Лучший педагог года

Перспективный план НОД по ознакомлению с художественной литературой (старшая группа)

Надежда Сытова
Перспективный план НОД по ознакомлению с художественной литературой (старшая группа)

Сентябрь.

Русская народная сказка «Царевна - лягушка».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской народной сказки; развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

«О чем печалишься, осень?». Чтение стихотворений об осени.

Публикация «Перспективный план НОД по ознакомлению с художественной литературой (старшая группа)» размещена в разделах

Цель: Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, закрепить знания об изменениях в осенней природе; развивать поэтический слух; формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; закреплять умение образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных.

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Стихотворение Е. Трутневой «Осень».

Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, инонационально передавать спокойную грусть осенней природы; развивать поэтический слух: формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворений; подбирать эпитеты, сравнения. Метафоры для описания осенних пейзажей.

Октябрь.

Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Цель: Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идеи, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: Закрепить представления о жанровых особенностях, назначения загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок; формировать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина - Сибиряка.

Цель: Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина.

Ноябрь.

Украинская народная сказка «Хроменькая уточка»

Цель: Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цель: Закреплять представления о басни, о ее жанровых особенностях; подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

Цель: Углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

Стихотворение К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени.

Цель: Учить составлять рассказ с использованием изобразительно – выразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать при помощи слов настроение, впечатления.

Декабрь.

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

Цель: Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Русская народная сказка «Снегурочка».

Цель: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег».

Цель: Учить интонационно выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на определенную тему.

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель: Учит эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать идею сказки; показать связь идеи сказки со значением пословицы.

Январь.

Басня И. Крылова «Ворона и лисица».

Цель: Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образы средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословицам.

Цель: Учит понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев; видеть связь названия текста с его содержанием; составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Стихотворение С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание.

Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

Малые Фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам.

Цель: Учит воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Февраль.

Рассказ С. Иванова «Каким бывает снег».

Цель: Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.

Басня С. Михалкова «Ошибка»

Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание басни. Понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащийся в басне, осмысливать переносное значение слов и словосочетаний. Пословиц и поговорок.

Сказка В. Катаева «Цветик – Семицветик».

Цель: Подвести к понимание нравственного смысла сказки, к мотивированной оценки поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Март.

Комплексное занятие «Весна идет».

Цель: Цель: Вызвать чувство восхищения красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Басня Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц.

Цель: Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказки «Теремок».

Цель: Учить находить сходство и отличие в сюжетах похожих сказок, осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Апрель:

Рассказ В. Драгунского «Друг детства».

Цель: Учить осмысливать идею произведения, значение образных выражений; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ).

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.

Цель: Поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен».

Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (риторические способности).

Май.

Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Сказка Х. - К. Андерсена «Гадкий утенок».

Цель: Уточнить знания о творчестве датского сказочника Х. –К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; развивать внимание к поэтическим образам.

Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Цель: Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно. Ясно излагать свои мысли.

Итоговая литературная викторина.

Цель: Закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, о малых фольклорных формах.

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка»Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план НОД по ознакомлению с художественной литературой (старшая группа)
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 10:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД