Лучший педагог года

Педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации

Елена Изетова
Педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации

Постановка проблемы. Аутизм – это сложное нервное расстройство, которое имеет такие характерные черты, как замкнутость в себе, нарушения в области коммуникативных связей, потеря эмоционального контакта с другими людьми, погрязание в личный мир переживаний, а также расположения к стереотипному поведению. Россия не ведет статистику по количеству людей, страдающих аутизмом в стране, поэтому рассмотрим мировые данные. В соответствии со статистикой, в современном мире аутизмом страдает более 10 млн. человек, всего лишь несколько десятков лет назад, на 10 000 жителей приходился лишь один человек, страдающий аутизмом. С каждым годом людей страдающих данным расстройством становится на 11–17% больше. Статистика детей, страдающих аутизмом в России также не ведется, однако, по мнению, детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. С. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России [5]. Исследователи утверждают, что статистика людей страдающих аутизмом будет расти и дальше, стоит также отметить, что дети с подобными отклонениями в 18 лет ставят диагноз «шизофрении», и они становятся недееспособными. Решением данной проблемы следует заниматься сразу после её обнаружения, поэтому важно предпринять меры по организации педагогического сопровождения детей аутистов в дошкольном учреждении.

Публикация «Педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации» размещена в разделах

Анализ исследований и публикаций. Изучением темы развития детского аутизма исследователи начали заниматься не так давно. Отдельные описания детей, страдающих аутизмом можно встретить в специальных исследованиях начала ХХ столетия. С середины прошлого века изучения на данную тему стали увеличиваться, появились понятия категорий о детях с аутистическим поведением: ранний инфантильный аутизм, синдром Каннера, неконтактные дети, болезнь Геллера, аутистическая психопатия и др. С 70-х годов ХХ столетия исследования на тему диагностики аутизма стали более разграниченными. Ученые стали принимать тот факт, что на развитие аутизма влияют наследственные и клинические факторы, а также аспект окружения. К современным исследователям данной проблемы можно отнести В. Е. Кагана и Г. Гаффнея, они имеют определенные противоречия в отношения вопроса происхождения детского аутизма. Например, В. Е. Каган пишет об органическом происхождении этого расстройства, а Г. Гаффней исключает эту точку зрения. Исследователи В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг указывают внешние элементы данного расстройства – это своеобразная игра, когда ребёнок играет один, с предметами домашнего обихода, а не игрушками [2, c. 19]. Также когда ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Исследователи Н. Г. Манелис и В. М. Башиной в своих работах отмечают, что у таких детей плохо развита моторика [3, c. 18].

Цель данной статьи заключается в рассмотрении программы педагогического сопровождения детей аутистов в дошкольной организации.

Изложение основного материала. Выше нами уже было отмечено, что у детей с расстройствами аутизма нарушено развитие коммуникативных функций, социального взаимодействия. Такие дети не могут найти общий язык со своими сверстниками, они не имеют общих интересов, замкнуты в себе, дети, страдающие данным расстройством не социализированы, и им сложно взаимодействовать с обществом. Данную проблему нельзя запускать, поскольку она может превратиться в ещё большее расстройство. По этой причине возможность находиться в группе с похожими детьми, участвовать с ними в совместной деятельности дает детям необходимый для жизни опыт, способствующий стимулированию коммуникативных навыков. Поэтому дети страдающие аутизмом нуждаются в комплексной коррекционно-педагогической программе.

Коррекционно-педагогическая программа для детей аутистов в дошкольной организации включает в себя несколько и направлений. Педагогическое сопровождение детей аутистов имеет два направление:

1. Работа с родителями, которая подразделяется на два этапа:

– сбор информации о ребенке, определение его проблемы;

– далее родителям объясняется, что такое аутизм, как нужно общаться с ребенком, педагогами вносятся изменения во взаимоотношениях «ребенок-родитель».

2. Работа непосредственно с ребенком аутистом, которая включает в себя несколько этапов:

– диагностический этап, во время которого проводится педагогическая диагностика. Педагоги составляют специальную таблицу, где учитываются специальные сферы развития ребенка, а также назначаются ответственный педагог за каждую сферу, который помогает развить у ребенка определенное умение. Каждую неделю педагоги должны оценивать уровень сформированности определенного умения, если навык не был сформирован, в таблице пишется 0 баллов, если навык развит частично, он оценивается в 1 балл, если развит полностью – 2 балла.

– адаптационный этап, является сложным этапом в педагогической деятельности для ребенка, поскольку на этом этапе ребенку предстоит ознакомиться и освоить навыки самообслуживания. Этот период требует огромного терпения для педагога, поскольку даже застегнуть пуговицу может занять большое количество времени. Данный период может занять два месяца. В этот период ребенок чувствует множество трудностей, поскольку адаптация характеризуется именно такими чертами, которые нарушены у таких детей – это социализация и коммуникация. Данный период может быть обострен такими формами поведения, как нарушение коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации. Однако совместное проведение этих этапов позволит ребенку пройти его более незаметно не так болезненно;

– активирующий этап, данный период работы характеризируется составлением выводов педагогами о работе и приобретении навыков ребенком. Составляются новые индивидуальные программы. Также в этот период проходит развитие речи ребенка, с помощью песен, развивающих игр и т. д.

– формирующий этап является самым объемным и сложным, во время данного этапа педагоги должны действовать сообща. Учитывая, что основной целью данного этапа является развитие таких качеств, как умение социального взаимодействия, формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явления, общение с людьми в целом. При этом каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Главным принципом во время данного этапа является то, что ребенок аутист должен учиться всему сам, просто так ничего не получится и не появится. В этот период дети обучаются мелкой моторике рук, ИЗО, лепят пластилином, играют в сюжетные игры, формируются мышление и коммуникативные умения;

– корригирующий этап является последним, данный этап включает в себя осуществление работы коррекционно-развивающих задач по коммуникации и социализации ребенка в обществе, а также работа по расширению представлений ребенка аутиста об окружающем мире [4, c. 32].

Работа с аутичными детьми имеет несколько периодов:

1 период – это установления контакта между педагогом и ребенком, для того, чтобы установить контакт можно использовать сенсорные методики, например, мыльные пузыри, мяч, музыкальные игрушки и т. д. ;

2 период – это период формирования навыков учебного поведения ребенка. Во время данного этапа формируются такие умения, как усидчивость, привыкание к ситуации, общая организация поведения и так далее. Например, во время проведения первого занятия стоит сосредоточиться на чем-то простом, во время занятия по лепке пластилина, с ребенком можно слепить тонкую колбаску, на следующем занятии сделать из неё змейку, потом украсить её и т. д. В этом периоде многое зависит от самого педагога, его работы с ребенком.

3 период – происходит развитие познавательной сферы. Во время этого периода решаются задачи, связанные с развитием интеллектуальных и коммуникативных способностей. Положительная динамика в этом этапе наблюдается тогда, когда ребенок не нуждается в помощи взрослого [1, c. 20].

Следует выделить несколько важных педагогических правил по работе с дошкольниками аутистами. Работа с такими детьми должна проходить регулярно и постоянно, наиболее оптимально проводить занятия с детьми 4 раза в неделю, обязательно в одно, и тоже время и сопровождать начало и конец занятия какими-то ритуалами. Это поможет детям привыкнуть к занятиям, а также приобрести новые навыки.

Работа с детьми аутистами должна быть последовательной, в зависимости от того, как ребенок запомнил определенное действие, его можно заменять более сложными навыком. Также и со знаниями, они постепенно нанизываются друг на друга, заполняя внутренний мир ребенка.

Педагогическая деятельность с детьми должна проходить пошагово, вначале ставится конкретная задача, потом демонстрация этой задачи и выполнение её с ребенком. Сложные операции стоит разделять на простые.

Эффективность работы по педагогическому сопровождению ребенка в дошкольной организации заключается, прежде всего, в тесной взаимосвязи между родителями, педагогами и специалистами. Особенность работы родителей и педагогов, в первую очередь, заключается в том, чтобы убедить их в том, что их ребенок «нормальный, такой как все». Вовлекать родителей в работу с детьми, приглашать на различные мероприятия, так у них накапливается определенный опыт, и они уже лучше понимают, как правильно организовывать занятия с ребенком дома.

Выводы. Таким образом, педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации является сложным процессом, в который должны быть вовлечены не только педагоги, но и родители, благодаря этому можно заметить положительную динамику развития ребенка. При грамотно спланированной коррекционно-педагогической работе на основе личностно-ориентированного подхода, ребенок может развиваться.

Список литературы

1. Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию / М. В. Браткова, О. В. Караневская. – М. : Парадигма, 2016. – 45 с.

2. Гонта Е. И. Макарова ИА. Опыт работы с аутичными дошкольниками в условиях специализированного ДОУ / Е. И. Гонта, И. А. Макарова // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки / Е. И. Гонта, И. А. Макарова. - № 1/ 2. – С. 18–22

3. Манелис Н. Г. РДА: психологические и нейропсихологические механизмы // Сб. на-учно-практ. конф. : Проблемы детского аутизма и парааутистических состояний. – М., 2001. – С. 18–21.

4. Никитишина Н. А., Болотских Н. В., Чернобаева С. А. Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики/ Н. А. Никитшина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. – 2018. – №6. – С. 32-36.

5. Статистика аутизма: официальные данные о заболевании [электронный ресурс]// Режим доступа: https://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire/ (Дата обращения: 17.11.2019)

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Летнее развлечение «День дружбы» для детей дошкольной группыЛетнее развлечение «День дружбы» для детей дошкольной группы Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 253 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Летнее развлечение.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Сценарий познавательного развлечения «Путешествие в страну полезных продуктов» для детей дошкольной разновозрастной группы Сценарий разработала и составила воспитатель первой квалификационной категории детского сада N76 города Рязани Бальзамова Наталья Григорьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации
Опубликовано: 5 августа 2021 в 12:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД