МААМ-картинки

Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста

Юлия Федотова
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста

Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является наиболее естественной и органичной. Вышедший на прогулку дошкольник, в первую очередь проявляет интерес к песочнице, особенно, если к ней прилагается набор игрушек. И это не случайно. По мнению Зинкевич- Евстигнеевой, для дошкольников отыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищено. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка.

Публикация «Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована Г. Юнгом так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики» Иными словами, ребенок, в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, в результате чего пережитое не превращается в психическую травму.

Именно поэтому одной из форм психопрофилактической работы в МДОУ № 18 г. Миасса стала песочная терапия.

Рассмотрим ее основные составляющие.

Для организации процесса песочной терапии необходима песочница размером 50см х 70см х 8см с чистым песком, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Желательно, чтобы песочница была деревянной, с голубыми бортами и дном. Фигурки должны представлять собой миниатюру всего, что встречается ребенку в окружающем мире, начиная от объектов и предметов повседневности и заканчивая фантастическими образами. Оптимальный размер фигурок 10-12 см.

Если работа с песочницей происходит для ребенка впервые, то необходимо познакомить его с коллекцией фигурок, с песочницей и с правилами игры. Если ребенок находится в процессе работы, ему предлагается выбрать те фигурки, с которыми он хотел бы поиграть.

Далее дается инструкция. Она зависит от целей работы. Звучать она может примерно так: «Ты можешь создать в песочнице все, что пожелаешь», или «В одной сказочной песочной стране жили-были…»

Работающий с ребенком взрослый должен придерживаться безусловного, безоценочного отношение к ребенку и к его творчеству в песочнице; а так же «следовать» за ребенком, за его сюжетом, стараясь понять его чувства и состояние.

Рассматривая песочную терапию как форму психопрофилактической работы, мы предлагаем два варианта ее использования именно в этом контексте.

Первый вариант, используемый нами в работе - классический. Ребенок, руководствуясь вышеназванной инструкцией, произвольно выбирает фигурки и выстраивает на песочном листе ту историю, которую данные фигурки ему «навеяли». Наш опыт показывает, что дети с задержкой психического развития создают очень однообразные картины, используя в игре всего 3-4 фигурки. Законченного сюжета их игра, как правило, не имеет. Однако, они очень долго манипулируют выбранными игрушками, закапывая их песок, перемещая их с места на место и создавая различные рельефы на песке.

Такой способ психопрофилактики особенно подходит для детей с ЗПР из-за

недостаточности развития у них вербального и понятийного аппарата и бедности представлений. Успешен этот способ в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, застенчивостью, а так же с агрессивными и конфликтными детьми.

Второй вариант использования песочной терапии в профилактических целях предполагает использование песочницы как среды для создания сказок. Но сказки, предлагаемые ребенку для разыгрывания не общеизвестные, а специальные. Они подбираются в соответствии с целями профилактической работы. Причем сначала сказка рассказывается ребенку, а спустя время ребенку предлагается воспроизвести ее в песке.

В МДОУ № 18 есть опыт использования коммуникативных сказок в процессе профилактической работы посредством песочной терапии.

Целью нашей работы было : профилактика конфликтности, развитие навыков общения у детей с задержкой психического развития.

Подготовку и проведение сказочных игр мы условно разделили на 6 этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого. В отличие от первого варианта, где активная и ведущая роль принадлежит ребенку, в этом варианте ведущая роль принадлежит педагогу или психологу, который помогает ребенку пройти весь путь – от предвкушения сказки, до ее счастливого завершения.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Взрослый напоминает детям правила поведения в песочнице. Этот этап может отсутствовать, если ребенок знает и соблюдает правила.

Этап 2. Знакомство со сказкой и ее героями.

Взрослый рассказывает начало сказки, ребенок в это время строит игровое пространство, заселяя его сказочными героями.

Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.

Детям предлагается продолжение истории, в которой происходит нечто, разрушающее отношения между героями.

Этап 4. Выбор помощи.

Взрослый обращается к ребенку за помощью.

Этап 5. Решение проблемы.

Дети отыгрывают ситуацию разрешения возникшей проблемы и восстанавливают утраченное в сказке равновесие в соответствии со своими желаниями знаниями и навыками.

Этап 6. Выведение из игровой среды.

Поощрение участников игры.

Этот вариант использования песочной терапии имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Принципиальных различий они не имеют. Но в работе с дошкольниками оптимальное число участников группы 3-4 человека, включая взрослого.

В заключение хочется отметить, что в процессе песочной терапии решаются не только конкретно поставленные задачи. Она способствует:

- развитию творческого потенциала ребенка;

- активизирует пространственное и образно-логическое мышление;

- тренирует мелкую моторику;

- помогает выстроить более гармоничный образ мира.

- снимает психологическое напряжение

Таким образом, использование песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.

Публикации по теме:

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» .

Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» («Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста в практической работе учителя- логопеда в дошкольных.

АРТ — Терапия с Детьми дошкольного возраста. Я, Шевченко Мария Николаевна работаю воспитателем в ГКУЗ АО СДР «Капелька», в группе 10 у нас человек детей. Все дети разные, со своих характером,.

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы», с детьми раннего возраста Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию.

Песочная терапияПесочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Песочная терапия. Экскурсия в художественную школуПесочная терапия. Экскурсия в художественную школу В рамках проекта "Хромотерапия" осваиваем различные нетрадиционные техники рисования. Рисование песком - один из популярнейших способов.

Игра как основная форма работы с детьми раннего возраста Игра как основная форма работы с детьми раннего возрастаСегодня в качестве детских видов деятельности определяют:игру, труд, общение,.

Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнёте, и как будете развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2015 в 08:56
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД