Педагогический совет «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Галина Ткаченко
Педагогический совет «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела Ткаченко Галина Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории.

Б. Г. Ананьев, «…. самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека…».

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Поэтому возраст раннего детства наиболее благоприятен для сенсорного развития.

Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной памяти.

Восприятие является фундаментом формирующегося интеллекта ребенка.

Целью сенсорного развития является формирование сенсорных способностей у малышей. Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств.

Для развития сенсорных способностей детей нужно решить следующие задачи:

формировать у детей способы обследования предметов,

формировать сенсорные эталоны,

формировать умения самостоятельно применять способы обследования,

знакомить с величиной и формой предметов,

развивать творческие способности, любознательность.

Для выполнения всех задач нужно создать условия.

- создание развивающей среды в группе;

- проведение праздников и развлечений;

- широкое использование дидактических игр и упражнений;

- развитие сенсорных эталонов через экспериментирование.

Формы организации детей:

- «Педагог и ребенок» - при совместной деятельности педагога и ребенка.

- «Я и мама» - при совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

- «Я- сам»- при самостоятельной деятельности ребенка с дидактическим пособием или игрушкой.

Одним из средств сенсорного воспитания у детей раннего дошкольного возраста являются дидактические игры и упражнения. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, сенсорных навыков, интеллектуальных операций.

Существует 4 этапа работы с дидактическим пособием.

1. Первичное ознакомление с дидактическим пособием или игрой.

2. Совместное изучение. (взрослый и ребенок).

3. Самостоятельная работа ребенка.

4. Совместная работа нескольких детей.

Я хочу представить вашему вниманию несколько дидактических пособий для развития сенсорных способностей, сделанных своими руками.

«Прищепки»

«Уточка»

«Паучок»

«Разноцветные ленточки»

«Волшебная картина»

«Бабочка»

«Заплатки»

В качестве средств сенсорного воспитания у детей, кроме дидактических игр используется:

- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);

- детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги и картона).

Для положительного результата в работе, используют методы:

1. Словесные (рассказ, объяснение, ответ-вопрос, художественное слово).

2. Наглядные (рассматривание, сравнение).

3. Игровые (игровая деятельность).

4. Практические (продуктивная деятельность, экспериментирование).

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста с ЗПР» Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия.

Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста «Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Развитие сенсорных способностей.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Педагогический совет «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 03:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1. Доброе время суток, уважаемые друзья и коллеги, заглянувшие на мою страничку! Предлагаю Вам фотозарисовку...
Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе
Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить внимание на...
Работа с родителями. Групповая акция совместного творчества «Новогоднее настроение»...
Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас с АКЦИЕЙ, которая была организована на кануне Наступающего Нового года для родителей и дошкольников младшей группы....