Лучший педагог года

План-конспект НОД по развитию речи «Рассматриванию картины «Девочка на качелях»

Лариса Туркина
План-конспект НОД по развитию речи «Рассматриванию картины «Девочка на качелях»

План- конспект НОД по развитию речи «Рассматриванию картины «Девочка на качелях»

из серии дидактического материала С. Вохринцевой «Лето»

Автор: Туркина Лариса Геннадьевна

МДОУ «Детский сад Радуга» г. Тихвин

Предварительная работа:

- прогулка по территории детского сада с наблюдениями за растениями и окружающим миром (трава, деревья, особенности участка);

Публикация «План-конспект НОД по развитию речи „Рассматриванию картины „Девочка на качелях“» размещена в разделах

- беседа с детьми на сравнение участка детского сада с детской площадкой во дворе соседнего дома, парком;

- чтение книги «Лето. Находилки- развивалки» автор: Бьянка Минте-Кениг, самостоятельное рассматривание иллюстраций и выполнение заданий детьми по книге;

- слушание музыки: П. И. Чайковский Цикл «Времена года. Лето.»

-лексическая игра «Укрась слово» Цель: учить подбирать к существительным как можно больше прилагательных.

ЦЕЛЬ: Развитие связной речи с опорой на сюжетную картину.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ

Образовательные:

- учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание в картине отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображаемого).

Речевые:

- учить отвечать на вопросы, рассуждать;

- совершенствовать связную речь;

- обогащать словарный запас детей за счет слов всех частей речи (см. таблицу в конце конспекта)

Воспитательные:

- воспитывать интерес к рассматриванию картины;

- воспитывать любовь ко всему окружающему, видеть красоту и желание охранять и беречь природу, рукотворный мир человека.

Развивающие :

- развивать фантазию и воображение.

Ход НОД

1. Вводная часть:

Показ сюжетной картины Светланы Вохринцевой из серии «Лето». Дети рассматривают на протяжении 1-2 минут под музыку Чайковского.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное, утречко туманное.

- О каком времени года говорится в загадке? Можно сказать, что на картине изображено тоже лето? Почему вы так думаете? (ответы детей)

-Какие вы знаете приметы этого времени года? (ответы детей)

- А какие явления природы можно наблюдать летом?

-Где происходит действие этой картины? Как называется это место?

- Вы внимательно рассмотрели картину, скажите мне кто главный герой на этой картине? Почему?

- Во что одет ребенок? Опишите.

- Какое настроение у ребенка? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Интересно, на кого смотрит девочка? О чем она в это время думает?

- Что, по вашему, делала девочка до того как села кататься на качелях?

- На этих качелях часто катаются? Что указывает на это в картине, расскажите.

- Как вы думаете, на этих качелях безопасно кататься?

-Какие это качели? Из чего они сделаны?

- Кто еще находится рядом с качелями?

- Расскажите, какая внешность у собаки? Она породистая?

- Какое настроение у животного7

- На кого она, интересно, смотрит? Подумайте.

- Как вы думаете, почему собака грустная?

- Как еще можно назвать взгляд собаки? Он какой?

- Что нужно сделать чтобы развеселить щенка?

-С кем гуляет девочка?

- Расскажите, что делает мама? (варианты ответов детей)

- О чем они могут разговаривать?

- Как они смотрят на ребенка, катающегося на качелях?

- Почему они сидят на скамейке, а не находятся рядом с ребенком?

- Что на картине можно отнести к живой природе? Назовите пожалуйста.

- Какие предметы созданы руками человека?

- Расскажите из чего сделаны эти предметы.

- Молодцы, ребята! Очень активно отвечаете на вопросы. Теперь посмотрите на желтые огонечки в траве. Что же это?

«Ароматный одуванчик –

Золотисто-желтый мальчик

На высокой, желтой ножке

Встал у краешка дорожки,

Отражает солнца свет,

Он кивает всем «Привет!»»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Качели» :

Цель: Соотносить производное слово (глагол и имя существительное) и выразительные движения

ВСЕ ЛЕТО КАКЧЕЛИ

КАЧАЛИСЬ И ПЕЛИ,

И МЫ НА КАЧЕЛЯХ

НА НЕБО ЛЕТЕЛИ. (Дети раскачивают руки вперед- назад, слегка пружиня ноги в коленях)

ЛЕТЕЛИ, ЛЕТЕЛИ (взмахи руками)

ТО ВВЕРХ, ТО ВНИЗ (потянуться на носочках, присесть)

НАМ ВЕСЕЛО ОЧЕНЬ

ДАВАЙ! УЛЫБНИСЬ! (руки на поясе, наклоны головы в стороны широко улыбаясь)

Воспитатель:

-Мы с вами рассмотрели картину, ее ближний план. А что вы видите дальше (ответы детей)

- Смотрите, какая интересная дорожка прогулочная. Из чего она сделана?

Какой формы этот материал?

-А сама дорожка прямая? Как вы это поняли (варианты ответов детей)

-Все что покрыто травой на территории сквера, как называется?

-Сквер является открытым или закрытым? Как вы это поняли (ответы детей)

- Что можно сказать об ограждении сквера? Какая ограда?

- Что вы видите дальше, за оградой сквера? Расскажите.

- Если рассмотреть первый дом, что мы видим на первом этаже?

- А интересно, что это такое маленькое похожее на избушку, как вы думаете? (варианты ответов детей)

-- Кроме домов, что еще нарисовано? (ответы)Что делают машины?

- Теперь, когда вы уже ответили на столько вопросов, давайте представим, что мы попали на прогулку в этой картине. Что вы можете мне рассказать, как дети гуляющие с этой милой девочкой? Как ее зовут, как вы вместе играете. (1-2 ребенка рассказывают от первого лица о своей прогулке)

- Теперь представьте, что вы вот этот щенок, что вы можете рассказать от его имени? Включите свою фантазию.

После ответов детей ставится музыкальная композиция Дж. Верди «Лето».

Дети ложатся на коврик по часовой стрелке, проводится упражнение на расслабление и релаксацию.

Воспитатель: Слушая эту музыку, дети, представьте что вы слышите звуки этого парка, двора, ощущаете прикосновение травинок к своим рукам, лицу.

Представьте, что вы даже можете ощущать запахи (дети с закрытыми глазами)

-Какие вы почувствовали запахи? Расскажите о своих ощущениях. Что услышали?

-Я например услышала, как вздохнула собака с протяжным хриплым свистом и почувствовала летний, сухой воздух. Мне жарко и хочется пить.

- Что скажете вы? (варианты ответов детей)

Воспитатель: Теперь сравним несколько предметов или объектов, придумаем слова противоположности.

- Девочка веселая, а щенок (грустный) А если собака, то (грустная).

- Дорожка в сквере яркая,а асфальт на дороге. (тусклый).

- Белая машина стоит ближе, а красная (дальше)

- Дом высокий, а киоск возле дома (низкий)

Воспитатель: Какое дно слово можно составить из слов: светлый и зеленый?

- А слово темно-зеленый из каких двух слов состоит (темный и зеленый)

-Теперь подберите похожие слова по значению к слову:

ВЕСЕЛЫЙ - радостный, жизнерадостный, беззаботный, беспечальный;

ГРУСТНЫЙ- печальный, горестный, жалкий, жалобный, плачевный, мрачный;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель:

- Вот ребята, мы рассмотрели с вами картинку…Скажите теперь, как можно ее назвать?

- Теперь послушайте рассказ по этой картине. Я буду рассказывать от лица маленькой девочки.

- Сегодня самый лучший день в моей жизни. Мама взяла выходной и обещала гулять со мной, сколько я захочу. Просто у меня сегодня День рождения и мне исполнилось четыре года. С утра приехала бабушка и они вместе с мамой подарили мне коляску с куклой. Я назвала ее Татой и она гуляет вместе со мной. У нас во дворе очень красивый сквер. Там много деревьев и я люблю тграть под ними на травке со своими игрушками. Но сначала я покатаюсь на качелях. Жаль, что папа в командировке. Я так люблю, когда он сильно раскачивает меня на качелях. А мама не любит- боится, что я упаду. Ой, какой славный щеночек привязан к качелям! Интересно, чей он?

- Песик, ты чей?

Он твой. - послышался знакомый голос- «Это мой подарок. С Днем рождения, дочка!

И папа стал раскачивать меня на качелях, как я люблю. И в самом деле, какой чудесный день!

Воспитатель: Понравился вам ребята мой рассказ. И вы так сможете. Кто хочет попробовать рассказать свою историю? (варианты рассказов детей, 1-2 ребенка)

Воспитатель: Сейчас я вам прочту стихотворение, а потом мы вместе с вами его зашифруем в картинках мнемотаблицы и выучим. Слушайте.

ЛЕТО, НО НЕ ОЧЕНЬ ЖАРКО,

С МАМОЙ МЫ ГУЛЯЕМ В ПАРКЕ,

НО НЕ В ПАРКЕ ВОЗЛЕ ДОМА.

В СКВЕРЕ, НАМ ТАМ ВСЕ ЗНАКОМО

ПОХОДИЛИ ПО ДОРОЖКЕ,ПОИГРАЛИ СО ЩЕНКОМ,

ПОЗДОРОВАЛИСЬ С ПОДРУЖКОЙ,

ПОЛЕТАЛИ ВЫСОКО…

Подборка стихов и загадок к сюжетной картине :

1. На площадке есть качели,

Покататься захотели?

Прибежали, быстро сели

И как бабочки взлетели.

Я качалась на качелях

То сильней, то еле- еле,

Поднималась в вышину,

Опускалась в низину!

Я качалась целый час-

Показала высший класс.

2. Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный, золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

3. Бедненький песик, несчастненький песик!

В глазах у собаки тоскует вопросик:

«Когда вы дадите мне то, что едите!»

4. Одуванчики цветы

Ослепительно желты!

И горит лужайка наша

Словно сказочная чаша,

Где на круглом донце

Расплескалось солнце!

5. На качелях целый день

Веселится мне не лень.

6. Я куклу Наташу катаю в коляске,

Спать уложу- и закроются глазки,

Как быстро ее ветерок убаюкал!

Кататься в коляске полезно для кукол.

7. Гладишь ласкается

Дразнишь- кусается. (собака)

8. Появился в доме друг,

Ласковее всех подруг.

Лает громко, всем мешает

И хвостом смешно играет. (щенок)

9. Под ногами доска,

А в руках веревки.

На доске под облака

Мы взлетаем ловко. (качели)

10. Вверх-вниз,вверх вниз,

Кататься хочешь-

На них садись. (качели)

11. Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите ка друзья? (кукла)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ГЛАГОЛЫ

Девочка

Качели

Коляска

Кукла

Собака

Деревья

Дерево

Траваэ

Одуванчик

Ограда

Дорога

Дом

Дорожка

Цепь

Цепочка

Плитка

Скамейка

Прогулка

День

Настроение

Счастье

Грусть

Радость

Переживание

Скамья

Сквер

Парк

Машина

Киоск

Поводок

Ошейник

Крона

Здание

Веселье

Тень

Жара

Солнце

Цветок

Витрина

Окна

Лето

Тротуар

Подарок

Летний

Теплый

Грустный

Веселый

Яркий

Сочный

Желтый

Счастливый

Дальний

Огражденный

Заасфальтированный

Тротуарная

Низкая

Опасная

Безопасная

Вымощенная

Привязанная

Нарядная

Подаренная

Беспокойная

Довольная

Знойный

Жаркий

Красивый

Любимый

Радостный

Тревожный (взгляд)

Смотрит

Грустит

Веселиться

Улыбается

Развивается

Раскачивается

Качается

Качает

Держится

Цветет

Ограждает

Растет

Летит

Беспокоится

Шелестит

Сидит

Лежит

Печалится

Волнуется

Разговаривает

Гуляет

Прогуливается

Катает

Укладывает

Радуется

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картины Д. Спироса «Зимний день» в подготовительной группе Подготовила: Тарина О. Г. Цель: расширять представление о художниках Поволжья и их картинах Образовательные задачи: - продолжать знакомить.

Конспект НОД по развитию речи «Рассматривание картины «Вот это снеговик!» Цель: Помочь детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей; воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный.

Конспект НОД по развитию речи  «Рассматривание дидактической картины «Овощи» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи  в старшей группе рассматривание дидактической картины"Овощи" Цели:  1. Уточнить представления детей об.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Зимние забавы» Тема НОД : «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» в старшей группе детского сада. Цель НОД: развитие связанной речи. Задачи.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Конспект занятия по развитию речи. 2 младшая группа. Рассматривание картины «Зимой на прогулке». Программные задачи: учить детей понимать.

Конспект по развитию речи «Рассматривание картины «Коза с козлятами» во второй младшей группе Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Рассматривание картины «Коза с козлятами» Задачи: Продолжать учить детей рассматривать.

Конспект занятия по рассматриванию картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (подготовительная к школе группа) Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Уточнить, когда именно,.

Мастер-класс «Декоративное панно «Девочка на качелях»Мастер-класс «Декоративное панно «Девочка на качелях» Декоративное панно «Девочка на качелях». Всегда хочется, чтобы и на работе, и дома царил уют, поэтому часто хочется сделать что-то интересное.

Конспект НОД по развитию речи «Рассматривание картины «Коза с козлятами» Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе. Рассматривание картины «Коза с козлятами» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «Рассматривание картины» Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики, строят дом» Цель: учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД по развитию речи «Рассматриванию картины «Девочка на качелях»
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 14:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД