МААМ-картинки

Педагогический проект во второй младшей группе «Организация театрализованных игр младших дошкольников»

Оксана Трохова
Педагогический проект во второй младшей группе «Организация театрализованных игр младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Сказочная» художественная деятельность или

организация театрализованных игр младших дошкольников

Пояснительная записка

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Организация театрализованных игр младших дошкольников“» размещена в разделах

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом». (К. С. Станиславский) В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятный многим, даже детям, и, может быть, особенно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, М. Д. Маханевой и др. театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития детей, умения выражать эмоции и чувства, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют её для развития в основном творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей: речевое, социо-культурное, художественно-эстетическое, познавательное развитие ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно? Ведь театрализованная деятельность считается видом творческой деятельности, в котором ребенок учитсяс помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героев, его эмоциональное состояние.

Выделим две причины:

1. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного типа», а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

2. Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

В ходе проведения диагностики был выявлен недостаточный уровень речевого развития детей. Основные компоненты не развиты у 46% детей. Большинство компонентов не развиты у 31% детей. Соответствует возрасту-23% детей. Низкий уровень инициативной речи. Большинство детей не проявляют интерес к слушанию рассказов без наглядного сопровождения, в речи чаще всего используют односложные слова и предложения, не правильно изменяют слова по лицам и падежам, не используют в речи предлоги.

У детей в младшем дошкольном возрасте на недостаточном уровне сформированы умения выражать свои эмоции.

Цель – развитие инициативной речи детей посредством театрализованных игр по сказкам Сутеева В. Г.

Задачи:

1. Разработать сиcтему театрализованных игр по сказкам В. Г. Сутеева, направленные на развитие инициативной речи детей и формирование умения выражать свои эмоции.

2. Повысить уровень собственной профкомпетентности в вопросах по развитию эмоционально-волевой и речевой сферы.

3. Создать условия для совместного творчества детей и их родителей.

Содержание проекта

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Младший дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и, особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры младших дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В них развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Работу с детьми организую, основываясь на следующих принципах

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.

Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.

Принцип преемственности – взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи (родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье).

Мною выделены основные направления работы по организации театральной деятельности с детьми:

Театральная игра-

Задачи: Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, инициативную речь.

Ритмопластика-

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи-

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, инициативную речь, разнообразную интонацию логику речи; пополнять словарный запас.

Работа над спектаклем-

Задачи: формировать умения отображать сюжет, этюд по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).

Система работы по театрализованной деятельности по сказкам В. Г. Сутеева делится на три этапа:

• художественное восприятие сказок;

• освоение специальных умений для становления основных («актер», «автор») и дополнительных позиций («костюмер»);

• самостоятельная творческая деятельность.

В пособии «Игра дошкольника» Н. А. Реуцкая выделяет условия развития театрализованных игр в системе работы детского сада:

1. наличие и развитие представлений и интереса к различным видам театра;

2. разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;

3. овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

4. серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр.

План реализации проекта

№ п/п срок проведе

ния мероприятия по реализации проекта

(форма, цель, методическое сопровождение) организация предметной

развивающей среды, разработка дидактического обеспечения

организация взаимодействия с детьми организация взаимодействия с родителями организация взаимодейст

вия с коллегами/

социальными партнерами

1 Сентябрь Посещение спектакля в Театре Драмы «День рождение Кота Леопольда» Афиша Театра Драмы, создание фотоальбома «Театр Драмы»

2 4.10.2016 1. Чтение сказки В. Г. Сутеева «Три котёнка» 2. Знакомство с перчаточным театром.

Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки Иллюстрации к сказке.

3 11.10.2016 1. Распределение ролей.

2. Повторное чтение с разыгрыванием по ролям. Изготовление перчаточных героев. Слушание фонотеки

(музыка из мультфиль

ма) Создание фонотеки

4 18.10.2016 Повторное чтение с разыгрыванием по ролям. Изготовление декораций (банка с мукой, труба с сажей, озеро, тарелка с молоком)

5 25.10.2016 Тетрализация сказки В. Г. Сутеева «Три котёнка» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Три котёнка»

6 01.11.2016 1. Чтение сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»

2. Знакомство с театром масок. Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки 1. Иллюстрации к сказке.

2. Изготовление декораций (гриб, лес, дождь).

7 08.11.2016 1. Распределение ролей.

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям. Разучивание слов Слушание фонотеки (звуки дождя, музыка из мультфильма) Создание фонотеки

8 15.11.2016 1. Изготовление масок - аппликация (муравей, бабочка, мышка, заяц, лиса, лягушка)

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям Разучивание слов

9 22.11.2016 Повторное чтение с проговариванием по ролям с использованием масок и декораций

10 29.11.2016 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»

11 06.12.2016 Чтение сказки В. Г. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки Иллюстрации к сказке.

12 13.12.2016 1. Знакомство со стендовым театром на фланелеграфе.

2. Распределение ролей. Разучивание слов Изготовление декораций (земля, небо, яйцо, озеро).

13 20.12.2016 1. Изготовление плоскостных фигур ( героев: цыпленок, утенок, бабочка, червяк).

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям Разучивание слов

14 27.12.2016 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок»

15 10.01.2017 Чтение сказки В. Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки Иллюстрации к сказке.

16 17.01.2017 1. Знакомство с пальчиковым театром.

2. Распределение ролей.

Разучивание слов

Изготовление пальчиковых героев сказки (вязание) Изготовление декораций (дом, коврик, окно, двор, озеро, цветок, конура).

17 24.01.2017 1. Изготовление пальчиковых кукол (щенок, котенок, собака, петух, рыба, пчела, лягушка, мышь)

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям с использованием масок и декораций Разучивание слов

18 31.01.2017 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»

19 07.02.2017 Чтение с использованием презентации В. Г. Сутеева «Разные колёса» Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки 1. Иллюстрации к сказке.

2. Изготовление декораций (лес, пенек, теремок, телега, прялка, тачка, колодец, мельница).

20 14.02.2017 1. Знакомство с театром на конусах.

2. Распределение ролей. Разучивание слов

21 21.02.2017 1. Изготовление кукол-конусов (муха, лягушка, ежик, петух, заяц)

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям с использованием кукол-конусов и декораций Разучивание слов

22 28.02.2017 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Разные колёса» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»

23 07.03.2017 Чтение с использованием презентации В. Г. Сутеева «Петух и краски» Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки 1. Иллюстрации к сказке.

2. Изготовление декораций (светящееся пано).

24 14.03.2017 1. Знакомство с театром теней.

2. Распределение ролей. Разучивание слов Изготовление декораций (лужа, лес, домик с карандашами)

25 21.03.2017 1. Изготовление контурных фигур (петух, цыплята, собака, лиса с лисятами, заяц, дети).

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям с использованием кукол и декораций Разучивание слов

26 28.03.2017 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Петух и краски» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Петух и краски»

27 04.04.2017 Чтение сказки В. Г. Сутеева «Кораблик» Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки 1. Иллюстрации к сказке.

2. Изготовление декораций (озеро).

28 11.04.2017 1. Знакомство с пластилиновым театром.

2. Распределение ролей. Разучивание слов 1. Изготовление пластилиновых героев (цыпленок, муравей, лягушка, жучок)

29 18.04.2017 1. Изготовление кораблика из пластилина и природного материала.

2. Повторное чтение с проговариванием по ролям с использованием героев и декораций Разучивание слов

30 25.04.2017 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Кораблик» 1. Оформление газеты «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Кораблик»

31 02.05.2017 Чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко» Просмотр мультфильма совместно с родителями по мотивам сказки 1. Иллюстрации к сказке.

2. Изготовление декораций (лес).

32 16.05.2017 1. Знакомство с костюмированным театром.

2. Распределение ролей. 1. Разучивание слов.

2. Изготовление костюмов (заяц, ёжик,ворона, медведь). Изготовление дидактической игры «Узнай, чья иллюстрация»

33 23.05.2017 Повторное чтение с проговариванием по ролям с использованием костюмов и декораций Разучивание слов

34 30.05.2017 Театрализация сказки В. Г. Сутеева «Яблоко» 1. Создание фильма «Наш театрик».

2. Создание фотоальбома театрализации сказки В. Г. Сутеева «Яблоко»

Ожидаемые результаты:

Итак, с младшего возраста дети начинают приобщаться к миру театра. Во II младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр во II младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Для определения эффективности проделанной с детьми работы, можно использовать карту наблюдения за театрально-игровой деятельностью детей, в которой отражены критерии овладения детьми игровыми навыками, использование их в самостоятельной деятельности, эмоциональное состояние детей, а также инициативу детей в совместной со взрослым деятельности (принимает или не принимает инициативу взрослого).

В результате наблюдений за играми детей было выявлено, что целенаправленная и систематическая работа по развитию театрально-игровых умений детей, включающая в себя ознакомление с различными видами театра, занятия с детьми, влияет на развитие детского игрового творчества, формирует у детей положительные эмоции, обогащает их впечатлениями, а также обеспечивает развитие разносторонних представлений о театрализованной деятельности.

У детей младшего возраста отмечается первичное освоение театрализованной игры - плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам авторских сказок В. Г. Сутеева.

В перспективе мы с детьми планируем показ миниспектакля для родителей в конце учебного года.

Публикации по теме:

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Педагогический проект «9 Мая — День Победы» во второй младшей группе Вид проекта: Информационно-практический Продолжительность проекта: краткосрочный 10 дней. Участники проекта: воспитатели, дети младшей.

Педагогический проект «Деревья в нашем саду» во второй младшей группе Тип: познавательно – ознакомительный. Продолжительность проекта: две недели (с 26 марта-9 апреля). Участники проекта: дети младшего дошкольного.

Педагогический проект второй младшей группы «Мы маленькие экологи» Педагогический проект II младшей группы "Мы маленькие экологи" Подготовила: Рудинская Ирина Викторовна. Проект "Мы маленькие экологи".

Педагогический проект «Пасхальная радость» во второй младшей группеПедагогический проект «Пасхальная радость» во второй младшей группе Пасхальная радость для малышей, Праздник в кругу семьи и друзей! Пасху радостно встречаем, Всех людей мы поздравляем! Реализация педагогического.

Педагогический проект «Да, здравствует, мыло душистое» во второй младшей группеПедагогический проект «Да, здравствует, мыло душистое» во второй младшей группе Педагогический проект. Тема: «ДА, ЗДРАВСТВУЕТ, МЫЛО ДУШИСТОЕ!» Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад.

Педагогический проект «Волшебная капелька воды» во второй младшей группеПедагогический проект «Волшебная капелька воды» во второй младшей группе Что такое вода?Что такое вода? Малышам интересно! И зачем нам вода? Призадумались вместе. А вода - это друг, Без воды не прожить! И.

Педагогический проект экологической направленности во второй младшей группе «Божьи коровки — в пятнышках обновки» Название проекта: «Божьи коровки-в пятнышках обновки». Вид проекта: групповой, познавательно-информационный. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект во второй младшей группе «Организация театрализованных игр младших дошкольников»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 17:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект во второй младшей группе «Организация театрализованных игр младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Трохова (УИ 98317) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД