Папки-передвижки

План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната 8 вида «Что такое семья?»

Алёна Шварценбергер Рудешко
План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната 8 вида «Что такое семья?»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: развивать у воспитанников понятие «семья», сформулировать принципы семейной жизни.

Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; уделить внимание роли мужчины и женщины в семье; развивать устную речь.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Я очень долго размышляла над тем, с чего начать наш сегодняшний разговор и как провести занятие, чтобы всем нам была интересна и понятна тема, в которой мы сегодня попробуем разобраться…

Публикация «План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната 8 вида „Что такое семья?“» размещена в разделах

- Попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего занятия. Начало темы записано словами: Что такое, а вот вместо последнего слова цифра «7» и буква «Я». Какое слово зашифровано? /ответы воспит. /

- Прочитайте получившееся название темы: «Что такое семья» Какой знак препинания нужно написать в конце предложения? /ответы воспит. /

2. Нервно-психологическая подготовка к занятию.

- Предлагаю отгадать кроссворд, в результате которого вы покажете свои знания в понятии родственных отношений. Согласны? (воспитанники называют и записывают ответы кроссворда)

По горизонтали:

1. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. (Сын)

2. Девочка для папы и мамы кто? (Дочь)

3. Сын дочери или сына по отношению к их родителям. (Внук)

4. Старенькая женщина, мама отца или матери. (Бабушка)

5. Разговорное обращение детей к отцу в русском языке. (Папа)

По вертикали:

6. Пожилой мужчина, муж бабушки, отец мамы или папы. (Дедушка)

7. Женщина-родитель по отношению к своему ребёнку. (Мама)

8. Девочка (дочь) дочери или сына

по отношению к их матери или отцу. (Внучка)

9. Это слово состоит из цифры и местоимения. Этим словом (одним) можно назвать всех, кого мы вписали в кроссворд. Группа близких родственников живущих вместе. (Семья)

- Один из наших одноклассников выучил стихотворение, которое он нам сейчас и расскажет. Прошу!

(воспитанник рассказывает стихотворение наизусть)

«Семья» – словечко странное, хотя не иностранное.

Как слово получилось, не ясно нам совсем!

Ну, «Я» – мы понимаем, а почему их семь?

Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки, плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек, семь «Я»!

А если есть собака? Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака, выходит «Во!»семья.

- Издавна цифра «7» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. То есть родители повторены в своих детях 7 раз. А почему?

3. Основная часть занятия.

- Сегодня на занятии мы с Вами попробуем разобраться с определением и значением семьи в жизни каждого из нас, попытаемся сформулировать главные принципы (составляющие) семейной жизни.

Упражнение «Ассоциация» : У каждого человека своё представление о семье. А какие ассоциации с этим словом возникают у вас? Я буду зачитывать начало предложения, а Вы, основываясь на своём представлении, выскажете своё мнение одним словом. Задание понятно? /ответы воспит. /

Если семья – это постройка, то какая (дом, крепость, дворец, избушка, шалаш и т. д.)

Если семья – это цвет, то какой (голубой, красный, фиолетовый, зелёный, жёлтый и т. д.)

Если семья – это музыка, то какая (весёлая, грустная, медленная, быстрая, громкая и т. д.)

Если семья – это геометрическая фигура, то какая (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.)

Если семья – это настроение, то какое (весёлое, грустное, задумчивое, радостное и т. д.)

Вывод: - Исходя из того, что мы сейчас услышали, я могу сделать вывод, что семьи бывают разные : крепкие и долговечные, активные и сдержанные, спокойные и шумные, хозяйственные и ленивые, дружные и конфликтные, яркие и бесцветные, и т. д.

Формирование понятия. Для каждого из нас слово «семья» имеет свое значение. В словаре С. И. Ожегова определение звучит так: «Семья - группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, и семья животных и птиц.

С социальной точки зрения, семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

- В. А. Сухомлинский о семье сказал так : «Семья – это маленькая вселенная. Жить в браке. это большой, ни с чем несравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости».

- Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Об этом мы пожалуй поговорим позже.

- Предлагаю Вам выполнить задание. На листочках напишите по 5 главных качеств, которыми, по Вашему мнению, должен обладать Ваш будущий спутник жизни. Мальчики пишут про девочек, девочки про мальчиков. (Воспитанники выполняют задание)

- На обороте листочка напишите, что, по Вашему мнению, обязан/обязана делать в своей будущей жизни муж/жена. Мальчики пишут про девочек, девочки про мальчиков. (Воспитанники выполняют задание)

- Кто хочет поделиться тем, что написал? /ответы воспит. / Все согласны с предложенными качествами и обязанностями? Кто ещё хочет поделиться?

- Создать и сохранить семью очень трудно. Культура взаимоотношений в семье предполагает в первую очередь внимание к любимому человеку, понимание его внутреннего мира, учёт его вкусов, интересов, желаний. Быть друг с другом – это целое искусство. Думаю, что, как бы люди ни любили люди друг друга, ссор и размолвок им не избежать. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга, ведь каждая личность неповторима. И прежде, чем решить связать свою дальнейшую жизнь именно с этим человеком Вам нужно узнать этого человека лучше, определить, какие качества в будущем спутнике жизни Вам важны, как Вы будете делить обязанности быта в совместной жизни.

4. Физ. минутка.

- Поднимите руки те, кто хочет иметь в будущем хорошую семью? /ответы воспит. /

- А какая она, хорошая семья? /ответы воспит. /

- Чтобы продолжить занятие, нам нужно немножко отдохнуть и подвигаться!

- Я буду зачитывать слова, а вы, услышав, что слово соответствует Вашему понятию о хорошей семье – встаёте и хлопаете один раз в ладоши, если Вы считаете, что такое определение не должно быть в семье – садитесь и топаете ногами. Вам понятно задание?

Лень, терпение, трудолюбие, любовь, зависть, взаимопонимание, верность, доброта, предательство, дети, порядочность, ответственность, унижение, забота, честность, семейные традиции, грубость, дружба, прощение, понимание, злость, долг, материальный достаток, агрессия, уважение, самопожертвование, помощь, обида.

- Спасибо, Вы очень старались быть внимательными.

5. Продолжение работы по теме занятия.

- Ребята, подумайте и скажите, без кого не бывает семьи? Кто создаёт семью? /ответы/

- Правильно для создания семьи нужны двое : он и она. Древняя легенда гласит, что раньше мужчина и женщина были единым целым, их даже изображали с двумя головами, телами и единым сердцем. И не было на свете существа более счастливого. Тогда Боги из зависти разделили людей на две части – мужчину и женщину. С тех пор люди ищут свою половинку. Найдут и бывают счастливее Богов, не найдут – никого нет несчастнее.

- Что ж такое семья? – это много: Это – счастье, тепло и уют,

Это крыша родного порога, где всегда тебя любят и ждут.

И ни деньги, ни тряпки, ни связи не заменят родного гнезда,

Где ты к ближнему сердцем привязан, где добро и заботу познал.

Ни упрёки, ни вздохи, ни слёзы не помогут счастливыми быть -

Лишь терпенье и общие грёзы, радость встреч и уменье любить.

Уважать, соглашаться… не спорить, отогнав все сомнения прочь,

Не обидеть сплеча и не вздорить, а понять, уступить и помочь.

Так в хорошей семье и бывает : все – за каждого! Каждый – за всех!

Если трудно, добро побеждает. В этом кроется главный успех.

Что такое семья? Это счастье там, где тёплые чувства живут,

Там, где в стужу, в беде и в ненастье и поесть, и согреться дадут

- Можно найти и дать различные определения этому, простому, на первый взгляд, слову, но каждый человек понимает его по-своему. И у меня есть своё представление о семье. Я считаю, что не каждую группу людей, проживающих вместе и связанных узами родства можно назвать семьёй. В моём представлении семья – это близкие не только по крови, но и по духу, любящие, уважающие друг друга, бескорыстно дарящие заботу, тепло и ласку своих сердец люди. На мой взгляд, члены семьи должны считать свои потребности чуть менее важными, всегда быть готовыми понять и уступить, потому что именно в семье человек должен находить поддержку и опору.

Притча «50 лет вежливости». – Послушайте одну коротенькую историю: «Одна пожилая супружеская пара прожила вместе 50 лет. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже много лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину булочки с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку булки, а другую отдала мужу. Против её ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая жена, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину булочки, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что ты так сильно её любишь, раз всегда кушаешь, и она должна доставаться тебе»…

- Я думаю, что это лучший пример настоящей семьи с большой буквы.

- А вот ещё немного примеров из реальной жизни: «…У меня всё хорошо… С учёбой нормально… Поведение разное… Как поживаешь?. Чем занимаешься?. Как дела?. Мне очень плохо без тебя… Я очень сильно по тебе скучаю… Если б можно было хоть на миг увидеть тебя… Я очень тебя люблю… Беспокоюсь о твоём здоровье… Переживаю, чтобы не случилось ничего плохого… Желаю много здоровья, счастья, успехов и благополучия во всём…» Узнали? Это выдержки из Ваших писем Вашим родным. Каким, одним словом можно назвать Ваши чувства к родным Вам людям? /ответы воспит. /

- Ребята, как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? /ответы воспит. /

- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. Мы должны относиться друг к другу, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я очень надеюсь, что нашем классе, как в хорошей семье, будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал дружным и остался таким не только до окончания школы, но и после.

Уж и не вспомнить – с какой же поры мы начинаем мечтать о свободе?

Чтобы спокойно гулять до утра. Куртку носить широко нараспашку.

Чтобы никто не пристал: - Где была? - Ел ли ты суп? - Готова «домашка»?

Знаю, никто не поверит сейчас, но годы пройдут, пролетят, пробегут…

И всё отдадите, лишь бы у вас снова спросили: - Ели ли суп?

А семья – это дом, это двое и третий,

и, быть может, четвёртый, и пятый потом.

Это тёплые строки в простой эсэмэске,

если взмашет разлука печальным крылом.

А семья – это свет, что незримо и щедро

озаряет всю жизнь и сопутствует нам.

Это – творчество, где ни последних, ни первых,

где и радость, и горе – всегда пополам.

А семья – это всё! Без неё холодеет одинокая мысль, одинокая жизнь.

Ничего не бывает на свете роднее,

ничего, как ни думай и как ни храбрись.

6. Итог занятия.

- Ребята, что Вам дал сегодняшний разговор? /ответы воспит. /

- Чему он вас научил? /ответы воспит. /

- Какой же вывод из всего, о чём мы говорили, можно сделать? /ответы воспит. /

- Ребята, семью можно сравнить с книгой. Он и она (парень и девушка, создавшие семью) – это обложка. А в книге обложка, как правило, одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Несколько дней или много лет? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но, прежде чем делать взрослые шаги – подумайте о последствиях… Жизнь не даёт готовых ответов. Вам самим предстоит найти ответы на все вопросы, которые возникнут в Вами созданной семье!

Литература

1. Т. Н. Максимова. Классные часы 1-2 кл. / Москва: Вако, 2008.

2. Н. Н. Дробинина. Классные часы 3-4 кл. / Москва: Вако, 2008.

3. Л. Верб. Под одним кровом. Советы семейного психолога. /СПб., 2003.

4. Л. Б. Шнейдер. Основы семейной психологии. /Москва, Воронеж, 2005.

Публикации по теме:

Конспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV видаКонспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV вида Цель: познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, рассказать о первом полете человека в космос, о начале освоения космического.

Конспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII видаКонспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII вида Конспект внеурочного занятия для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и Тмнр «Солнце, звезды и Луна» Внеурочное.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда»Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда» Цель: воспитывать экологическую культуру школьника, учить применять знания о природе в новой ситуации, познакомить со значением экологически.

Конспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 видаКонспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 вида Тема занятия: Предметы искусства и коллекции в интерьере. Основная цель – создание бутылок и банок в технике декупаж. Подготовила и провела:.

Мастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 видаМастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 вида Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению рукописной книги. В этом учебном году в нашей школе-интернате проходил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната 8 вида «Что такое семья?»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 12:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната 8 вида «Что такое семья?»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Шварценбергер Рудешко (УИ 922021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД