План-конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»

Татьяна Никитина
План-конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

Формировать знания у детей о круговороте воды в природе;

Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие выводы;

Активизировать словарь детей словами: лаборатория, круговорот воды в природе, испарение, пар, модель, просачивается.

Развивать познавательный интерес детей, расширять опыт ориентировки в окружающем;

Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Коррекционные задачи: развивать координацию движений «рука – глаз», прослеживающую функцию глаз, активизировать и стимулировать зрительные функции, развивать остроту зрения.

Методы и приемы:

Наглядные: использование мультимедийных слайдов;

Словесные: беседа, рассказ, вопросы поискового характера, сюрпризный момент, художественное слово, зрительная гимнастика «капля первая упала…»;

Практические: проведение опытов, моделирование «Круговорот воды в природе».

Материалы и оборудование: проектор,экран, ноутбук, аудиозапись звуков дождя, презентация сказки «Круговорот воды в природе», спокойная музыка для проведения рефлексии.

Инвентарь для опытов: электрический чайник, знак «ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ», зеркало, столы накрытые клеенкой.

Раздаточный материал: спецодежда для проведения опытов, на каждого ребенка стакан сухой земли и стакан с водой, деревянные палочки, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды, д/и «Найди воду в картинках», словесная игра «Вода какая?».

Просмотр обучающего видео «Что такое вода», мультфильма «Заяц Коська и родничок».

Чтение художественной литературы: рассказ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», сказка «Капитошка. Путешествие капельки».

Проведение опытов с водой: «Какой формы вода?», «Какого цвета вода?», «Вода не имеет запаха и вкуса», «Делаем цветные льдинки», «Как растения пьют воду», «Плавающее яйцо».

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Организационный момент (под звук дождя)

Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас на полу какие -то мокрые следы, как вы думаете, кто к нам приходил? Пойдемте по этим следам и увидим.

По дорожке мы идем,

Друг за другом, не отстаем. (идем друг за другом)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем. (Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем. (идем гуськом)

И по камушкам пойдем, (ходьба на носочках)

Ручеек мы перейдем (руки в стороны, ходьба приставным шагом)

И все вместе, несомненно,

На полянку попадем. (идем с высоким подниманием колен)

Дети находят письмо.

Воспитатель: Нам прислали письмо, а кто не понятно. Что же здесь написано? Ты загадку отгадай и письмо скорее открывай.

Я и туча и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (ВОДА)

Воспитатель: Правильно, ребята, письмо от волшебницы Воды. (читаю)

«Здравствуйте, дети! Совсем я заскучала в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила сделать вам сюрприз, и послать в подарок свою помощницу – Капельку! Вам с ней будет очень весело».

СЛАЙД №1

На экране появляется Капелька с приветствием:

«Привет, ребята. Давайте знакомиться. Я Капелька. Я создана самой природой и расскажу вам о ней много интересного. А вы что знаете о воде?»

Воспитатель: Капелька, ребята многое знают о воде и сейчас тебе об этом расскажут. А ты послушай, Капелька, и оцени наши ответы.

Итак, кому нужна вода?

СЛАЙД №2 (растениям, животным, человеку)

Где мы встречаемся с водой? (в реке, озере, море, родниках, дождь, снег, сосульки, роса, туман, лед, туча, из крана течет)

СЛАЙД №3 (река, озеро)

СЛАЙД №4 (Схема свойств воды: форма, цвет, запах, вкус)

- Какую форму имеет вода?

- Какого цвета вода?

- Чем пахнет вода?

- Какая вода на вкус?

Основная часть

Слайд №5 (появляется Капелька)

Капелька: Молодцы, ребята! Вы действительно много знаете о воде. Получите от меня в подарок сказку о том, как я путешествую. А называется сказка «Круговорот воды в природе»

Просмотр видео – сказки «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: Интересная Сказка? Она вам понравилась? Давайте вспомним название сказки? Кто главная героиня сказки? (Капелька). Откуда началось ее путешествие? (Капелька сидела на большом облаке). Что случилось потом? (В один прекрасный день Капелька улетела на землю). Что произошло с Капелькой, когда пригрело солнышко? (Капелька испарилась, превратилась в пар, полетела вверх к облакам). Чем закончилась сказка? (из пара наша героиня опять превратилась в водяную капельку).

Зрительная гимнастика

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели, (то же самое)

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим. (приседают)

Практическая часть (опытно – экспериментальная)

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы практическим путем, с помощью опытов проследить путешествие капельки по кругу?

Тогда приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? (это место, где проводят опыты, ставят эксперименты). Делать научные открытия дело нелегкое. (пока надеваем спецодежду, вспоминаем правила работы в лаборатории)

- соблюдать тишину во время экспериментов, не кричать;

- пробовать на вкус только знакомые вещества;

- работать аккуратно, точно по инструкции;

- после окончания убрать рабочее место, вымыть тщательно руки.

Занимаем места стульчиках.

ОПЫТ №1 «Испарение воды»

Обратить внимание на знак, который висит на столе. Что этот знак обозначает? («ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ»)

Что это? (чайник). Что в чайнике? (вода). Откуда я налила воду (из-под крана). А как она попадает к нам в д/с, к вам в квартиры? (с водоочистных станций). Для чего вода в чайнике? (для того чтобы кипятить воду). Сейчас мы тоже вскипятим воду. А вы мои юные лаборанты, будьте внимательны, смотрите, что происходит с водой. Вода начинает шуметь, двигаться, появляются пузырики. Что это за пузырики? Посмотрите. Они становятся все больше и больше. А что это такое выходит из носика чайника? (пар) Окуда пар в чайнике, мы же наливали воду? Как он здесь появился? Так значит пар – это вода? Вы уверены в этом? Давайте проверим, действительно ли пар состоит из капелек воды? И проведем следующий опыт.

ОПЫТ №2 «Капельки на зеркале»

У меня есть зеркало, посмотрите, оно сухое, чистое… Я поднесу зеркало к струе пара… Посмотрите, что же произошло с зеркалом? Что это такое на зеркале? (капельки воды)А откуда они здесь появились, ведь перед опытом зеркало было сухое, чистое? (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду) Значит пар – это вода? Мы доказали это.

Если сильный, сильный жар,

Из водицы будет пар.

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в водицу.

Воспитатель:

Куда дальше попадет вода? (предположения детей). Проведем следующий опыт.

ОПЫТ № 3 «С землей»

Подходите к столу.

У нас на столах стаканы с землей и стаканы с водой. Потрогайте землю. Какая она? (сухая, рассыпчатая) Польем землю водой. Что происходит? (вода просачивается и земля становится влажной). Вот так вода питает землю.

Воспитатель: Ну и как? Может вода просочиться сквозь землю? (ответы детей)

Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там, под землей и останется? (гипотезы детей: часть воды останется на земле, будет питать растения, а часть попадет в подземные реки, озера, моря)

Рефлексия.

Тогда настало время все расставить на свои места. Давайте все вместе соберем модель «Круговорот воды в природе».

• Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается;

• В облака собирается;

• Облака по небу плывут, ветерок их подгоняет;

• в тучку собирает, тучка дождик несет;

• а как станет тяжело нести, на землю прольет (цветочки, грибочки деревья польет, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся;

• погуляет капелька, попутешествует по кругу, да назад на небо вернется.

А путешествие такое круговоротом называется.

СЛАЙД№6 (появляется Капелька)

Капелька: Молодцы, ребята, вы хорошие исследователи. И теперь вы знаете о воде еще больше. Я с вами прощаюсь, но будем встречаться с вами каждый день. А в подарок оставляю вам игру «Путешествие Капельки», играя – учитесь. До новых встреч!

План-конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»
Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская работа «Круговорот воды в природе» в подготовительной группеЭкспериментально-исследовательская работа «Круговорот воды в природе» в подготовительной группе Автор работы: Турлова Софья Дмитриевна Подготовительная к школе группа, 7 лет МБДОУ детский сад «Ручеек» № 3 р. п. Варнавино Руководитель:.

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» с использованием опытно-исследовательской технологии Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать.

Конспект НОД «Круговорот воды в природе»Конспект НОД «Круговорот воды в природе» Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» МБОУ Михайловская СОШ.

Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот Воды в природе. Свойства воды» Цель: - расширить и закрепить представления детей о свойствах.

Конспект экологического занятия «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду» в старшей группе Цели и задачи: Образовательная область: «познание» - Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе»Конспект занятия «Круговорот воды в природе» «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, у воды нет вкуса,.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе»Конспект занятия «Круговорот воды в природе» К детям младшей группы «Одуванчик» в гости пришла капелька. Вместе с капелькой дети совершили путешествие. Капелька рассказала детям, что.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Растения
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
План-конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 08:50
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Стихи к осенним утренникам для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Стихи к осенним утренникам, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Мы листочки, мы листочки Желтые листочки. Подарила осень нам, Желтые...
Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...