Приложение МААМ

Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования

Гульназ Сыдыкова
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

Публикация «Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования» размещена в разделах

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Перспективно – тематическое планирование

детского экспериментирования

№ Тема Задачи Оборудование и материалы

1 «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Дать представления детям об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

2 «Почему все звучит?» Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

3 «Все видим, все узнаем» Познакомить детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением. лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

4 «Прозрачная вода» Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

5 «Песочная страна» Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

6 «Воздух всюду» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

7 «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

8 «Вода принимает форму» Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

9 «Воздух работает. Движение воздуха» Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

10 «Свет и тень» Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. оборудование для теневого театра, фонарь.

11 «Замерзшая вода» Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

12 «Тающий лед» Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

13 «Ловись, рыбка, и мала и велика» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы

14 «Звенящая вода» Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

15 «Каждому камешку свой домик» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

16 «Угадай – ка» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

17 «Где вода?» Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

18 «Свойства бумаги» Формировать представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательности. бумага разных видов плотности, калька, цветные картинки, ткань, емкости с водой, салфетки.

19 «Мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования. Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. жидкое мыло, вода, шампунь, стаканчики, коктейльные трубочки, салфетки.

20 «Свойства соли» (№1) Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности. тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки.

21 «Свойства соли» (№2) Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении. Дать понятие о значимости соли в жизни человека в природе. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Куриное яйцо, емкость с водой, соль, ложечки, тарелочки, гуашь, кисти.

22 «Свойства сахара» Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека. Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности. баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.

У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.

Мультимедийная установка.

23 Удивительное «стекло» Ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла. формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами. Воспитывать ответственность за свою безопасность. стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.

24 «В мире пластмассы» Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

- Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

- Воспитывать бережное отношение к вещам. Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки, пластмассовый стакан, палочки для выявления звука пластмасса).

25 «Металл и его свойства» Учить детей узнавать предметы из металла. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. деревянная, металлическая палочки, металлический и деревянный шарик, металлическая пластинка, горелка (или свеча, спички, магнит, разнообразные металлические предметы.

26 «Дерево и металл» Познакомить детей со свойствами и качествами дерева, закрепить знания свойств металла. Учить сравнивать предметы по характерным признакам. Учить делать выводы. Развивать логическое мышление, восприятие. Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать умение работать в малых группах. Мелкие деревянные и металлические предметы, мешочек, молоточек, палочка.

27 «Ткань и ее свойства» Познакомить со свойствами ткани. Развивать мыслительную деятельность, речь, наблюдательность. Воспитывать любознательность. платочки из ткани, таз с водой, гвоздь, деревянный кубик, ложка.

28 «Где живет электричество?» Формировать представление о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, воспитывать умение работать в коллективе. Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль,пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, шелка, дидактическая игра "Собери картинку", карточки "Правила пользования электроприборами", кукла Золушка, цветные шары.

29 «Вода - наш друг!» Пробудить в детях желание задуматься о том, что возможное и благополучной жизни всего живого в нашем городе и на всей Земле зависит от воды. Через инсценировку познакомить детей с морской водой с некоторыми обитателями моря и правилами поведения в море. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды: без вкуса, без запаха, от холода превращается в лед, и, наоборот, от тепла лёд тает и превращается в воду, развивать творчество, фантазию детей. Воспитывать экологически грамотных детей умеющих логически мыслить, предвидеть последствия неразумного отношения к водным богатствам земли. 8 деревянных зубочисток, неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды, пинцет, фотоальбом.

30 «Путешествие капельки» Формировать знания детей и важности воды в природе, пополнить словарный запас детей, развивать творчество, мелкую моторику пальцев, воспитывать умение работать в команде. капельки из бумаги, пластилин, шаблон реки.

31 «Чай. Взаимодействие красителей с водой» Формировать понимание процесса окрашивания воды, развивать умение анализировать, воспитывать умение работать в коллективе. кружечки с водой (холодной и горячей, краска, палочки для размешивания.

32 «Каменный уголь» Познакомить детей со свойствами каменного угля.

Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.

33 «Камень» Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы. набор морских и речных камней; иллюстрации с изображением мостов, зданий, станций метро, памятников, кусок дерева; гвозди; молоток; стаканчики с водой; лупы; пластилин.

34 «Исследовательская работа с детьми по изучению состава почвы».

Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки; показать что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах (растениях, животных). Познакомить детей с особенностями строения и поведения обитателей «подземного царства», показать их приспособленность к почвенной среде. Прививать бережное отношение к растительному и животному миру. банки с чистой и грязной водой, мелкие предметы, письмо от червяка.

35 «Песочные замки» Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики. Ознакомление детей с исследовательской деятельностью. Развитие сенсорного восприятия, моторики, тактильной чувствительности и воображения. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков коммуникации. Снятие психоэмоционального напряжения. тазик с песком, вода, подносы, различные формочки, лейки, лопатки

36 «Прощание с профессором Всезнайкиным» Подведение итогов всех занятий, развитие логического мышления, воспитание ответственность за свое здоровье.

лупы (в подарок, дидактическая игра в картинках или презентация «Четвертый лишний», мяч, картинки с материалами.

Публикации по теме:

Перспективно-тематическое планирование в средней группе «Какой бывает транспорт» тема: Какой бывает транспортдлительность: неделяФизическое развитиеОбразовательные задачи:Учить детей просушивать мокрую одежду после прогулки,.

Перспективно-тематическое планирование на лето в старшей группе. Часть 2Перспективно-тематическое планирование на лето в старшей группе. Часть 2 Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию перспективно- тематическое планирование на летний период в старшей группе на период июль.

Перспективно-тематическое планирование работы по ФЭМП у детей 4–5 лет по программе «Детство» на февраль-май Перспективно- тематическое планирование работы по ФЭМП у детей 4-5 лет по программе "ДЕТСТВО" (февраль-май). Февраль. 1 неделя. Занятие.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе на летний периодПерспективно-тематическое планирование в старшей группе на летний период Представляю вашему вниманию материал по работе с детьми в летний период времени. Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе на летний период. Часть 3Перспективно-тематическое планирование в старшей группе на летний период. Часть 3 Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию перспективно- тематическое планирование в старшей группе на летний период. Август. 1 неделя.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности «Рисование и лепка» НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Рисование Тема: Рисование сюжетное.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД «Мир природы» НОД Программное содержание Литература Сентябрь 1-я неделя Тема: "Наблюдение за черепахой" Обобщить знания детей о живом объекте (дышит,.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности. Аппликация и конструирование НОД Изобразительная деятельность: Аппликация/Познание: Конструирование Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Аппликация.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе по развитию речи НОД Развитие речи Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Тема: Пересказ сказки «Лиса и рак» Учить связно, последовательно.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 06:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Сыдыкова (УИ 544044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД