Светлана Игнатова
План-конспект НОД «Русский сарафан»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические комментарии
Решая задачи духовно – нравственного воспитания детей, я строю свою работу в соответствии с конкретными условиями и способностями детей придерживаясь следующих принципов:
- непрерывность и последовательность педагогического процесса
- развивающий характер обучения
- сочетание и чередование различных видов деятельности
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его возможности и интересы
Публикация «План-конспект НОД „Русский сарафан“» размещена в разделах
Темы занятий повторяются в каждой группе. Изменяется лишь объём познавательного материала, его сложность, длительность изучения. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного ребёнку к более сложному и определяется возрастными особенностями детей.
Тема: «Праздник национального костюма»
Идея: русская народная культура в системе дошкольного воспитания
Аудитория: старшая группа ДОУ
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность
Место проведения: групповое помещение
Музыкальное оформление: «Игра на балалайке» муз. В. Островский, музыка для бала Г. Свиридов «Вальс», муз. Варламова, романс «Красный сарафан»
Техническое оборудование: интерактивная доска, диск
Игровое оборудование: обручи для подвижной игры.
Используемые материалы: письмо с пригласительным билетом, книга русских сказок, иллюстрации к сказке «Алёнушка и братец Иванушка»(презентация, иллюстрации с изображением русского сарафана (презентация, цветные карандаши, фломастеры, шаблоны, альбомные листы для рисования.
Задачи работы
1. В воспитательном плане : воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быту.
2. В развивающем плане : развивать мысленные и творческие способности детей, развить кругозор детей через знакомство с традициями наших предков.
3. Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;
Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Одним из самых ярких и значительных предметов отображающих дух русского народа является костюм. Поэтому я ставлю перед собою следующую цель: изучить историю происхождении русского сарафана, его отличительные особенности, разукрасить готовый шаблон сарафана, как можно ближе передать его узор.
Данная работа представлена для того, чтобы повысить интерес у ребёнка к предстоящей деятельности, в ходе которой он будет задавать вопросы взрослому, полюбит экспериментировать, будет способен самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях. Овладевая умениями и навыками, воспитанник, будет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для проведения занятия используется презентация: «Русский – народный сарафан»
Данное электронное пособие предназначено для детей дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ как элементы непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также родителями дошкольников в совместной или самостоятельной деятельности с детьми дома. При подготовке к образовательной деятельности в рамках о. о. «Познание», «Социализация» учитывая, свойственный этому возрасту интерес ко всему новому, необычному, было разработано интерактивное мультимедийное пособие, которое поможет детям закрепить пройденный ранее материал, а также узнать новое. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, в наглядной и игровой форме, повысит непроизвольное внимание детей, поможет развить произвольное, расширит их кругозор.
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема недели: «Одежда. Головные уборы»
Тема дня: «Русский сарафан»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое.
Задачи:
• Способствовать формированию потребности в двигательной активности
• Развивать творческие способности
• Обобщить и активизировать словарный запас по теме
• Продолжить знакомить детей со сказками
• Развитие игровой деятельности.
Методы и приёмы
Практические : пальчиковая гимнастика «Любимые куклы», физминутка.
Наглядный: просмотр презентации «Русский сарафан», рассматривание иллюстраций.
Словесный : Чтение р. н. сказки «Алёнушка и братец Иванушка»,беседа с детьми на тему» Как появился русский костюм.»
Материал и оборудование: DVD, диск, письмо с пригласительным билетом, книга русских сказок, иллюстрации с изображением русского сарафана, шаблоны русского сарафана, цветные карандаши, альбомы для рисования, обручи для подвижной игры, магнитофон и диск с медленной музыкой.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка, подвижная игра «Путешествие в карете»
Игровая Д/и с мячом» Назови три предмета»
Продуктивная Рисование «Украшение сарафана узором»
Восприятие художественной литературы Чтение р. н. сказки «Алёнушка и братец Иванушка»
Коммуникативная Речевая ситуация с приходом почтальона, загадывание загадки.
Логика непосредственно- образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
1. Воспитатель загадывает загадку «Кто приносит нам газеты и от бабушки приветы» (почтальон)
Открывает дверь и приглашает войти почтальона, берёт у него заказное письмо, в конверте пригласительный билет, читает детям: «ПРИГЛАШАЮТСЯ ДЕТИ НА ПРАЗДНИК НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА» Слушают,отгадывают загадку, рассматривают конверт, делятся предположениями. Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Сформировано логическое мышление.
2. Воспитатель предлагает послушать р. н. сказку «Алёнушка и братец Иванушка» Дети слушают, узнают сказку, говорят название Определено название сказки
3. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке, обращает внимание детей на одежду героев. Дети рассматривают, делятся впечатлениями. Отвечают на вопросы по содержанию. Дети понимают, что Алёнушка одета в рус. национальный сарафан.
4. Воспитатель спрашивает, а хотят ли дети узнать историю возникновения русского сарафана. Дети слушают Заложены первоначальные знания
5. Воспитатель предлагает посмотреть презентацию на тему: «Национальный костюм» Смотрят, делают выводы Дети знают название национальной одежды
6. Подводит детей к выполнению пальчиковой гимнастики «Любимые куклы»
Кукла платье дружно шили.
(дети изображают качание куклы на руках)
Кукол очень мы любили.
(прижимают руки к груди)
Долго нитку продевали
(изображают продевание нитки в иголку)
Узелок потом вязали
(вращают указательными пальцами относительно друг друга)
Отрезали лоскуток
(делают упражнение» ножницы» указательным и средним пальцем)
Прошивали вдоль стежок
(изображают движение иголки вперёд)
Утюгом горячим шов
Выпрямляли, чтобы лёг (проводят кулаком горизонтально по ладони)
Кукол поскорей позвали (делают рукой махательное движение)
Удивили! (делают движение руками сверху вниз вдоль тела)
Не узнали (разводят руки в стороны) Выполняют действия в соответствии с текстом Активизирована пальцевая моторика
7. Воспитатель предлагает шаблон сарафана, предлагает обвести и украсить сарафан узором (звучит музыка «Игра на балалайке», романс «Красный сарафан») Дети обводят сарафан по шаблону, украшают его узорами присуще русскому сарафану. Дети знают узор, которым украшали русские костюмы.
8. Воспитатель предлагает отдохнуть и проводит физминутку.
Это платьице – для Маши
(руки в стороны, одеваем платье)
Белые горошки (рисуем горошки)
А на платье два кармашка – (рисуем кармашки)
Спрячем в них ладошки. (прячем ладошки)
У Маши туфельки нарядные, (правая нога вперед, на носок.)
Туфельки парадные, (левая нога вперед, на носок.)
Лаковые, с ремешком, (правая нога вперед, на каблучок)
И подошва с каблучком. (левая нога вперед, на каблучок). Дети выполняют движения по тексту Обеспечена потребность детей в движении.
9. Воспитатель предлагает отправиться на праздник и организовывает п/ и «Путешествие в карете» Дети слушают задание, встают парами, играют. Развиты дружеские отношения, умение действовать в паре.
10. Воспитатель говорит: «Ну вот мы и приехали. Праздник начинается. Музыка. Танцуем медленный танец, ходим плавно. (звучит музыка)
Вот праздник и закончился… «Пора возвращаться» Дети слушают музыку и танцуют. Придумывают движения и выполняют. Умеют двигаться в такт музыке.
11. Воспитатель предлагает дидактическую игру «Назови три предмета» с мячом. Педагог бросает ребёнку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы).Дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребёнок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может дать задание попеременно. Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь. Кто ошибается – платит фант, который потом отыгрывается. Дети ловят мяч, выполняют задания педагога. Дети знают названия одежды, умеют классифицировать предметы одежды.
Подведение итогов.
Ребята, что вам понравилось из наших бесед, игр, рассуждений? Чем бы вы хотели заняться завтра? Хотели бы вы продолжить беседовать на тему «Одежда»