Приложение МААМ

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность»

Ольга Колмакова
Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: деловая игра

План проведения педсовета :

1. Вступление старшего воспитателя.

2. Аналитическая справка по результатам тематического контроля

3. Результаты смотра- конкурса «Лучший центр исследовательской деятельности»

4. Деловая игра «Что такое детское экспериментирование?»

5. Решение педсовета

Начат педсовет с выполнения решений предыдущего педагогического совета

Публикация «Педсовет „Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

Выступление старшего воспитателя Колмаковой О. Г.

1. Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»

Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж. Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной : «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» Каков же выход из положения?Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или получение нового предмета, поэтому поисковая деятельность направлена на познание окружающего. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 5 лет» : «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость. Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2. тайна, сюрприз

3. мотив помощи

4. познавательный мотив (почему так)

5. ситуация выбора

Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи

Мне бы хотелось, чтобы родители и педагоги следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Старший воспитатель доводит до педагогов аналитическую справку.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с возрастными особенностями детского исследования, об организации исследовательской деятельности в детском саду.

В детском саду данная работа ведется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету проведен смотр – конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности», которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.

Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделены места для постоянной выставки: место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов. Во всех группах оборудовано и выделено место для проведения опытов. В средней группе (воспитатель Молчанова О. Е.) и во 2-й младшей группе (воспитатель Л. М. Тибейкина) уголок экспериментирования нуждается в доработке. В старшей группе «Солнышко» (воспитатель М. А. Оленникова, подготовительных группах (воспитатели Когольницкая Т. В., Глаголева Г. Л.) уголок полностью соответствует возрасту детей и критериям оценки конкурса.

Так же было организованно практическое занятие на котором педагоги: Никитина Марина Николаевна, Реховская Татьяна Валерьевна показали ряд экспериментов которые можно провести для детей дошкольного возраста.

Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на занятии. Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать, а деятельность экспериментирования зачастую путают с игрой.

Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее действие, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака»

Анализ календарных планов позволил сделать следующие выводы:

1. В рамках НОД очень мало планируется детского экспериментирования. Всем педагогам дана рекомендация чаще включать исследовательскую деятельность в режимные моменты (Утро, прогулка, совместная деятельность в вечернее время)

2. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдения, но мало прописаны простейшие опыты и эксперименты.

3. Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста планируют и применяют экспериментальную деятельность, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.

Следует обратить внимание на систему планирования, не от случая к случаю, а систематическое планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:

При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию образовательных областей, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

Разрабатывать план проектной деятельности (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год, средняя группа 1 раз в 3 месяца, старшая и подготовительные. 1 раз в 1-2 месяца) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

Результаты смотра –конкурса ««Лучший центр исследовательской деятельности :

1-е место – группа «Теремок» - воспитатель Когольницкая Т. В.

2-е место – группа «Солнышко» - воспитатель Оленникова М А.

3- место – группа «Шалунишки» -воспитатель Глаголева Г. Л.

Что вы понимаете под термином «эксперимент»?

Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющим следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

Опыт – попытка осуществлять что либо Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные эксперименты?

Демонстрационные наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории, имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт, а дети следят за ходом и результатами. Фронтальными называются такие эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Что является объектом познания детей дошкольного возраста

Рукотворный мир, мир неживой, живой природы. Что первично – причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум, исследовательская лаборатория: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов. Назовите формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности с детьми 5 -7 лет.

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно – манипулятивные игры, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. Объекты наблюдения для детей 3-4 лет

Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание.

Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способность управлять своим поведением. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несуществующим подробностям (праздное любопытство, удовлетворить пустое любопытство)

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет

Вижу, действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями. Главная характерная особенность в познании детей 5-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Назовите их.

-Осознание того, что хочешь узнать.

-Формулирование задачи исследования

-продумывание методики эксперимента.

-Выслушивание инструкций и критических замечаний.

-Прогнозирование результатов.

-Выполнение работы.

-Соблюдение правил безопасности.

-Наблюдение результатов.

- Финансирование результатов.

-Фиксирование результатов.

-Анализ полученных данных.

-Словесный отчёт об увиденном.

-Формулирование выводов. Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Какие?

«Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо после окончания наблюдения вернуть его на то место, где оно было взято.

Необходимо соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Недопустимы опыты, в которых создаётся реальная угроза жизни и здоровью детей.

Итак, мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской. А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Делимся на две команды – «Следопыты» и «Экологи»

Деловая игра для воспитателей «Что такое детское экспериментирование?

Задание: Объяснялки

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)

2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)

4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)

Итоговый лист деловой игры

вопроса 1 команда 2 команда

1 3 балла 2 балла

2 3 балла 3 балла

3 1 балл 3 балла

4 2 балла 2 балла

5 3 балла 3 балла

6 2 балла 1 балл

7 1 балл 2 балла

Итого: 15 16

Больше баллов набрала команда «Экологи», отмечены поощрительным призом.

Баллы:

3 балла – правильный полный ответ

2 балла – правильный, но не полный ответ

1 балл - частично неправильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

Подведение итогов педсовета. Вручение медалек победителям. Принятие решения.

1. Составить перспективный план работы с одарёнными детьми в детском саду (система дополнительных занятий, игр и других форм работы с учётом возраста детей)

2. Систематизировать индивидуальную работу музыкального руководителя с одарёнными детьми.

3. Провести диагностические мероприятия с детьми по выявлению одарённости.

4. Организовать консультации для родителей по теме «Одарённый ребёнок» в каждой возрастной группе, подготовить информационно-справочный раздел для педагогов и родителей в методическом кабинете.

5. Проанализировать формы и методы работы с одарёнными детьми, что приемлемо, что можно упустить, исходя из психо-физического состояния каждого ребёнка.

Составила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Колмакова О. Г.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь».

Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность «Создание предметно-развивающей среды по формированию познавательной активности через экспериментальную деятельность " Развивающая предметно.

«Осень разноцветная». Художественно-эстетическое развитие через экспериментальную деятельность в средней группе КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», ТЕМА: «ОСЕНЬ РАЗНОЦВЕТНАЯ».

Познавательно-исследовательская деятельность детей через проблемно-игровые ситуации «Зимующие птицы»Познавательно-исследовательская деятельность детей через проблемно-игровые ситуации «Зимующие птицы» Занятие: «Познавательно - исследовательская деятельность детей через проблемно- игровые ситуации - Зимующие птицы» - воспитатель 1КК. МБДОУ.

Конспект занятия по развитию игровой активности через опытно-экспериментальную деятельность «Волшебный камень магнит»Конспект занятия по развитию игровой активности через опытно-экспериментальную деятельность «Волшебный камень магнит» Цель: Создание оптимальных условий для формирования навыков игровой деятельности, поддерживание имеющегося интереса к исследованиям, развитие.

Педсовет «Развитие положительных эмоций, высокой двигательной активности через освоение новых здоровьесберегающих технологий» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад «Голубок» ПЕДСОВЕТ «Развитие положительных.

Перспективный план на 2017–2018 учебный год «Речевое развитие через экспериментальную деятельность» Месяц Название Цель Оборудование Январь Изготовление цветных льдинок. Чтение стихотворения Татьяны Ефимовой «Я возьму осколок льдинки».

Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Самое лучшее открытие –это то, которое ребёнок делает сам. Ральф У.

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Детское экспериментирование.

Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 04:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Колмакова (УИ 1457473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД