Лучший педагог года

Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР

Любовь Горшкова
Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР

«Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным?

Это зависит от вас, от того, когда начнёте, и как будете развивать его способности…» Б. П. Никитин. Высказывание Никитина наталкивает нас на вопрос о том, что способствует всестороннему развитию дошкольника? Игра! Ведь игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.

Публикация «Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал — это понять природу счастливого детства.

Развивающие игры - это средство воспитания детей дошкольного возраста.

Игра - это школа общения, действенное средство нравственного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.

Игра - это особая модель поведения, которая помогает адаптироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества, так и в окружающем ее социуме.

Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Он радуется, что узнал что-то новое. И эта радость является залогом успешного развития. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься, только тем, что ему будет интересно. Попытка «привить ребенку усидчивость», склоняя его делать что-то «через не хочу», может привести к противоположному результату: ребенок вообще откажется от занятий.

Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.

Рассмотрим наиболее важные функции игры:

1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.

2. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

5. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.

7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Развивающие игры способствуют :

- развитию речи;

- развитию интеллектуальных способностей;

- развитие произвольности, то есть ребёнок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением;

- развитие познавательной активности;

- развитие мелкой моторике (движение мелких мышц кистей рук);

- сформированность внутренней позиции школьника.

Несмотря на различную природу дефектов ОНР, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности:

- неполноценная речевая деятельность;

- отставание в формировании сенсорной, интеллектуальной, и аффективно – волевой сферы;

- недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения;

- снижена вербальная память, страдает продуктивное запоминание;

- отстают в развитии словесно – логического мышления, дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

- недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики;

- неравномерное протекание психологических и речевых процессов.

Работая в группе для детей с общим недоразвитием речи, я заметила, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррегирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Таким образом, у развивающей игры две цели : одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Педагоги и родители, желая благо ребёнку, могут перегрузить его занятиями, поэтому важно соблюдать условия, которые помогут достичь результата. Важно помнить, что ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведёт к успеху. Только их совокупность даст определённые результаты.

1) «Пища» для ума с раннего возраста, т. е. раннее начало;

2) Условия для опережающего развития способностей в игре, т. е. создание среды, способствующей игровой деятельности ребёнка и стимулирующей её;

3) максимальное напряжение сил в процессе игровой деятельности, достижение «потолка» возможностей, т. е. поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

4)обеспечение свободы в выборе деятельности, т. е. игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;

5) помощь взрослых, т. е. педагоги и родители учатся не мешать ребёнку в самостоятельной деятельности, а ненавязчиво предлагают помощь.

Это значит, что грамотное применение само по себе даст толчок в развитии ребёнка.

Важной особенностью игры является правила, которые доводят до сознания детей ее игровые действия и обучающую задачу. Правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Развивающая игра- это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные просчеты. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников. У всех развивающих игр есть правила :

1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2. Не обижайте ребёнка в игре. 3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. 4. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале обязательное условие.

5. Начинать с более лёгких задач, потом переходим к более сложным задачам.

6. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней. 7. Берегите игры. Пусть они стоят в доступном месте для детей. 8. Фантазируйте, пока ребёнок не увлечётся процессом игры. 9. Хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

10. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка.

11. Материал и оборудование должен завлекать детей в игру

Существуют следующие виды развивающих игр :

- дидактические;

-игры с предметами;

-настольно-печатные;

-словесные;

-игры с пальчиками;

-сюжетно-ролевые;

-творческие;

-подвижные.

Я хочу подробнее остановиться на пальчиковых играх. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. В пальчиковых играх практически не существует правил, они подходят детям любого возраста и помогают не только весело провести время, но и развить моторику и речь ребенка. Пальчиковые игры не имеют одного автора – они складывались годами, еще с тех времен, когда у родителей не было возможности заполнить время и внимание малыша различными игрушками. Тогда и зародились прототипы современных пальчиковых игр.

Специалисты по детскому развитию, доказали, что регулярные пальчиковые игры с детьми развивают мелкую моторику, речь и воображение ребенка. Кроме того, пальчиковые игры не требуют специального оборудования или оснащения, а также специфической подготовки. Они могут выполняться с использованием только рук или с помощью любых безопасных для ребенка подручных средств. Пальчиковые игры играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

а) регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

б) совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В. А. Сухомлинский.

Таким образом, результаты работы подтвердили, что использование игры являются эффективным методом обучения детей с ОНР в дошкольном возрасте.

Публикации по теме:

Оздоровительно-развивающая работа с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы) Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией.

Игра как форма работы с детьми, игра как ведущий вид деятельности Тема: ” Игра как форма работы с детьми, игра как ведущий вид деятельности” Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 4 мая 2015 в 19:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД