Получи документы

План-конспект ООД по ОО «Речевое развитие», раздел «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе

ВЕНЕРА ИВАНОВА
План-конспект ООД по ОО «Речевое развитие», раздел «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе

Цель: Упражнять в проведении звукового анализа слова, определении основных качественных характеристик звуков в слове (гласный – согласный, места звука в слове.

Задачи:

Обучающая задача : Освоение умения осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, отличать гласные звуки от согласных, определять мягкие и твердые согласные звуки; подбирать слова с заданным количеством звуков;

Определять количество и последовательность слов в предложении;

Публикация «План-конспект ООД по ОО „Речевое развитие“, раздел „Подготовка к обучению грамоте“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Развивающая задача : Развивать внимание, умение замечать и исправлять ошибки при ответах у сверстников;

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к письменным формам речи.

Словарная работа: «звук», «гласный звук», «согласный звук». «предложение».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование: игрушки – Кот, Мышка; рабочая тетрадь с нарисованной схемой звукового анализа слова, цветные карандаши; картинки - карточки с изображенными предметами (трехзвуковые слова + один рисунок с 4-мя и более звуками – по выбору воспитателя);

Предшествующая работа:

1. Изучение методической литературы:

«Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева (и др.).-СПб. ; ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2016.-352с.

Драгунова О. В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника».-Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.

Ельцова О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте».- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 320с.

Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. «Обучение дошкольников грамоте».- М. : Школьная Пресса, 2002.- 144с.

2. Изготовление материала, подготовка слайдов;

3. Проведение словесных и дидактических игр «Доскажи словечко», «Отгадай загадку», «Живые слова», «Четвертый лишний»;

4. Работа в тетрадях: звуковой анализ слова, предложения;

Методы и методические приемы:

Вводная часть: 1. Сюрпризный момент: «Угадай, кто к нам пришел»

2. Словесная игра «Отгадай загадку»

3 Игровая мотивация: «Познакомим гостей со звуками русского языка»

Основная часть: 4. Игра «Знакомьтесь, это я» (физкультпауза);

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

6. Составление звукового анализа слова «Придумай и раскрась».

7. Подвижная игра «Живые слова».

Заключительная часть: 8. Обобщение. Итог.

Ход ООД: Организационный момент – дети сидят полукругом. Игрушки – гости – прикрытые платочком, сидят на стуле напротив детей. На столах у детей предметные картинки – трехзвуковые слова (по выбору воспитателя).

Вводная часть: Ой, ребята, кто это здесь? Прикрылся, сидит. Кто бы это мог быть, как вы думаете? (предположения детей). Тут и письмецо лежит. Почитаем? (открываю, удивляясь, читаю) «Здравствуйте, дорогие ребята. Нам очень хочется учиться. Но мы не знаем, где можно научиться читать, писать, а еще очень хочется научиться дружить. А чтобы вы догадались: кто мы, мы предлагаем вам отгадать наши загадки. Их нам наша бабушка дала. Ваши…». А вот и загадки (достаю маленькие открытки). Почитаем, ребята, отгадаем? Вы готовы? Тогда слушайте.

Словесная игра «Отгадай загадку».

1. Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой (кот).

2. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна,

В норке прячется она (мышь).

-Посмотрим? Правильно ли мы отгадали? (открываю платочек, а там сидят кот и мышка). Ребята, а ничего удивительного вы не замечаете? (ответы детей). И все – таки смотрите внимательнее, разве так бывает – кот вместе с мышкой сидят! (гости здороваются с детьми и просят их не прогонять).

-Гости дорогие, будьте как дома. Присаживайтесь, пожалуйста (дети подают стульчики). О чем же нас просили, наши гости? (Ответы детей. Если затрудняются, можно прочитать письмо еще раз). Да, верно, они нас просили научить читать, писать и главное, научить дружить! Научим? Постараемся? Тогда, вперед!

Основная часть:

-Чтобы научиться читать и писать, нам сначала нужно научиться слышать звуки. Верно? Мы также знаем, что звуков вокруг нас очень много. Можете назвать нашим друзьям, какие звуки вы каждый день слышите? ( ответы детей: шум улицы, автомашин, музыка, шелест листьев, шум ветра и т. д.) Все правильно. А если я скажу слово, вы опять услышите его, то есть слышите звуки. Например: слово «дом». Какие звуки в слове вы слышите? Правильно. Первый звук в слове (д, второй – (о, ну а последний, третий звук в слове - (м) (слово проговаривается протяжно, каждый раз выделяя тот звук, который дети должны определить).

-Пришла пора поиграть. Встали все в круг, взялись за руки, гостей посадим в середину круга на стульчик и слушаем меня внимательно. Игра называется «Знакомьтесь, это я». Начнем с меня. Меня зовут Маша. Первый звук моего имени (м) (каждый ребенок аналогично представляет себя). Так как наши гости не умеют называть себя, мы им поможем. Правда? ( звуковой анализ слов: кот, мышь). А сколько звуков в этих словах? Давайте назовем их. В слове «кот» - три звука: (к, (о, (т); а в слове «мышь»? Тоже три звука (м, (ы, (шь) (ответы хоровые и индивидуальные). Вот мы и познакомились. А мы все знаем, что дружба начинается со знакомства. Сейчас мы все сядем на свои места и рассмотрим картинки, которые лежат на ваших столах (даю паузу, чтобы дети сели, рассмотрели картинку и успокоились).

- Игра называется «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на свои карточки: как вы думаете, почему игру назвали так, разве может быть там что-то лишнее? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, то применяю подсказку: что нарисовано, сколько звуков в данном слове, а сколько же звуков в остальных словах? В итоге четвертый лишний: рисунок, в названии которого 4 и более звуков). Все слова, которые мы сейчас с вами назвали, состоят из скольких звуков? Правильно, из трех звуков. Сейчас нам Коля назовет свое слово из трех звуков. Не забудьте, надо назвать первый, второй и третий звуки слова и сказать, который из них гласный звук.

Что это за звуки – гласные? Правильно, это звуки, которые мы можем петь, и нам не мешают при этом ни язык, ни зубы, ни губы. Например: (ооо; аааа) (спрашиваю индивидуально у 3-4 детей; остальные дети проверяют ответы сверстников).

-Молодцы! С заданием справились и гости заулыбались. Посмотрите на их лица, довольные, они рады, что таких хороших детей они встретили!

-Ну а мы продолжаем нашу игру дальше. Откройте все свои тетради. Открыли? Посмотрите, что нового вы там видите? Да, кружочки. И они у вас разные: у кого – то синие, а у кого – то зеленые. А всего их сколько? Правильно, три. Так что же это такое? (Ответы детей. Если не смогут ответить, помогает воспитатель). Да, это схемы слов и не просто схемы, а звуковой анализ слова. Если кружочков три, то значит в данном слове звуков всего три, не больше, и не меньше. А вот что обозначает синий круг? Конечно, это согласный звук, и не просто согласный, а твердый согласный звук. Например: сссом, ссани, сслон. Ну а зеленый круг – это мягкий согласный звук: мммел, ммиска. Вспомнили? И в слове обязательно есть гласный звук, его мы обозначаем красным цветом. Правильно? И вот перед вами задача непростая. Вам надо придумать слово из трех звуков: у кого – то оно начинается с мягкой согласной, у кого – то с твердой согласной, но обязательно в слове один гласный звук. Подумайте. И не только придумать, но и закрасить остальные два звука. Если кто – то затруднится, поднимите руку, я к вам подойду (сначала дети называют слова, затем закрашивают). Давайте покажем выполненные задания нашим гостям. Что скажут они? (от имени персонажей говорит воспитатель и положительно отзывается о работах). Гости оценили вашу работу. А я свою оценку скажу после игры.

-Есть еще одна интересная игра. Мы с вами уже играли и называется она «Живые слова». Почему живые, потому что в этой игре слово – это ребенок и он будет двигаться: шагать, бегать. Вспомнили? Сегодня нам нужны будут трое. Кто желает? (по желанию детей выбираются три ребенка). А слова сегодня такие: «одевать», «мальчик», «рубашка». Таня, ты слово «одевать». Напомним, что слова могут меняться. Например: «девочка», это может быть «девочки», «девочке», «девочку», то есть меняется окончание (еще раз с интонацией повторяю эти слова). Таня, ты какое слово? (воспитатель дает установку на то, чтобы каждый ребенок запомнил свое слово и не забывал. Каждый ребенок повторяет и запоминает свое слово). А теперь самое простое. Вам нужно из этих слов составить предложение. Что мы составляем? (слово «предложение» повторяется хором и 2-3 детьми индивидуально). Важно запомнить, что в предложении каждое слово занимает свое место. Пока играет бубен «слова» двигаются, а как только бубен перестает играть, вам надо встать так, чтобы получилось правильно построенное предложение (дается образец предложения, если дети затрудняются. Предложения «читают» и индивидуально, и хором после того, как его прочитают сами дети - «слова». Игра повторяется 2-3 раза).

Заключительная часть: Вот и подошло к концу наше с вами время. И гости, наверное, тоже устали немножко: ведь все, что они сегодня слышали, видели было для них новое, незнакомое. Ну а мы надеемся, что они к нам еще придут. Да, ребята? Ведь читать и писать – это очень сложное дело, и его долго надо учить, а вот дружить – подружились мы уже сегодня. Все задания выполняли вместе, дружно, и ни разу не поссорились. Правда, мальчики и девочки? И гостей мы с вами, может, пригласим на прогулку? Приглашаем вас, гости дорогие, с нами на улицу, поиграть.

-А перед этим хочу сказать, что с заданиями справились сегодня в основном все. Кому-то было труднее, кому-то легче. Какие задания на ваш взгляд было труднее всех выполнить? (ответы детей). А какое оказалось для вас самым легким? (ответы детей). Значит, есть еще над чем поработать. Согласны? (Далее выделяю самых внимательных, детей, которые были очень активными при ответах. А тем, кто воздержался от ответов, пожелание быть более активными, внимательными).

Публикации по теме:

Конспект ООД в ОО «Речевое развитие» в разновозрастной группе «Звуки [Ж] и [Ш]» Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка Интеграция образовательных областей: - Речевое развитие (чистоговорки, проговаривание.

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» в старшей группе ДОУ «Опасности на улице» Цель: расширить знания детей о правилах безопасного поведения на улице; учить предвидеть ситуации, которые могут быть опасны. Научить ребенка.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний» для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связанной речи – диалогической; формирование звуковой аналитико.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в форме КВН в подготовительной к школе группе Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Клуб веселых и находчивых» Игра-викторина в подготовительной.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков и букв» Цель: совершенствование звукового анализа слова, составление предложений из заданных слов. Задачи: Образовательная задача: Упражнять детей.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Полет на Венеру» Конспект ООД в подготовительной группе по обучению грамоте «Полет на Венеру». Цель: формирование основ успешного усвоения русского языка,.

Консультация для родителей подготовительной группы «Подготовка к обучению грамоте. Давайте поиграем» Цель: оптимизация процесса обучения грамоте посредством " активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками.

План-конспект по образовательной области «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Цель:- Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении. Материалы: Карточки.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Технологическая карта ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные и согласные звуки». , ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В подготовительной группе. ТЕМА:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект ООД по ОО «Речевое развитие», раздел «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 22:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД