МААМ-картинки

Педагогическое сотрудничество как фактор создания социокультурной среды для воспитания толерантности у дошкольников

Попова Ирина
Педагогическое сотрудничество как фактор создания социокультурной среды для воспитания толерантности у дошкольников

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, общества в целом. Она полностью соответствует тем задачам, которые ставит перед нами время. Проявление толерантности, которая созвучно уважению прав человека, означает уважение, принятие, понимание разнообразия форм самовыражения людей, особенностей их физического или психического развития, способов проявления человеческой индивидуальности. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных проблем.

Публикация «Педагогическое сотрудничество как фактор создания социокультурной среды для воспитания толерантности у дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном детстве закладываются основы нравственности, социализации. Воспитание детей в духе позитивного ненасильственного отношения к миру, в духе т[/h4]олерантности – насущная задача сегодняшнего дня.

Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразен : они дружат, ябедничают, ссорятся и мирятся, обижаются и ревнуют – все это протекает без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Испытывая кризис детской толерантности, мы пришли к выводу, что работа в дошкольном учреждении должна осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности: совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по воспитанию толерантных отношений; приобщение дошкольников к народной культуре; вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Педагоги дошкольного учреждения непрерывно повышают свою компетентность в вопросах теории и практики в области социально – личностного развития дошкольников, по созданию и реализации толерантных отношений с детьми, родителями и коллегами. Совершенствование профессионализма осуществляется на основе специально организованной методической работы и самообразования. Ведущими работами с педагогами являются : педсоветы, консультации, круглые столы, тренинги, деловые игры. Организуются просмотры открытых занятий по социальной жизни, коммуникативных игр. Все мероприятия строятся на активном участии педагогов, в обсуждении педагогических вопросов.

Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций, укладов, стереотипов и настроений семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем дошкольном учреждении, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

Но пока не удается достичь желаемого уровня толерантности у родителей. Большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Педагоги вряд ли смогут перевоспитать родителей, но могут повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действие по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы. Она проводится с учетом особенностей семьи, семейных взаимоотношений. Важно знать социальную среду, в которой воспитывается ребенок дома. Для этого проводится анкетирование родителей. Анкета заставляет и самих родителей задуматься в отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. Выявление проблем позволяет организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам ненасильственного общения, навыкам толерантного понимания. Подбираем варианты индивидуальной и групповой работы с родителями, проводим индивидуальные беседы. В перспективе – разработка системы занятий, тренингов, семинаров по обучению основам конструктивного общения, по ненасильственному взаимодействию с детьми, воспитанию толерантности.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа: создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения); организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам); выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей); традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы).

Была поставлена цель: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех участников образовательного процесса.

Педагогами ДОУ был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам: «Русская народная песня», «Хакасская народная песня», «Русские народные праздники», «Хакасские народные праздники»; история народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Хакасские народные инструменты»; народный танец: «Русский народный танец», «Хакасский народный танец»; во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные хакасские игры».

Разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского сада, где в комплексной форме решались задача межнационального воспитания дошкольников.

Итогом этой работы стало ежегодное празднование русской «Масленицы», «Пасхи», «Дня земли», хакасского нового года «Чыл-Пазы». Каждый праздник сопровождается национальными танцами, развлечениями, конкурсами, спортивными национальными играми под руководством специалистов детского сада.

Присутствие детей и гостей объединяют народные песни. Праздник всегда заканчивается чаепитием с различными национальными сладостями, русской, хакасской выпечкой и другими угощениями.

От таких праздников становится тепло на душе и по-семейному уютно всем собравшимся. Никто не обделен счастьем семейного взаимопонимания.

Публикации по теме:

Доклад «Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей» MБДОУ Детский сад № 4 «Солнышки» МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан Выступление на районном методическом объединении воспитателей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды В настоящее время становится приоритетным духовное возрождение общества, в связи с чем важнейшей задачей является гармоничное развитие и.

Интегрированная НОД на тему «Военная техника» для детей ср. дошк. возраста (рисование) — «Экскурсия в музей боевой техники»Интегрированная НОД на тему «Военная техника» для детей ср. дошк. возраста (рисование) — «Экскурсия в музей боевой техники» «Экскурсия в музей боевой техники» Интегрированная НОД на тему «Военная техника» для детей среднего дошкольного возраста. О. О. «Познавательное.

Модель образовательной среды гражданско-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста Модель образовательной среды гражданско – правового воспитания детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования.

Музыка как фактор экологического воспитания «Многогранная духовная жизнь в годы отрочества требует того, чтобы природа стала не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой.

План по самообразованию «Педагогическое обоснование необходимости создания в ДОУ предметно-игровой среды» Этап I Подготовительный Срок реализации сентябрь Цели 1. Изучение теоретических материалов по теме «Педагогическое обоснование необходимости.

Коллектив как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста Слайд №1 Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему: «Коллектив, как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста». Актуальность.

Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ» I. Актуальность проекта. Для детей 4-5 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности: - знакомство.

Проектирование процесса развития познавательной активности детей старшего дошк. возраста посредством экспериментирования Актуальность развития познавательной активности детей определяется требованиями ФГОС ДО к содержанию познавательного развития дошкольников.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возрастаСоздание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сотрудничество как фактор создания социокультурной среды для воспитания толерантности у дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 12:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД