Папки-передвижки

Педсовет «Технология исследовательской деятельности в ДОУ»

Елена Волгина
Педсовет «Технология исследовательской деятельности в ДОУ»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования технологии исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Повестка дня:

1. Итоги смотра конкурса «Лучший экспериментальный уголок».

2. Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ.

3. Детское экспериментирование

Публикация «Педсовет „Технология исследовательской деятельности в ДОУ“» размещена в разделах

4. Квест-игра для педагогов «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»

5. Инструктаж с педагогами по охране жизни воспитанников в зимний период.

6. Утверждение Положения ППК в МКДОУ д/с № 408.

7. Решение Педагогического совета.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Технология исследовательской деятельности в ДОУ».

Уважаемые коллеги! Мы живем в 21 веке. Большой поток информации, расширение человеческих контактов, ранняя компьютеризация, рост темпа жизни – все это приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современного человека.

И чтобы учить других, нужно учиться самому, чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя, чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Одним из средств развития являются современные образовательные инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».

Давайте с вами вспомним и разберёмся, что же означает термин технология и педагогическая технология. Работа с раздаточным материалом.

Термин «технология» – в переводе с греческого обозначает искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Педагогическая технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

После введения федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, так как проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, в совместной деятельности с детьми, используя при этом разнообразные формы

и методы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Перед вами педагогические технологии, но сегодня хотелось бы уделить больше внимания технологии исследовательской деятельности.

Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.

Содержание технологии Вид

технологии

Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов

образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех

этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний,

умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие

технологии

Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность

ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и

безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных

потенциалов, создания условий для взаимодействия с детьми в развивающем

пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее

полно реализовать себя. Личностно-

ориентированные

технологии.

Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования

механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в

команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. Технология

исследовательской

деятельности.

Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Технология

портфолио

дошкольник а

Индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения достигнутые

Педагогом в разнообразных видах деятельности

(воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности

работы педагога. Это досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога за

определенный период времени. Технология

портфолио

педагога

В доступной форме, ярко, образно, преподносится дошкольникам материал с использованием специальных программ и доступа в интернет. ИКТ

Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр

для усвоения ребёнком того или иного программного содержания. Игровая

технология

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.

В нашем детском саду в каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, проводятся занятия по познавательно – исследовательской деятельности.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Исследовательская деятельность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, изучить- значит сделать шаг в неизвестное. Именно исследовательская деятельность и создана для того чтобы психическое развитие изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственной связи между предметом и явлением.

Эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. При организации экспериментальной деятельности дети приобщаются к посильной исследовательской деятельности.

Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Тем самым взрослый создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде и т. д.

На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований» : опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте (узнают части света, путешествуют во времени (в прошлое предметов).

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Любознательность, желание узнать новое и неизведанное, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину вот, что присуще детской любознательности. И нам, взрослым, главное не загасить это желание, а развивать и поддерживать интерес к неизведанному.

Игра- квэст с педагогами.

-Сейчас я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. Поэтому предлагаю вам поучаствовать в квесте «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности».

1 станция «Умная голова», кабинет заведующего.

Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС?

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с космосом

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

-Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

(Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование).

-Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?

(Конечно же для нас –взрослых восприятие кажется обыденным. Нам с вами кажется, что мы раньше ничему не удивлялись, что все было именно так как сейчас. Но ведь и мы с вами когда-то познавали все впервые.

А для ребенка любая наша реальность- это удивление, и мы с вами должны создавать такие условия, чтобы дети удивлялись).

2 станция «Реши ребусы» Бухгалтерия

ВОДА, ВОСЕМЬ, ВОЛК, ВОРОН, ВОРОТА

3 станция «Придумай рифму» Музыкальный зал

Теплая весна у нас

Поздней осенью медведь

А зимой среди ветвей

….

4 станция «Объяснялки» кабинет логопеда

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

5 станция «Черный ящик» кабинет методиста

Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются воздушные шары, лист бумаги). Придумай 3 опыта с воздушными шарами.

Собирают буквы «Счастье»

А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла»Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Прошедшая неделя в нашем ДОУ была посвящена теме «Чудеса, опыты, эксперименты».

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата. Соснова Галина Константиновна. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Технология исследовательской деятельности в ДОУ»
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 18:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД