Пескотерапия в коррекционной работе

Оксана Чижевская
Пескотерапия в коррекционной работе

Пескотерапия в коррекционной работе

с детьми младшего школьного возраста

с ограниченными возможностями здоровья.

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщётно бьётся разум».

Карл Густав Юнг

Понятие, особенности и задачи пескотерапии.

Современная педагогика стала уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляются всё новые действенные направления в коррекции и развитии «особых» детей. Один из таких нетрадиционных методов – это арт-терапия, что в переводе означает «терапия искусством». Одним из направлений арт-терапии является пескотерапия (песочная терапия, которая благодаря своей эффективности стал очень популярен среди современных педагогов.

Пескотерапия – это вид современной арт-педагогики, который включает в себя систему игр и упражнений с песком. Песочная терапия позволяет разрешить ряд затруднений и раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. В деятельности с песком «особые» дети развивают в себе способность не только осознавать свои желания, но и оценивать возможности их реализации; учатся строить отношения со своими сверстниками и с окружающей действительностью; выражают свои чувства и эмоции, прислушиваясь к своему внутреннему «Я».

Использование песка на коррекционных занятиях далеко не ново, но как отдельная сформированная методика, пескотерапия стала инновационной. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта коррекционная педагогика модернизируется и формирует необходимость применять современные технологии для максимального повышения уровня образования. Техника игры с песком очень актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как практически каждый «особый» ребёнок страдает:

• трудностями в общении;

• повышенной агрессией;

• неврозами;

• замкнутостью;

• тревожностью;

• психосоматическими заболеваниями;

• стрессами, вызванными социальными конфликтами;

• недоразвитием познавательных функций.

Систематическое применение пескотерапии в практике успешно решает ряд важных задач:

• развитие зрительно-пространственной ориентации;

• снижение эмоционального напряжения и создание чувства защищённости;

• развитие позитивной Я-концепции для формирования у детей ответственности и преодоления комплексов;

• активизация и расширение словарного запаса;

• развитие связной речи;

• развитие познавательных функций и мелкой моторики;

• развитие творческих способностей и познавательного интереса;

• обучение способам взаимодействия в совместной предметно-практической и игровой деятельностях.

Дети младшего школьного возраста с огромным желанием и радостью играют с песком, но специалистам стоит помнить, что песочная терапия имеет свои противопоказания:

• гиперактивность;

• аллергические реакции на пыль и мелкие частицы;

• болезни кожи;

• болезни лёгких;

Исторический очерк возникновения.

Бесспорно, что первооткрывателями песка являются сами дети, именно они с ранних лет неосознанно начинают игры в песочнице. Что касается науки, то корни пескотерапии уходят в 40-е годы XX века, когда в Швеции детский психолог Шарлотта Бюлер разрабатывает диагностический «Тест Мира». Позже английский педиатр Маргарет Ловенфельд описывает игру с песком, как консультативную методику «Техника Мира», которая является одной из составляющих «Теста» Ш. Бюлер. Первая книга М. Ловенфельд «Игра в детстве» попадает под пристальное изучение швейцарскому аналитическому психиатру Карлу Густаву Юнгу, который уже использовал в своей работе песочницу. Именно его ученица Дора Кальф начинает активную работу в этом направлении. В современной педагогике принято считать отцом пескотерапии Карла Густова Юнга, именно он в своих учениях тщательно изучил и систематически применял на практике методы песочной терапии. К. Юнг, опираясь на свой опыт, выявил, что комплексы – это не только страх, кошмары и ошибочные действия, но и идеальные проводники творчества. Поэтому он объединил их посредством арт-терапии, одной из составляющих которой и является песочная терапия.

Оборудование и правила работы с песком.

Каждый специалист, увлечённо и ответственно занимающийся песочной терапией, имеет своё уникальное оборудование. Но есть атрибуты, которые должны отвечать конкретным требованиям пескотерапии:

• деревянный ящик размерами 90/70/10, именно такие габариты имеет оптимальное поле зрительного восприятия ребёнка. Предпочтительно ящик должен быть голубого цвета, что не только символизирует небо и воду, но и оказывает успокаивающее действие на детскую психику. Песочница должна быть водонепроницаемая, поскольку техники песочной терапии предусматривают игры не только с сухим песком, но и с мокрым. На усмотрение специалиста обычный песок может быть заменен на цветной или на морскую соль

• ящик-песочница на 2/3 заполняется песком, который должен быть не слишком мелким и не очень крупным. Предпочтение отдаётся жёлтому или светло-коричневому цветам, что так же положительно влияет на психологическое состояние. Перед помещением в песочницу его нужно просеять, промыть и обязательно прокалить в духовке или обеззаразить кварцем. Кварцевать песок нужно регулярно один раз в неделю, предпочтительно, если на внутренней стороне ящика будет прикреплена бирка с указанием даты последнего кварцевания. Перед занятием с сухим песком его необходимо слегка сбрызнуть водой, а мокрый после игр просушить.

• коллекция миниатюрных фигурок и инструментов. В идеале будет, если все фигурки будут разделены на тематические группы:

- животные,

- люди,

- посуда,

- строительство,

- летающие насекомые,

- природные элементы,

- растения,

- транспорт

- лопатки и формочки,

- аксессуары (пуговицы, украшения, кусочки ткани, вата) и т. д.

Не стоит забывать, что в песочной терапии могут использоваться не только готовые статуэтки, но и самостоятельно изготовленные фигурки из пластилина или солёного теста. Чем обширнее будет коллекция, тем больше возможностей для упражнений. Храниться все фигурки должны в отдельных контейнерах.

Занятия пескотерапией очень увлекательны, как для детей, так и для взрослых, но нужно усвоить несколько основных правил:

• рядом с песочницей должен находиться источник с тёплой водой и салфетки. С каждым новым занятием температуру воды можно постепенно снижать, таким образом, будет осуществляться своеобразное закаливание,

• на детях должны быть клеёнчатые фартуки,

• учащиеся должны твёрдо усвоить, что песок из песочницы не выкидывается и ни в коем случае не берётся в рот,

• после занятия руки тщательно моются и насухо вытираются,

• все фигурки и атрибуты игры после занятия убираются строго по своим местам.

Игры и упражнения с песком.

Ведущие специалисты, практикующие пескотерапию, все игры и упражнения делят на основные виды:

1. Адаптационные игры – упражнения, с которых следует начинать знакомство с песком. Именно в этот период ребята усвоят нормы и правила игр с песком. Все упражнения этого цикла основываются на тактильные ощущения. А поскольку это первые ощущения в жизни человека, то и игры, основывающиеся на тактильные чувства, будут самыми результативными. «Дождик», «Ручеёк» - при помощи песка изображается данное природное явление, «Необыкновенные следы» - отпечатываются пальцами, кулачками и ладошками следы несуществующих существ, «Прятки» - фигурки прячутся в песке, «Узоры» - рисование на поверхности песка, «Сеем, сеем» - просеивание песка через сито, возможно с нахождением каких-либо фигурок и многие другие. Возможен вариант, что ребёнок сам придумает какую-либо игру.

2. Обучающие игры – это игры, которые позволяют улучшить процесс обучения ребёнка. Подбор таких игр зависит от того, в какой области у ребёнка отставание в учебных знаниях, умениях и навыках. «Нарисуй букву, цифру», «Найди букву, цифру», «Дорисуй букву, цифру», «Найди нужное количество», «Найди по инструкции», «Найди по описанию» и многие другие.

3. Познавательные игры позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире и самом себе, познавать многогранность окружающей действительности. К таким играм относятся разнообразные «Загадки» и «Путешествия», «Фантастические, географические и исторические турниры и состязания».

4. Проективные игры – создание ситуаций, при проигрывании которых, взрослый «расшифровывает» ребёнка, понимает определённые причины его поведения и поступков. Используя полученные сведения, специалисты корректируют все «минусы» детей. «Моя семья», «Мои друзья», «Моя сказка», «Я волшебник», «Мой сон», «Нарисуй картину», «Волшебный город» и другие.

В зависимости от сферы деятельности, в которой специалисты применяют песочницу, так же выделяют логопедические и графомоторные, творческие и анимационные игры.

Песочная терапия – это мир, где ребёнок чувствует себя свободно и в безопасности, где он Творец, открывающий все свои внутренние желания и мечты. Ведь именно К. Юнг говорил: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир… Всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Чижевская Оксана Сергеевна,

учитель-дефектолог.

Публикации по теме:

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением.

Использование ИКТ в коррекционной работе На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития коммуникативных способностей, познавательных возможностей очень актуален и своевременен.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР». В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми В нашей группе мы систематически используем различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» В своей коррекционной работе применяю разнообразные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них. 1. В организационные.

Логосказка в коррекционной работе В нашем дошкольном образовательном учреждении выявлено 60% воспитанников с речевыми дефектами. У этих детей одновременно нарушены: речь,.

Пальчиковые технологии в коррекционной работе Пальчиковые технологии в коррекционной работе Автор: Романчук Людмила Васильевна (МБДОУ «Детский сад №33» «Надежда» г. о. Балашиха) «Истоки.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пескотерапия в коррекционной работе
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 05:25
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «День знаний» для средних, старшей и подготовительной групп...
Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вам сценарий , который мы провели в детском саду на День Знаний. За основу я взяла материал из сценария Натальи Беликовой,...
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше?» ко Дню пожилого человека
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше? » ко Дню пожилого человека Звучит музыка. Появляется медвежонок. Медвежонок: Для любимой бабушки Я...
«Театр — ты всегда с нами»
Летний период самая благодатная пора для театральной деятельности. Вот и этим летом наш летний детский театр распахнул двери для моих воспитанников. В каких...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гостях...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе"В гостях у Осени" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие",...
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию...
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из самых значительных и...