического материала;
7. Познакомить педагогов - специалистов и родителей с проектом.
Основной:
Цель: вызвать желание научиться элементарным приемам сохранения здоровья.
1. НОД с детьми с введением эффективных здоровьесберегающих технологий;
2. Организация выставки детских работ на тему «Быть здоровыми хотим»;
3. Изготовление коллажа «Портрет Здоровья»;
4. Печатная консультация для родителей «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»; «Хорошо быть здоровыми!».
Завершающий:
Цель: прививать любовь к физической культуре и спорту; способствовать развитию быстроты, ловкости, смекалки, соревновательного духа, целеустремлённости; вызвать интерес к спорту и здоровому образу жизни.
1. Проведение на улице спортивного мероприятия «Зарница»;
2. Проведение спортивно – досугового развлечения веселые старты «Я, ты, он, она – все спортивные друзья» старшая и подготовительная группы;
3. Спортивно – музыкальный утренник «Рыцарский турнир» (совместно с папами);
4. Изготовление Лэпбука «Планета Здоровья» для индивидуальной работы детей по ЗОЖ (воспитатели + родители).
1 –й день «Что такое здоровье?».
*Беседа: «Витамины в жизни человека».
Цель: сформировать у воспитанников знания о роли витаминов в жизни человека; о том, какие витамины, из каких продуктов питания мы можем получить.
* Индивидуальная работа: дидактическая игра «Витамины на столе».
Цель: дать понятие об основных витаминах (“А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”) способствовать формированию знаний о том какие витамины в каких продуктах содержатся.
*Настольно – печатная игра: «Польза-вред».
Цель: обеспечить развитие умения у воспитанников классифицировать продукты по вредности и пользе для человеческого организма; обеспечить развитие логического мышления, внимания; вызвать желание вести здоровый образ жизни.
*Чтение сказки и обсуждение: Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Цель: способствовать формированию умения аргументировать свои суждения.
*Дидактическая игры: «Чудесный мешочек», «Поварята», «Где растёт каша».
Цель: способствовать формированию у детей элементарных знаний о пользе витаминов, их влиянии на детский организм; обеспечить закрепление у детей знания о пользе продуктов питания.
*Малоподвижные игры: «Хлоп, хлоп это…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий, «Меню для сказочных героев» - дети называют готовые блюда и делают шаг вперед; «Правила чистюли» (с мячом).
Цель: способствовать расширению функциональных возможностей организма детей, обогащать двигательные навыки.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА:
*НОД: Познавательное развитие. Валеология.
Тема: «Страна волшебного здоровья».
Цель: обеспечить закрепление понятие «здоровье», расширять знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм; добиться умения строить суждения, опираясь на свой личный опыт и опыт других детей, взрослых; обеспечить развитие диалогической речи.
*НОД: Рисование (Художественно –эстетическое развитие)
Тема: Медальоны здоровья.
Цель: обеспечить развитие умения передавать в рисунке, предметы необходимые для поддержания здорового образа жизни.
*«Зарница» - спортивно – военизированная игра на улице.
Цель: привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные соревнования в игровой форме.
*Беседа на тему: «Откуда берутся болезни».
Проводит старшая медицинская сестра детского сада Сулейманова Н. И.
Цель: сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; добиться умения заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих людей.
*Гимнастика для глаз «Веселый гном»
Цель: обеспечить развитие умения у детей концентрировать взгляд на отдаленных объектах; способствовать развитию наблюдательности, зоркости.
*«Нарисуй здоровье, болезнь»; организация выставки работ.
Цель: развивать абстрактное мышление; умение самостоятельно выстраивать ассоциации; обеспечить развитие творческого мышления; вызвать интерес к нестандартной деятельности.
*С/р игра «Семья покупает полезные продукты»
Цель: обеспечить закрепление знаний воспитанников о полезных для здоровья продуктах питания; способствовать развитию ролевого взаимодействия, диалогической речи.
*Чтение поговорок и пословиц о здоровье.
Цель: продолжать формировать знания о значении здорового образа жизни для человека; обеспечить развитие умения понимать понятийный смысл пословиц и поговорок; способствовать развитию речи, внимания, мышления; вызвать желание вести здоровый образ жизни.
*Индивидуальная работа: «Путешествие ягодки» - плакат органов пищеварения.
Цель: обеспечить знакомство с органами пищеварения; способствовать запоминанию пути прохождения продуктов питания по организму.
2 – й день «Чистота – залог здоровья»
*Беседа: «Беседа о здоровье, о чистоте», решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Цель: добиться умения связно и последовательно высказывать свое мнение.
*Рассматривание таблицы человека и его внутренних органов и строение пищеварительной системы, плакаты о строении человека
*Рассматривание картинок с изображением органов чувств, и предметами по уходу за ними
Цель: уточнить представление у детей о главных органах человеческого организма (сердце, желудок, лёгкие, печень).
*Индивидуальная работа: разыгрывание сказки при помощи настольного театра «Девочка чумазая».
Цель: обеспечить развитие умения формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимание значимости гигиены, физических упражнений для здоровья человека на примере героев произведений художественной литературы.
*Настольно – печатная игра: «Будь здоров!»
Цель: обеспечить закрепление знаний у детей, что необходимо делать, чтобы не болеть.
*Спортивное упражнение «У меня спина прямая».
Цель: профилактика нарушений осанки у воспитанников; обеспечить закрепление знаний воспитанников о важности сохранения правильной осанки; добиться развиватия выносливости, физических навыков; вызвать желание вести здоровый образ жизни.
*Малоподвижные игры: «Собери Мишку в баню», «Угадай, что покажу».
Цель: вовлекать в ведущие роли малоактивных детей; прививать любовь к физическим упражнениям.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА: «Мойдодыр»
*НОД: Аппликация + Конструирование (Художественно –эстетическое развитие)
Тема: «Цветы здоровья»
Цель: способствовать формированию желания запомнить основы здорового образа жизни.
* НОД: Физическая культура (Физическое развитие).
Спортивно – досуговое мероприятие «Я, ты, он, она – все спортивные друзья» старшая группа №3 и подготовительная группа №13.
Цель: прививать любовь к физической культуре и спорту; обеспечить развитие быстроты, ловкости, смекалки, соревновательного духа, целеустремлённости; вызвать интерес к спорту и здоровому образу жизни.
ПРОГУЛКА: Подвижные игры по желанию детей.
Цель: добиться развития физических навыков у воспитанников, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости; вызвать интерес к совместной игровой деятельности.
*Викторина «Что мы знаем о здоровье».
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о понятии «здоровье», «ЗОЖ»; способствовать развитию логического мышления, речи, целеустремлённости, умению четко отвечать на вопросы викторины; умение работать в команде; вызвать желание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
*Составление коллажа: «Портрет Здоровья».
Цель: систематизировать полученные знания о здоровом образе жизни.
*Индивидуальная работа: дидактические игры «Как готовиться ко сну», «Какие предметы нам нужны, чтобы быть чистыми, опрятными».
Цель: систематизировать знания у детей о средствах личной гигиены.
*Психогимнастика.
Цель: уравновесить эмоции детей, поддержать положительный эмоциональный настрой во второй половине дня; гармонизировать работу органов, мозга, душевного состояния.
*Печатная консультация для родителей «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»;
Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
3 – й день «Спорт – залог здоровья»
* Рассматривание книг, альбомов о спорте.
Цель: уточнить представление воспитанников о разных видах спорта, самом понятии «спорт», о том, для чего люди занимаются физкультурой и спортом; обеспечить развитие речи.
* Ситуативный разговор «Для чего нужна зарядка».
Цель: продолжать приобщать воспитанников к регулярным занятиям физкультурой; способствовать формирование развития творческих способностей в придумывании упражнений для утренней зарядки; обеспечить уважительное отношение друг к другу.
*Индивидуальная работа: разучивание стихов: «Лёгкая атлетика» В. Пахомов
Цель: способствовать развитию памяти и слухового внимания.
*Малоподвижная игра с мячом «Какие виды спорта ты знаешь?», «Делай как я».
Цель: обеспечить закрепление знаний воспитанников о видах спорта; способствовать развитию ловкости при ловле мяча; активизировать словарь.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА:
*НОД: Лепка (Художественно – эстетическое развитие).
Тема: Точка, точка, запятая….(человек в движении).
Цель: способствовать закреплению умений использовать в работе ранее изученные приемы и навыки лепки.
*НОД: Развитие речи (Речевое развитие)
Тема: Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
Цель: добиться умения анализировать поступки героев; обеспечить развитие способностей к умозаключениям; средства гигиены по уходу за руками.
*ПРОГУЛКА: «На спортивной площадке»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, повысить двигательную активность воспитанников; обеспечить развитие чувства товарищества, взаимопомощи; вызвать радость от совместной деятельности; сформировать интерес к физической культуре, здоровому образу жизни.
*Спортивно – музыкальный утренник «Рыцарский турнир» – совместно с папами.
Цель: повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка, его двигательной активности; создание эмоционального и доброжелательного настроя.
УЖИН: Помощь детям в сохранении правильной осанки во время еды. Объяснить, что правильна осанка залог хорошего усвоения пищи.
*Беседа: «Спорт-залог здоровья»
Цель: вызвать желание заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих людей.
*Продуктивная деятельность «Нарисуй любимый вид спорта»; организация выставки рисунков: «Спорт, спорт, спорт».
Цель: способствовать закрепления умения самостоятельно задавать параметры цель-результат; самостоятельно организовывать свою деятельность; обеспечить развитие умения закреплять умение использовать в своей работе, ранее полученные знания о спорте; способствовать развитию умения создавать законченную композицию; вызвать интерес к спорту.
*Д/И: «Спортивная угадай-ка»;
Цель: обеспечить подбирать обобщающие слова и классифицировать по заданным признакам.
*Индивидуальная работа: рассказы детей о спортивных увлечениях.
Цель: обеспечить развитие умения строить суждения, опираясь на свой личный опыт и опыт других детей, взрослых.
*Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье; ритмические движения под музыку.
*Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб» (Спортивный уголок).
Цель: продолжать учить детей развивать многоперсонажные сюжеты, поощрять к импровизации, смене и совмещению ролей, стимулировать детей к использованию предметов заместителей, способствовать формированию дружеских взаимоотношений.
*Консультация для родителей: «Хорошо быть здоровыми».
Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Результаты проекта:
Проект «Три дня здорового образа жизни вместе с папой» длился 3 дня.
Во время работы над проектом дети ставили перед собой следующие цели и задачи:
Что мы знаем:
— Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.
— Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.
— Еда бывает вкусная и не вкусная.
— Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.
— Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.
— Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.
Что мы хотим узнать:
— Почему мы не болеем всё время?
— Как можно защититься от болезней?
— Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?
— Для чего нужно поддерживать полезные микробы?
— Какая пища бывает самая полезная?
— Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?
Как мы будем познавать:
— спросим у родителей;
— посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;
— посмотрим видеофильмы, мультфильмы
— спросим у врача, у друзей, знакомых;
— сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;
Ресурсы:
— рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением полезных и вредных продуктов, видов спорта
— чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок о спорте, полезных и вредных привычках, о продуктах питания
— беседы на темы проекта
— прослушивание и исполнение песен по теме проекта
— просматривание мультфильмов про микробов
Материальные:
— фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)
— художественная литература
— изо- материалы для творчества детей, строительный материал
— аудиозапись детских песенок
— видеозапись мультфильма
— атрибуты для настольных игр, дидактических, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций
Трудовые:
подбор информации и оформление материалов по теме проекта
— аппликация, лепка, рисование
Игровые:
— Дидактические игры и упражнения
---Настольно – печатные игры
— Подвижные игры
— Сюжетно-ролевые игры
В качестве результата работы над проектом рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здорового стиля поведения понимается- общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Поэтому своей целью работы над проектом поставили повысить эффективность здоровье ориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теории и практики и практического формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
Использованная литература:
1. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко «Здоровячок» система оздоровления дошкольников 2007 г.
2. Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» 2009 г.
3. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» 2004 г.
4. Е. А. Бабенкова, О. М. Федоровская «Игры, которые лечат» 2008 г.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 2010 г.
6. Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»,2003 г.
7. Алябьева Е. А. «Игры для детей 4-7 лет» Москва, 2009г.
9. Материалы из интернета.