МААМ-картинки

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Друзья — эколята»

Валентина Кузьмина
План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Друзья — эколята»

(для детей старшей группы).

Цели:

- расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе, о правилах поведения в природе;

- вызвать интерес к природе родного края, к проблеме её охраны;

- учить правильному поведению в природе, развивать диалогическую речь, тонкую и общую моторику; зрительное восприятие и внимание, логическое мышление;

- обогащать и активизировать словарный запас (природа, воздух, океан, родник, пресная вода, Красная книга);

- упражнять в чтении знакомых стихотворений: не спеша, не напрягая голоса, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов;

Публикация «План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Друзья — эколята“» размещена в разделах

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

Развивающая предметно–пространственная среда: плакат «Природа вокруг нас», разрезные картинки на каждого ребенка, медали, карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе; муз. центр; дары природы – угощение (шишки, орехи, грибы, конверт.

Предварительная работа: беседы: «Природа и человек», «Планета Земля в опасности», «Для чего нужна Красная книга?», «Заповедник «Брянский лес», «Сказочные герои Эколята»; наблюдения за неживой и живой природой, загадывание загадок, чтение стихотворений о природе, заучивание стихотворения В. Орлова «Чему учит природа».

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, интерес к различным видам детской деятельности, пытается рассуждать, умеет работать в коллективе, проявляет умение поддерживать беседу, владеет диалогической речью, бережно относится к природе, знает элементарные правила поведения в природе, эмоционально реагирует на художественное произведение, музыку.

Содержание ООД

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день. Я предлагаю все сегодняшние дела начинать с улыбки.

Этюд «Улыбка».

Улыбнитесь, как котенок на солнышке, а теперь, как хитрая лисичка.

А сейчас, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Ребята, ваши улыбки самые лучшие на свете! Молодцы!

Ребята, нам передали письмо.

Давайте прочитаем. «Дорогие друзья! Здравствуйте! Нам нужны помощники, защитники природы. Друзьями природы могут стать только те дети, которые ответят на все наши вопросы, справятся со всеми заданиями. Эколята».

Вы хотите стать друзьями, защитниками природы?

(Ответы детей).

Эколята спрашивают:

- Что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

Природа – это то, что существует без помощи человека.

-Для чего нужна природа?

-Правильно, она кормит человека, лечит, обувает, одевает, дает все необходимое для жизни.

-Природа, и это, пожалуй, главное, дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить долго и сделать родину еще краше. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом В. Орлов в стихотворении «Чему учит природа».

(Читает ребенок)

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению.

Паучок- терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по – справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы каждый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

-Чему же нас учит природа?

(Пению, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, доброте, скромности, крепкой дружбе.)

Показываю плакат «Природа вокруг нас».

-Посмотрите на плакат, кто здесь изображен?

-Почему человек грустный? – спрашивают Эколята.

(Его что–то беспокоит.) (Кто- то обидел.)

-Сейчас мы узнаем, что находится вокруг нашего человека. Тогда, может, и поймем, почему он грустный. Постараемся ему помочь.

-Отгадайте загадку:

Через рот проходит в грудь.

И огромный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

-Правильно, речь пойдет о воздухе. Воздушный океан мы называем небом.

Все живое дышит воздухом. И этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Оказывается, в воздухе находятся микробы – очень маленькие живые существа, среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, может накопиться очень много микробов. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.

-Что нужно делать, чтобы микробов было меньше?

(Проветривать комнату, делать влажную уборку, вытирать пыль).

(Дети убирают аппликацию микробов).

-Кто еще очищает и освежает воздух?

-Растения.

-Как мы должны к ним относиться?

(Найдите карточки о правилах поведения в природе).

Дети выставляют карточки:

-Не руби деревья.

-Не вырывай ягодные кустики с корнем.

- Не рви цветы в природе.

Воздух стал чистым, но что – то человек не заулыбался.

Эколята приготовили для вас игру.

Игра «Что растет в родном краю».

(Я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выберете те, которые растут в нашей местности. Если растут – хлопайте в ладоши, если нет – молчите.)

Яблоня, груша, малина, мимоза.

Ель, саксаул, облепиха, береза.

Вишня, черешня, лимон, апельсин.

Липа, клен, баобаб, мандарин.

Слива, осина, каштан.

Кофе, рябина, платан.

Дуб, кипарис, алыча.

Тополь, сосна, каланча.

- А что, каланча не может у нас расти? Где растет каланча? (Каланча не растет. Это высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды).

(- Отдохнули – садитесь, продолжим выполнять задания Эколят).

-Вы узнаете, о чем идет речь дальше, отгадав загадку:

На свете нет ее сильнее.

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать.

И на коне не обогнать.

(вода).

-Где больше всего воды на земле? (В океане).

-А где еще находится вода?

(В море, реке, озере, роднике, ручейке, болоте, луже).

-Для растений и животных не вся вода годится.

- В океане вода какая? (Соленая).

- А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Пресной воды на планете не так уж много, ее надо беречь.

-А как?

(Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми).

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

(Выставляют карточку)

(Беречь воду от загрязнения). (Выставляют карточку).

-Посмотрите на нашу воду. Здесь много пятен – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи различный мусор, моют машины, еще много грязи попадает в воду от заводов, фабрик, ферм.

(Дети убирают аппликацию грязных пятен).

-Посмотрите. Какая чистая стала вода!

(Но наш человек не заулыбался. Значит, его еще что- то беспокоит).

- Что беспокоит, вы узнаете позже.

А сейчас мы немного отдохнем.

(Звучит спокойная мелодия).

Релаксация.

Лягте удобно на коврик. Закройте глаза. Все, что я буду говорить, мысленно повторяйте про себя.

-Я лежу на лесной поляне. Мое тело отдыхает, расслабляется. Лучи теплого солнца согревают мне руки, ладошки. Веселый солнечный лучик продвигается дальше по моему телу, согревая мне шею, грудь, живот, ноги. Солнечные лучи мягко поглаживают мое тело. Я совершенно спокоен, я отдыхаю. Отдых мне полезен. Дыхание мое спокойное, ровное, мне легко дышать. Я вдыхаю чистый приятный лесной воздух. Легкий ветерок чуть колышет листву. Мое лицо ласкают солнечные лучи. Я им улыбаюсь. Я чувствую легкое дуновение освежающего ветерка. Надо мной огромное голубое небо. Вокруг меня много цветов: желтых, голубых, сиреневых. Недалеко журчит легкий прохладный ручеек. Мне приятна красота сказочного леса. Я отдыхаю. Мне спокойно и хорошо. Надо мной порхают разноцветные бабочки, жужжат и летают пчелы. Они собирают мед, запасая его на зиму. Слышу шелест березовых и осиновых листочков, чувствую запах спелой земляники, черники. Мне приятна спокойная, мелодичная музыка.

Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Вы ощущаете прилив сил и энергии, у вас отличное настроение. Откройте глаза.

-Продолжим выполнять задания Эколят.

-Посмотрите на этот цвет.

-Как вы думаете, почему земля окрашена в зеленый цвет?

(- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам.).

-Обратите внимание, здесь есть красные круги и квадраты.

-Что обозначает красный свет светофора?

(Стой! Остановись)

Растений, животных и птиц становится все меньше, некоторые виды могут исчезнуть.

-Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся вести себя правильно в природе. Сейчас выполним еще одно задание Эколят.

«Собери картинку»

-Ребята, вы будете собирать картинки и вспоминать правила поведения в природе.

(Индивидуальная работа)

(Дети составляют картинки и рассказывают о правилах поведения в природе.)

-Молодцы, ребята, вы все справились с заданием Эколят.

-Дима, расскажи, как ты был в гостях у природы.

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьев –

У них жилище - будь здоров.

Я долго по лесу шагал.

И никого не напугал.

Нигде воды не замутил.

В лесу я просто погостил.

Теперь мы можем убрать круги. Ландыш и кувшинка занесены в Красную книгу Брянской области.

- Посмотрите, как украшают эти растения наш родной край!

-Здесь остались красные квадраты. Под ними животные и птицы, которые особенно пострадали от человека, занесены в Красную книгу, охраняются в заповеднике «Брянский лес».

(Дети убирают квадраты).

Черные аисты и зубры охраняются в заповеднике «Брянский лес».

- Посмотрите, как красив стал наш родной край!

Конечно, обо всех растениях, животных и птицах, которые нуждаются в охране, мы сейчас не смогли поговорить. Но если мы будем знать и помнить правила поведения в природе, то сможем помочь всем.

-А сейчас посмотрите на нашего человека. У него совсем другой вид. Он улыбается. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. Быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, бабочкам, птицам.

Рефлексия.

-О чем мы сегодня говорили?

(Мы говорили о природе, о правилах поведения в природе.)

-Сегодня мы говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа; о том, что она нуждается в защите, выполняли задания Эколят, стали их помощниками.

- Вы хотите быть верными друзьями и защитниками природы?

-Мы дадим клятву, которую разучили. Помните ее всегда.

Давайте будем любить планету,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим,

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Л. Савчук

Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей.

И. Мазин

-Ребята, вы сегодня стали друзьями Эколят, защитниками природы, и на память об этом я вам дарю медали.

-Природа тоже не осталась перед вами в долгу. Она приготовила для вас свои дары – угощения.

(Шишки, грибы, орехи).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель,2007.

2. Машкова С. В. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2015.

3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016.

4. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2003.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени»Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей младшего возраста. Тема: «Дары осени: овощи.

Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: • актуализировать знания детей о времени года – весна • повторить.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект организованной образовательной деятельности «Поможем Хрюше» по сенсорному развитию (вторая младшая группа) Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие" Программное содержание:.

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе по развитию речи «Котенька-коток» Цель: развитие связной речи в процессе ознакомления с внешним видом и повадками кота. Задачи: 1. Продолжать формировать навыки узнавать.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Автор публикации:
План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Друзья — эколята»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 17:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД