Оксана Чижевская
Пескотерапия в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Пескотерапия в коррекционной работе
с детьми младшего школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья.
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщётно бьётся разум».
Карл Густав Юнг
Понятие, особенности и задачи пескотерапии.
Современная педагогика стала уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляются всё новые действенные направления в коррекции и развитии «особых» детей. Один из таких нетрадиционных методов – это арт-терапия, что в переводе означает «терапия искусством». Одним из направлений арт-терапии является пескотерапия (песочная терапия, которая благодаря своей эффективности стал очень популярен среди современных педагогов.
Публикация «Пескотерапия в коррекционной работе» размещена в разделах
Пескотерапия – это вид современной арт-педагогики, который включает в себя систему игр и упражнений с песком. Песочная терапия позволяет разрешить ряд затруднений и раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. В деятельности с песком «особые» дети развивают в себе способность не только осознавать свои желания, но и оценивать возможности их реализации; учатся строить отношения со своими сверстниками и с окружающей действительностью; выражают свои чувства и эмоции, прислушиваясь к своему внутреннему «Я».
Использование песка на коррекционных занятиях далеко не ново, но как отдельная сформированная методика, пескотерапия стала инновационной. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта коррекционная педагогика модернизируется и формирует необходимость применять современные технологии для максимального повышения уровня образования. Техника игры с песком очень актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как практически каждый «особый» ребёнок страдает:
• трудностями в общении;
• повышенной агрессией;
• неврозами;
• замкнутостью;
• тревожностью;
• психосоматическими заболеваниями;
• стрессами, вызванными социальными конфликтами;
• недоразвитием познавательных функций.
Систематическое применение пескотерапии в практике успешно решает ряд важных задач:
• развитие зрительно-пространственной ориентации;
• снижение эмоционального напряжения и создание чувства защищённости;
• развитие позитивной Я-концепции для формирования у детей ответственности и преодоления комплексов;
• активизация и расширение словарного запаса;
• развитие связной речи;
• развитие познавательных функций и мелкой моторики;
• развитие творческих способностей и познавательного интереса;
• обучение способам взаимодействия в совместной предметно-практической и игровой деятельностях.
Дети младшего школьного возраста с огромным желанием и радостью играют с песком, но специалистам стоит помнить, что песочная терапия имеет свои противопоказания:
• гиперактивность;
• аллергические реакции на пыль и мелкие частицы;
• болезни кожи;
• болезни лёгких;
Исторический очерк возникновения.
Бесспорно, что первооткрывателями песка являются сами дети, именно они с ранних лет неосознанно начинают игры в песочнице. Что касается науки, то корни пескотерапии уходят в 40-е годы XX века, когда в Швеции детский психолог Шарлотта Бюлер разрабатывает диагностический «Тест Мира». Позже английский педиатр Маргарет Ловенфельд описывает игру с песком, как консультативную методику «Техника Мира», которая является одной из составляющих «Теста» Ш. Бюлер. Первая книга М. Ловенфельд «Игра в детстве» попадает под пристальное изучение швейцарскому аналитическому психиатру Карлу Густаву Юнгу, который уже использовал в своей работе песочницу. Именно его ученица Дора Кальф начинает активную работу в этом направлении. В современной педагогике принято считать отцом пескотерапии Карла Густова Юнга, именно он в своих учениях тщательно изучил и систематически применял на практике методы песочной терапии. К. Юнг, опираясь на свой опыт, выявил, что комплексы – это не только страх, кошмары и ошибочные действия, но и идеальные проводники творчества. Поэтому он объединил их посредством арт-терапии, одной из составляющих которой и является песочная терапия.
Оборудование и правила работы с песком.
Каждый специалист, увлечённо и ответственно занимающийся песочной терапией, имеет своё уникальное оборудование. Но есть атрибуты, которые должны отвечать конкретным требованиям пескотерапии:
• деревянный ящик размерами 90/70/10, именно такие габариты имеет оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка. Предпочтительно ящик должен быть голубого цвета, что не только символизирует небо и воду, но и оказывает успокаивающее действие на детскую психику. Песочница должна быть водонепроницаемая, поскольку техники песочной терапии предусматривают игры не только с сухим песком, но и с мокрым. На усмотрение специалиста обычный песок может быть заменен на цветной или на морскую соль
• ящик-песочница на 2/3 заполняется песком, который должен быть не слишком мелким и не очень крупным. Предпочтение отдаётся жёлтому или светло-коричневому цветам, что так же положительно влияет на психологическое состояние. Перед помещением в песочницу его нужно просеять, промыть и обязательно прокалить в духовке или обеззаразить кварцем. Кварцевать песок нужно регулярно один раз в неделю, предпочтительно, если на внутренней стороне ящика будет прикреплена бирка с указанием даты последнего кварцевания. Перед занятием с сухим песком его необходимо слегка сбрызнуть водой, а мокрый после игр просушить.
• коллекция миниатюрных фигурок и инструментов. В идеале будет, если все фигурки будут разделены на тематические группы:
- животные,
- люди,
- посуда,
- строительство,
- летающие насекомые,
- природные элементы,
- растения,
- транспорт
- лопатки и формочки,
- аксессуары (пуговицы, украшения, кусочки ткани, вата) и т. д.
Не стоит забывать, что в песочной терапии могут использоваться не только готовые статуэтки, но и самостоятельно изготовленные фигурки из пластилина или солёного теста. Чем обширнее будет коллекция, тем больше возможностей для упражнений. Храниться все фигурки должны в отдельных контейнерах.
Занятия пескотерапией очень увлекательны, как для детей, так и для взрослых, но нужно усвоить несколько основных правил:
• рядом с песочницей должен находиться источник с тёплой водой и салфетки. С каждым новым занятием температуру воды можно постепенно снижать, таким образом, будет осуществляться своеобразное закаливание,
• на детях должны быть клеёнчатые фартуки,
• учащиеся должны твёрдо усвоить, что песок из песочницы не выкидывается и ни в коем случае не берётся в рот,
• после занятия руки тщательно моются и насухо вытираются,
• все фигурки и атрибуты игры после занятия убираются строго по своим местам.
Игры и упражнения с песком.
Ведущие специалисты, практикующие пескотерапию, все игры и упражнения делят на основные виды:
1. Адаптационные игры – упражнения, с которых следует начинать знакомство с песком. Именно в этот период ребята усвоят нормы и правила игр с песком. Все упражнения этого цикла основываются на тактильные ощущения. А поскольку это первые ощущения в жизни человека, то и игры, основывающиеся на тактильные чувства, будут самыми результативными. «Дождик», «Ручеёк» - при помощи песка изображается данное природное явление, «Необыкновенные следы» - отпечатываются пальцами, кулачками и ладошками следы несуществующих существ, «Прятки» - фигурки прячутся в песке, «Узоры» - рисование на поверхности песка, «Сеем, сеем» - просеивание песка через сито, возможно с нахождением каких-либо фигурок и многие другие. Возможен вариант, что ребёнок сам придумает какую-либо игру.
2. Обучающие игры – это игры, которые позволяют улучшить процесс обучения ребёнка. Подбор таких игр зависит от того, в какой области у ребёнка отставание в учебных знаниях, умениях и навыках. «Нарисуй букву, цифру», «Найди букву, цифру», «Дорисуй букву, цифру», «Найди нужное количество», «Найди по инструкции», «Найди по описанию» и многие другие.
3. Познавательные игры позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире и самом себе, познавать многогранность окружающей действительности. К таким играм относятся разнообразные «Загадки» и «Путешествия», «Фантастические, географические и исторические турниры и состязания».
4. Проективные игры – создание ситуаций, при проигрывании которых, взрослый «расшифровывает» ребёнка, понимает определённые причины его поведения и поступков. Используя полученные сведения, специалисты корректируют все «минусы» детей. «Моя семья», «Мои друзья», «Моя сказка», «Я волшебник», «Мой сон», «Нарисуй картину», «Волшебный город» и другие.
В зависимости от сферы деятельности, в которой специалисты применяют песочницу, так же выделяют логопедические и графомоторные, творческие и анимационные игры.
Песочная терапия – это мир, где ребёнок чувствует себя свободно и в безопасности, где он Творец, открывающий все свои внутренние желания и мечты. Ведь именно К. Юнг говорил: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир… Всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».
Чижевская Оксана Сергеевна,
учитель-дефектолог.