Юлия Ефремова
Перспективное тематическое планирование работы в средней группе по познавательно-речевому развитию.
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕРНОЕ перспективное тематическое планирование работы в средней группе
[/b]
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА: Овощи и фрукты
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции
КОММУНИКАЦИЯ.
• Придумывание описательных загадок об овощах и фруктах.
• Беседы:
о соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов;
о необходимости мытья фруктов и овощей перед едой;
Публикация «Перспективное тематическое планирование работы в средней группе по познавательно-речевому развитию,» размещена в разделах
об осенних работах на огороде
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Экспериментальная деятельность: узнай по вкусу, приготовление салата, выжимаем сок.
• Экскурсия на кухню детского сада, в овощной магазин.
• Презентация детских познавательных проектов: «Кто ты – овощ или фрукт?»
ИГРА.
• Дидактические игры на классификацию овощей и фруктов: «Чудесный мешочек»; «Определим на вкус»; «Что пропало», «Отгадай загадки», «Что растет на огороде?»
• Сюжетно-ролевые игры «К нам гости пришли», «Магазин».
• Театрализованные игры (подготовка к празднику, вхождение в образ.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Чтение Ю. Тувим «Овощи», М. Безруких «Разговор о правильном питании», загадки, заучивание стихов к осеннему празднику.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Подвижные игры-эстафеты: «Суп – компот», «Принеси Зайчику морковку».
• Утренняя гимнастика «На огороде»
ТРУД.
• Наблюдение за работой взрослых на огороде. Посильный труд, помощь.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Аппликация из осенних листьев.
• Коллективная работа «Ваза с фруктами», «Овощи» (оригами).
• Лепка «Овощи и фрукты».
Итоговое мероприятие
Презентация книги «Во саду ли, в огороде».
Осенний праздник «Осень урожайная»
ОКТЯБРЬ
ТЕМА: Я расту здоровым
ЦЕЛЬ:
* Формирование первичных ценностных представлений о ЗОЖ. Закрепить знания детей о понятии «здоровье»;
* Сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья;
* Расширить представление детей о различных видах спорта.
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Ситуативный разговор о гигиене рук.
• Клуб интересных встреч: «Чтобы зубки были здоровы» - беседа с врачом-стоматологом.
• Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять и преумножать?»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Рассматривание иллюстраций в книге К. Чуковского «Айболит»
• Индивидуальные познавательные проекты «Я – спортсмен».
• Экскурсия в кабинет врача.
• Создание «Книги рекордов группы».
• Рассматривание фотоальбомов о разных видах спорта - познакомить с разными видами спорта.
• Оформление выставок «В гостях у Мойдодыра», «Что для спорта нужно?»
• Экспериментирование «Мыло душистое»
ИГРА.
• Д/и «Хорошо – плохо» - учить различать хорошие поступки и плохие привычки; «Разложи на тарелках полезные продукты».
• Игра-путешествие «На речке».
• Драматизация по сказке «Айболит»
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Освоение новой спортивной игры «Боулинг».
• Утренняя зарядка «Фитнес с мамой» - инструктор по фитнесу.
• Поднятие тяжести (гантели) с привлечением пап.
• Спортивные соревнования на свежем воздухе «Спортивная семья».
• Показательные выступления детей старшей группы, посещающих гимнастику.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Чтение и обсуждение К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит»
• Загадки о спорте.
• Просмотр м/ф «Федорино горе», «Ох и Ах».
ТРУД.
• Подготовка оборудования для спортивного праздника.
• Хозяйственно-бытовой труд, поручения – воспитание трудолюбия, желания поддерживать чистоту для сохранения здоровья.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Конструирование «Спортивная площадка»
• Аппликация «Футболист»
• Коллаж «Витамины»
Итоговое мероприятие
Спортивный праздник
«В гостях у Мишки».
Фотовыставка «Как мы провели Неделю здоровья»
НОЯБРЬ
ТЕМА: Профессии наших мам
ЦЕЛЬ:
* Познакомить детей с профессиями.
* Расширять круг представлений детей о разнообразной деятельности мам и ее роли, значении для других людей.
* Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Беседа о профессиях людей.
• Обсуждение значения профессии врача, повара, парикмахера.
• Клуб интересных встреч: «Моя мама служит в армии», «Моя мама – воспитатель».
• Беседа «Как мы помогаем маме дома?»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Экскурсия на кухню детского сада.
• Презентация «Моя мама по профессии…» (рассказы детей)
• Рассматривание иллюстраций с изображением людей различных профессий.
• Оформление газеты «Что для счастья мамы надо?»
ИГРА.
• Социально-ролевые игры «Магазин», «Стройка», «Больница», «Аптека».
• Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» - учить взаимоотношениям в семье.
• Д/и «Кому что нужно для работы», «Узнай по описанию», «Как зовут твою маму?» (имя, отчество, «Хорошо-плохо».
• Театрализованные игры, этюды «Маме улыбнемся», «Любящий сын».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Чтение и обсуждение произведений: Н. Носов «Заплатка», Барто А. «Разлука», Барто А. «Мама поёт», Михалков С. «А что у вас?», Мошковская Э. «Я маму мою обидел…», Раджаб У. «Мамочка», Саконская Н. «Разговор о маме».
• Заучивание пословиц о труде.
• Тематические загадки.
• Стихи для заучивания: Г. Виеру «Рядом с мамой я усну». Подготовка к развлечению, посвященному Дню матери.
ТРУД.
• Наблюдение за трудом взрослых в группе, помощь няне, воспитателю.
• «Грязи нет и пыли – нет!» - приучать детей помогать взрослым в работе по дому, учить совместной деятельности и общению, воспитывать трудолюбие.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Оригами «Открытка для мамы»
• Лепка из соленого теста «Кулон»
• Аппликация «Приглашение на праздник»
• Совместная деятельность детей и родителей «Звезда для мамы» - оригами
Итоговое мероприятие
Развлечение, посвященное Дню матери.
Оформление фото-выставки «Моя мама по профессии…»
ДЕКАБРЬ
ТЕМА: Кто как к зиме готовится
ЦЕЛЬ:
*Расширить и систематизировать знания детей о жизни диких животных в зимний период.
* Показать зависимость живой и неживой природы
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Загадывание и составление описательных загадок о животных.
• Беседа о жизни диких животных.
• Рассказ воспитателя о сезонных изменениях в жизни животных в зимний период.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Рассматривание альбома, энциклопедии «Дикие животные».
• Познавательный проект «Кто как зимует?», индивидуальные презентации.
• Экскурсия в зоопарк.
• Выставка «Животные нашего леса» (иллюстрации, книги, игрушки).
• Поисково-познавательная деятельность «Зачем зайцу беленькая шубка?»
• Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных».
ИГРА.
• Д/и «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Большие и маленькие», «Кто как двигается?».
• Музыкальная игра «Животные».
• Разыгрывание сценок, этюдов «Лесной разговор»
• Игра ситуация «Наш зоопарк».
• Сюжетно-ролевая игра «Айболит».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Загадки о животных.
• Чтение: И. Соколов-Микитов «Вечер в лесу», «Листопадничек», «Белки»; В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка», «Белка», «Еж», «Беляк»; Е. Чарушин «Зайчата», «Медведь и медвежата», Г. Снегирев «Звери наших лесов».
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Утренняя гимнастика «Зверобика».
• Подвижные игры», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит».
ТРУД.
• Изготовление масок и атрибутов для подвижных игр.
• Ремонт детских книг.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Лепка «Мое любимое животное»
• Оригами «Заяц», «Лиса», «Медведь»
• Создание коллажа «Лесные жители» (аппликация, оригами)
Итоговое мероприятие
Презентация выставки «Лесные жители» для родителей и детей детского сада.
ЯНВАРЬ
ТЕМА: Зимующие птицы
ЦЕЛЬ:
* Познакомить детей с различными видами птиц и их разнообразием.
* Закрепить понятие перелетных и зимующих птиц.
* Формировать представление о птицах, как о «наших меньших братьях», их повадках, окраске, питании.
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Беседа с детьми: «Какие птицы с нами зимуют». Дифференциация понятий «зимующие» и «перелетные» птицы.
• Составление описательных рассказов о птицах по иллюстрациям.
• Ситуативный разговор «Чем можем помочь зимующим птицам?»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Наблюдение за птицами в лесу, на игровой площадке во время прилета к кормушке. Какие птицы, какой корм предпочитают.
• Сбор корма для птиц.
• Создание книги «Зимующие птицы».
• Экспериментальная деятельность: рассматривание перьев через лупу, определение свойств пера.
• Познавательный проект «Зимующие птицы», индивидуальные презентации.
• Рассматривание альбома, энциклопедии о птицах.
ИГРА.
• Дидактические игры: «Кто лишний?», «Кто как передвигается?»,
«Узнай по силуэту», «У кормушки», «Птицы и птенчики».
• Театрализованные игры, этюды-драматизации.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Утренняя гимнастика «У птиц в гостях».
• Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птицы и кот», «Перелет птиц», «Совушка-сова». Хороводная игра «Воробей».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Тематические загадки, песенки, потешки.
• Чтение: Е. Кохан «Снегири», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», З. Александрова «Новая столовая», Т. Скрибицкий «Ворона и галка».
ТРУД.
• Подкормка птиц на участке.
• Изготовление кормушки из бросового материала.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Рисование «Нахохлившаяся ворона»
• Оригами «Птицы на кормушке»
• Аппликация «Снегири»
Итоговое мероприятие
Конкурс кормушек для птиц (совместно с родителями).
Акция «Развесь кормушки».
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА: Зима. Зимняя одежда
ЦЕЛЬ:
* Расширить представления детей о зиме. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
* Закрепить знания детей об одежде; классифицировать одежду по назначению, свойствам.
* Воспитывать бережное отношение к вещам.
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Беседа «Во что мы одеваемся» - показать зависимость вида одежды от температурного режима.
• Викторина «Что мы знаем о зиме?»
• Рассказывание из опыта детей «Что надеть?»
• Ситуативный разговор во время одевания на улицу «Что на тебе одето? Как застегивается (завязывается?»
• Придумывание описательных загадок об одежде.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Рассматривание предметов зимней детской одежды, сравнение с осенней.
• Рассматривание журналов мод с детской и взрослой одеждой в сравнении.
• Клуб интересных встреч – знакомимся с профессией модельера.
• Исследование разных тканей на прочность, плотность, какая ткань лучше стирается.
• Эксперимент «Что лучше – варежки или перчатки?»
• Экскурсия в магазин «Ткани».
• Наблюдения за прохожими на улице: во что одеты.
• Показ мод зимней одежды с описанием ее.
ИГРА.
• Д/и «Оденем куклу на улицу», «Хорошо-плохо», «Выбери одежду по назначению», «Подбери ткань для пальто, платья, шапки….»
• Сюжетно-ролевые игры «Магазин одежды», «Модельеры»
• Кукольный спектакль «Варежки для Зайки»
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Утренняя гимнастика «Прогулка по зимнему лесу».
• Соревнования с родителями «Гонки на санках».
• Развитие мелкой моторики пальцев рук – застегиваем пуговицы, завязываем шнурки.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Тематические загадки.
• Чтение Б. Заходер «Портниха», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Г. Люшин «Мастерица».
ТРУД.
• Наводим порядок в шкафчиках для одежды.
• Во время одевания на прогулку помощь друг другу.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Рисование «Укрась ткань для пальто кукле».
• Коллаж «Дети на прогулке зимой» (аппликация, оригами. Бросовый материал)
• Лепка «Девочка в зимней шубке».
Итоговое мероприятие
Викторина совместно с родителями «Что мы знаем о зиме?».
Оформление выставки детских работ по теме.
МАРТ
ТЕМА: Посуда
ЦЕЛЬ:
* Познакомить с обобщающим понятием «посуда»; с классификацией посуды: чайная, кухонная, столовая.
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Составление описательных рассказов о посуде по опорной схеме.
• Беседа о посуде: «Поможем бабушке Федоре», «В какой посуде обед приготовим?»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Экскурсия на кухню детского сада. Сравнение кухонной посуды для поваров и для домашнего приготовления.
• Экскурсия в прошлое: рассматривание иллюстраций, предметов старинного обихода, использование энциклопедий.
• Оформление выставки «В мире посуды».
• Фантазируем на тему: «Посуда будущего».
• Экспериментальная деятельность: посуда фарфоровая и деревянная (свойства, положительные и отрицательные качества).
• Этикет: правила сервировки стола, правила поведения за столом.
ИГРА.
• Д/и «Что из чего едят?», «Подбери подходящую посуду», «Путешествие по кухне», «Определи действие», «Узнай посуду по детали», «Накрой на стол».
• Сюжетно-ролевые игры «У куклы Кати день рождения», «Магазин посуды»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Чтение: К. Чуковский «Федорино горе», укр. нар. сказка «Лиса и журавль», П. Утевская «История фарфоровой чашки», Е. Игнатовская «Что за шум на кухне этой?», С. Капутикян «Мы сварили плов», П. Синявский «Повар».
• Тематическпие загадки, пословицы.
ТРУД.
• Дежурство по столовой: сервировка столов, бережное отношение к посуде.
• Помощь дома маме «Накрываем на стол».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Рисование узоров на посуде.
• Лепка «Чайный сервиз».
Итоговое мероприятие
Презентация выставки «В мире посуды».
АПРЕЛЬ
ТЕМА: Мебель
ЦЕЛЬ:
* Закрепить понятие «мебель».
* Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам.
* Учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель.
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Беседы: «Для чего нам мебель нужна?», «Какой бывает мебель».
• Составление описательных загадок про мебель.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Рассматривание иллюстраций с изображением разной мебели, определение ее деталей, назначение.
• Классификация мебели: детская, кухонная, комнатная, прихожая.
• Выставка разных стульев «От трона до складного стула» (сравнение их по назначению, из чего сделаны).
• Рассказы детей «Моя комната» по графическому изображению плана комнаты.
• Работа с планом кукольной комнаты «Расставим мебель кукле Кате».
• Экскурсия по детскому саду «У кого какая мебель?» (в кабинетах, в подготовительной и младшей группах)
ИГРА.
• «Кладоискатели» - ориентировка по плану групповой комнаты.
• Режиссерские игры с мелкими игрушками, мебелью.
• Д/игры: «Найди по описанию», «Где стоит?», «Кому какого размера мебель нужна?», «Хорошо – плохо», «Что изменилось?», «Куда что положить?»
• Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья».
ТРУД.
• Коллективный труд в группе – следим за чистотой мебели.
• Изготовление атрибутов к игре «Кукольная комната».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Чтение: К. Ушинский «Всякой вещи свое место», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», Е. Алябьева «На кроватках ночью», «Спор мебели».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Конструирование «Мебель для куклы».
• Оригами «Шкафчик для посуды, для одежды или игрушек».
• Рисование «Моя комната».
• Сюжетное рисование по сказке «Три медведя».
Итоговое мероприятие
Презентация выставки «От трона до складного стула».
МАЙ
ТЕМА: Театр
ЦЕЛЬ:
* Развитие интереса к театрализованной игре.
* Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления
Совместная деятельность педагога с детьми
КОММУНИКАЦИЯ.
• Рассказ воспитателя о театре: познакомить с профессией «актер», с правилами поведения в театре, с атрибутикой театра.
• Обсуждение ролей сказки «Петух и Краски», характер героев, их костюмы.
• Составление рассказов детьми о том, как они играют в театр (газета для родителей).
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Рассматривание иллюстраций о театре. Кто играет в театре: артисты – люди, куклы.
• Экскурсия в театр.
ИГРА.
• Ситуативная игра «Сыграем в театр», «Скоро премьера!».
• Разыгрывание сюжетов сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
• Чтение произведений В. Сутеева «Петух и Краски», «Под грибом», «Разные колеса».
• Заучивание ролей к спектаклю.
ТРУД.
• Изготовление атрибутов к спектаклю, оформление зала.
• Пополнить новыми атрибутами настольный театр по сказкам «Лисичка со скалочкой», «Теремок».
• Изготовление костюмов к сказке с помощью родителей
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
• Изготовление афиши к сказке.
• Оригамская книга «Петух и Краски»
• Аппликация «Пригласительный билет на спектакль»
• Рисование «Мой любимый сказочный герой».
Итоговое мероприятие
Показ сказки «Петух и Краски».
Презентация оригамской книги по мотивам сказки В. Сутеева «Петух и Краски».