МААМ-картинки

Пескотерапия в коррекционной работе

Оксана Чижевская
Пескотерапия в коррекционной работе

Пескотерапия в коррекционной работе

с детьми младшего школьного возраста

с ограниченными возможностями здоровья.

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщётно бьётся разум».

Карл Густав Юнг

Понятие, особенности и задачи пескотерапии.

Современная педагогика стала уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляются всё новые действенные направления в коррекции и развитии «особых» детей. Один из таких нетрадиционных методов – это арт-терапия, что в переводе означает «терапия искусством». Одним из направлений арт-терапии является пескотерапия (песочная терапия, которая благодаря своей эффективности стал очень популярен среди современных педагогов.

Публикация «Пескотерапия в коррекционной работе» размещена в разделах

Пескотерапия – это вид современной арт-педагогики, который включает в себя систему игр и упражнений с песком. Песочная терапия позволяет разрешить ряд затруднений и раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. В деятельности с песком «особые» дети развивают в себе способность не только осознавать свои желания, но и оценивать возможности их реализации; учатся строить отношения со своими сверстниками и с окружающей действительностью; выражают свои чувства и эмоции, прислушиваясь к своему внутреннему «Я».

Использование песка на коррекционных занятиях далеко не ново, но как отдельная сформированная методика, пескотерапия стала инновационной. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта коррекционная педагогика модернизируется и формирует необходимость применять современные технологии для максимального повышения уровня образования. Техника игры с песком очень актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как практически каждый «особый» ребёнок страдает:

• трудностями в общении;

• повышенной агрессией;

• неврозами;

• замкнутостью;

• тревожностью;

• психосоматическими заболеваниями;

• стрессами, вызванными социальными конфликтами;

• недоразвитием познавательных функций.

Систематическое применение пескотерапии в практике успешно решает ряд важных задач:

• развитие зрительно-пространственной ориентации;

• снижение эмоционального напряжения и создание чувства защищённости;

• развитие позитивной Я-концепции для формирования у детей ответственности и преодоления комплексов;

• активизация и расширение словарного запаса;

• развитие связной речи;

• развитие познавательных функций и мелкой моторики;

• развитие творческих способностей и познавательного интереса;

• обучение способам взаимодействия в совместной предметно-практической и игровой деятельностях.

Дети младшего школьного возраста с огромным желанием и радостью играют с песком, но специалистам стоит помнить, что песочная терапия имеет свои противопоказания:

• гиперактивность;

• аллергические реакции на пыль и мелкие частицы;

• болезни кожи;

• болезни лёгких;

Исторический очерк возникновения.

Бесспорно, что первооткрывателями песка являются сами дети, именно они с ранних лет неосознанно начинают игры в песочнице. Что касается науки, то корни пескотерапии уходят в 40-е годы XX века, когда в Швеции детский психолог Шарлотта Бюлер разрабатывает диагностический «Тест Мира». Позже английский педиатр Маргарет Ловенфельд описывает игру с песком, как консультативную методику «Техника Мира», которая является одной из составляющих «Теста» Ш. Бюлер. Первая книга М. Ловенфельд «Игра в детстве» попадает под пристальное изучение швейцарскому аналитическому психиатру Карлу Густаву Юнгу, который уже использовал в своей работе песочницу. Именно его ученица Дора Кальф начинает активную работу в этом направлении. В современной педагогике принято считать отцом пескотерапии Карла Густова Юнга, именно он в своих учениях тщательно изучил и систематически применял на практике методы песочной терапии. К. Юнг, опираясь на свой опыт, выявил, что комплексы – это не только страх, кошмары и ошибочные действия, но и идеальные проводники творчества. Поэтому он объединил их посредством арт-терапии, одной из составляющих которой и является песочная терапия.

Оборудование и правила работы с песком.

Каждый специалист, увлечённо и ответственно занимающийся песочной терапией, имеет своё уникальное оборудование. Но есть атрибуты, которые должны отвечать конкретным требованиям пескотерапии:

• деревянный ящик размерами 90/70/10, именно такие габариты имеет оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка. Предпочтительно ящик должен быть голубого цвета, что не только символизирует небо и воду, но и оказывает успокаивающее действие на детскую психику. Песочница должна быть водонепроницаемая, поскольку техники песочной терапии предусматривают игры не только с сухим песком, но и с мокрым. На усмотрение специалиста обычный песок может быть заменен на цветной или на морскую соль

• ящик-песочница на 2/3 заполняется песком, который должен быть не слишком мелким и не очень крупным. Предпочтение отдаётся жёлтому или светло-коричневому цветам, что так же положительно влияет на психологическое состояние. Перед помещением в песочницу его нужно просеять, промыть и обязательно прокалить в духовке или обеззаразить кварцем. Кварцевать песок нужно регулярно один раз в неделю, предпочтительно, если на внутренней стороне ящика будет прикреплена бирка с указанием даты последнего кварцевания. Перед занятием с сухим песком его необходимо слегка сбрызнуть водой, а мокрый после игр просушить.

• коллекция миниатюрных фигурок и инструментов. В идеале будет, если все фигурки будут разделены на тематические группы:

- животные,

- люди,

- посуда,

- строительство,

- летающие насекомые,

- природные элементы,

- растения,

- транспорт

- лопатки и формочки,

- аксессуары (пуговицы, украшения, кусочки ткани, вата) и т. д.

Не стоит забывать, что в песочной терапии могут использоваться не только готовые статуэтки, но и самостоятельно изготовленные фигурки из пластилина или солёного теста. Чем обширнее будет коллекция, тем больше возможностей для упражнений. Храниться все фигурки должны в отдельных контейнерах.

Занятия пескотерапией очень увлекательны, как для детей, так и для взрослых, но нужно усвоить несколько основных правил:

• рядом с песочницей должен находиться источник с тёплой водой и салфетки. С каждым новым занятием температуру воды можно постепенно снижать, таким образом, будет осуществляться своеобразное закаливание,

• на детях должны быть клеёнчатые фартуки,

• учащиеся должны твёрдо усвоить, что песок из песочницы не выкидывается и ни в коем случае не берётся в рот,

• после занятия руки тщательно моются и насухо вытираются,

• все фигурки и атрибуты игры после занятия убираются строго по своим местам.

Игры и упражнения с песком.

Ведущие специалисты, практикующие пескотерапию, все игры и упражнения делят на основные виды:

1. Адаптационные игры – упражнения, с которых следует начинать знакомство с песком. Именно в этот период ребята усвоят нормы и правила игр с песком. Все упражнения этого цикла основываются на тактильные ощущения. А поскольку это первые ощущения в жизни человека, то и игры, основывающиеся на тактильные чувства, будут самыми результативными. «Дождик», «Ручеёк» - при помощи песка изображается данное природное явление, «Необыкновенные следы» - отпечатываются пальцами, кулачками и ладошками следы несуществующих существ, «Прятки» - фигурки прячутся в песке, «Узоры» - рисование на поверхности песка, «Сеем, сеем» - просеивание песка через сито, возможно с нахождением каких-либо фигурок и многие другие. Возможен вариант, что ребёнок сам придумает какую-либо игру.

2. Обучающие игры – это игры, которые позволяют улучшить процесс обучения ребёнка. Подбор таких игр зависит от того, в какой области у ребёнка отставание в учебных знаниях, умениях и навыках. «Нарисуй букву, цифру», «Найди букву, цифру», «Дорисуй букву, цифру», «Найди нужное количество», «Найди по инструкции», «Найди по описанию» и многие другие.

3. Познавательные игры позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире и самом себе, познавать многогранность окружающей действительности. К таким играм относятся разнообразные «Загадки» и «Путешествия», «Фантастические, географические и исторические турниры и состязания».

4. Проективные игры – создание ситуаций, при проигрывании которых, взрослый «расшифровывает» ребёнка, понимает определённые причины его поведения и поступков. Используя полученные сведения, специалисты корректируют все «минусы» детей. «Моя семья», «Мои друзья», «Моя сказка», «Я волшебник», «Мой сон», «Нарисуй картину», «Волшебный город» и другие.

В зависимости от сферы деятельности, в которой специалисты применяют песочницу, так же выделяют логопедические и графомоторные, творческие и анимационные игры.

Песочная терапия – это мир, где ребёнок чувствует себя свободно и в безопасности, где он Творец, открывающий все свои внутренние желания и мечты. Ведь именно К. Юнг говорил: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир… Всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Чижевская Оксана Сергеевна,

учитель-дефектолог.

Публикации по теме:

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением.

Использование ИКТ в коррекционной работе На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития коммуникативных способностей, познавательных возможностей очень актуален и своевременен.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР». В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми В нашей группе мы систематически используем различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» В своей коррекционной работе применяю разнообразные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них. 1. В организационные.

Логосказка в коррекционной работе В нашем дошкольном образовательном учреждении выявлено 60% воспитанников с речевыми дефектами. У этих детей одновременно нарушены: речь,.

Пальчиковые технологии в коррекционной работе Пальчиковые технологии в коррекционной работе Автор: Романчук Людмила Васильевна (МБДОУ «Детский сад №33» «Надежда» г. о. Балашиха) «Истоки.

Пескотерапия в работе с детьми младшей группы Пескотерапия в работе с детьми младшей группы. Воспитатель МДОУ «Детский сад №4» Кадашинская Е. Е. В весенне-летний период 2017 г. Я продолжила.

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда Все родители хотят, чтобы ребенок у них был интеллектуально развит, умел логически мыслить, обладал отличной памятью. Поэтому ребенка с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пескотерапия в коррекционной работе
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 05:25
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД