Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса «Фрукты. Труд взрослых в садах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фрукты. Труд взрослых в садах»- подготовительная к школе группа
1. Развитие мелкой моторики :
-артикуляционная гимнастика
«Жуём твёрдую грушу» - жевательные движения с «усилием».
Щёчки – яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Круглая вишенка. Вытянуть губы вперёд узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Язычок проползёт через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса „Фрукты, Труд взрослых в садах“» размещена в разделах
- Овощи, фрукты, урожай. Планирование, недели
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Планы, тематические недели
- Развитие речевого дыхания
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Колья забора острые – вот какие. Показать острый язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким остриём.
Язычок – листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину – яблочный, в Димину – сливовый. Какой сок налить тебе, Аня?»
Пальчиковая гимнастика и развитие координации речи с движением:
Старшая группа
«Яблоня»
Яблоня! Яблоня! – дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре стоит ребенок – «яблоня»
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз? – останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? – опускают руки, пожимают плечами
- Не морозил их мороз, - эти слова произносит ребенок-«яблоня», а дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! – дети присаживаются, «яблоня» пытается запятнать тех, кто не успел присесть.
(Югославская песенка)
Подготовительная группа
«Апельсин»
Мы делили апельсин. – дети разламывают воображаемый апельсин на дольки
Много нас, - показывают 10 пальцев
А он один. – показывают 1 палец
Эта долька – для ежа. – загибают большой палец левой руки
Эта долька – для стрижа. – загибают указательный палец
Эта долька – для утят. – загибают средний палец
Эта долька – для котят. – загибают безымянный палец
Эта долька – для бобра. – загибают мизинец
А для волка – кожура. – бросательное движение правой рукой
Он сердит на нас – сжимают кулаки и прижимают их к груди
Беда!
Разбегайтесь – «бегут» пальцами по столу.
Кто куда!
Народная считалка.
Веселая зарядка для пальчиков
Осень добрая пришла, - поочередное сжимание/разжимание пальцев рук на каждый ударный слог.
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
2. Развитие речевого дыхания.
Нюхаем фрукты. Вдох через нос, выдох ртом. Говорим на выдохе: «Какие ароматные груши».
Пробуем айву. «Фа – фо, фы – фу!» - невкусная айва.
Удивились. «О –о –о – о!» - много фруктов.
Яблоко сердится на гусеницу. «Фу – фа – фу!»
Вишня просит скворцов не клевать их. «Пта – пты – пто, пта – пту – пты».
Яблоки падают на траву. «Бам –бом – бум!»
3. Упражнения для мышц шеи:
Вдох носом – повернуть голову влево, увидели очень большое яблоко
Выдох ртом - с произношением звука о-о-о.
Вдох носом - повернуть голову направо, увидели огромную грушу
Выдох ртом - с произношением - какая огромная груша!
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
5. Мимические упражнения:
Выразить удовольствие: от приятного запаха земляничного варенья, запаха роз, аромата яблока
Сладкое яблоко: передать эмоциональное состояние – вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях:
-видите червяка в яблоке
- червяк грызет яблоко
- яблоко свалилось вам на голову.
6. Координация речи с движением:
подготовительная группа
«Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, - дети идут по кругу, взявшись за руки
Мы смородину сажали. – изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.
Яблони белили мы - движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, - имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: - стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.
- Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду - на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных, спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Г. Сапгир
7. Дидактические игры
Угадай, что я делаю. Вначале педагог, затем дети показывают действия, например: мытьё и чистку фруктов и др., а дети угадывают.
Четвёртый лишний. Усвоение существительных в родительном падеже.
Заготовим на зиму фрукты. Закрепление знаний детей о том, что можно приготовить из фруктов на зиму.
Что вначале, что потом. Закрепить последовательность выращивания фруктов.
Где мы растём? Педагог называет фрукты : яблоки, груши и т. д. на вопрос: «Где мы растём?» дети отвечают: «Мы, яблоки, растём на яблоне».
Цветные фрукты. Педагог показывает карточку определённого цвета, дети называют как можно больше фруктов таким же цветом.
Из чего варенье. Педагог начинает игру: «Я люблю сливы. Я буду варить варенье из слив, сливовое. А ты, Андрюша, что любишь?». В свою очередь, Андрюша называет, какой фрукт он любит, и какое варенье будет варить, спрашивая следующего ребёнка.
Назови ласково. Формирование и развитие грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
- Апельсин — апельсинчик. Яблоко —. Лимон —. Мандарин —. Банан —. Абрикос —.
Подбери признак. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Опиши фрукт, отвечая на вопросы о его цвете, форме, вкусе. Где и как он растет?
- Яблоко, ананас, слива, банан, лимон, гранат, персик.
Продолжи предложения. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи. Подбор однокоренных членов предложения:
-В магазине продают яблоки, апельсины,.
-Варенье можно сварить из слив, абрикосов,.
-Взрослые и дети любят фруктовые соки : яблочный, гранатовый,.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление притяжательных прилагательных: Сок из: абрикосов — абрикосовый, лимонов —. ананасов —. гранат —. мандаринов —. апельсинов —. персиков —.
Употреби слово в нужной форме. Формирование и развитие грамматического строя речи. Склонение слова или словосочетания:
- Мы любим что? — Фрукты. В магазине нет чего?.
- Дети спели песенку о чем?. Нас угощали чем?.
Что не так? Расширение и активизация словаря. Развитие связной речи, мышления. Нахождение смысловой ошибки в предложениях:
- На яблоне растут груши. Апельсины, яблоки и сливы — это овощи. Из персиков варят абрикосовое варенье.
Какое слово самое короткое? Развитие восприятия. Сравнение слоговой структуры слов:
-Апельсин, мандарин, лимон, яблоко.
-Абрикос, ананас, киви, персики.
-Варенье, компот, повидло, сок
Что общего и чем отличаются друг от друга? Развитие связной речи, мышления. Нахождение и объяснение сходств и различий предметов с опорой на представления: Яблоко и груша. Мандарин и апельсин. Персик и абрикос.
Собери предложение. Формирование и развитие грамматического строя речи. Согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении:
- Яблоне, на, растут, яблоки.
- Варит, слив, из, мама, варенье.
Что лишнее? Расширение и активизация словаря. Развитие связной речи, мышления. Классификация по заданным признакам.
-Банан, яблоко, киви, морковь.
-Апельсин, мандарин, фрукт, ананас.
-Цвести, зреть, расти, подметать.
-Персиковый, абрикосовый, лимонный, кабачковый.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление притяжательных прилагательных. Варенье из: яблок — яблочное, слив —. абрикосов —. персиков —.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление единственного и множественного числа существительных, качественных прилагательных:
Одно красное яблоко — много красных яблок. Один желтый лимон —. Одна спелая слива —. Одна сладкая груша —.
Отгадай загадки. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления, внимания. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме:
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из жаркой Африки. (Апельсин)
Что за плод?
Шкатулочка с секретом!
Семена — стекляшечки на вид,
Все прозрачные,
Все розового цвета,
Потрясешь — как странно!
— Не звенит. (Гранат)
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву. (Груша)
Синий мундир,
Желтая подкладка —
В середине сладко. (Слива)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик — как ладошка.
Был зеленый, а поспел он —
Стал янтарным, синим, белым. (Виноград)
Вкусны — оближешь пальчики —
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
А с охотой их съедаю. (Мандарины)
Доскажи словечко. Развитие восприятия. Добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии:
В шкуре желтой,
Кислый он,
Называется. (лимон)
Подбери парное слово. Развитие связной речи, мышления. Использование простых словесных аналогий:
-Зеленый — киви, желтый —. (лимон/банан/яблоко).
-Сладко — банан, кисло —. (лимон).
-Косточка — персик, косточки —. (яблоко/груша/мандарин).
-Круг — апельсин, овал —. (банан).
-Овощи — огород, фрукты —. (сад).
Какое слово самое длинное? Развитие восприятия. Сравнение слоговой структуры слов:
-Слива, груша, мандарин, лимон.
-Банан, виноград, гранат, киви.
Какие фрукты здесь нарисованы? Развитие зрительно-моторной координации, внимания, восприятия
– обводка: обведи только те, которые бывают красными.
Какой картинки не хватает? Развитие зрительно-моторной координации, внимания, восприятия: выбери и соедини стрелочкой.