Людмила Веселова
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»
Тема: «Путешествие в сказочную страну грамотеев»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о речевых единицах (звук, слог, слово, предложение).
Задачи:
1) Образовательные: («Речевое развитие»)
Закрепить у детей:
- понятия «звук», «буква», знать их отличия.
- знания о различии гласных и согласных звуках
Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в сказочную страну грамотеев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-умения давать характеристику звуков
- умение определять позицию звука в слове
-умение делить слова на слоги
Упражнять детей:
-в составлении слогов и слов.
- в умении проводить звуковой анализ слова.
Совершенствовать:
- умение составлять предложения, определять количество слов в предложении, составлять предложение в нужном порядке.
2) Развивающие:
Развивать:
- фонематический слух и восприятие
-фонематический анализ и синтез («Речевое развитие»)
-мышление, зрительную память, произвольное внимание
-воображение, творческую активность («Познавательное развитие»).
-общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений («Физическое развитие»).
-графические навыки («Художественно- эстетическое развитие»).
3) Воспитательные: («Социально-коммуникативное развитие»)
Воспитывать:
- навыки сотрудничества, взаимовыручки, доброжелательности,
- умение слушать ответы товарищей, работать в парах
- уверенность, самостоятельность, активность, инициативность
Формировать:
-навык самоконтроля и самооценки
Методы и приемы:
-сюрпризные моменты: воздушный шарик доставил приглашение из сказочной школы грамотеев, полет на волшебной ракете.
- практические: дидактические игры «Аквариум», «Живые слова», «Божья коровка», «Сложи букву»; дидактические упражнения и задания «Назови нужный звук», «Звуковая цепочка», «Раздели слова на слоги», физминутка «Не ошибись!»;
- наглядные: чтение слоговой таблицы
- словесные: вопросы, рассуждения, обсуждения, рефлексия
- формы работы с детьми: фронтально, работа в парах (сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь, индивидуально у доски.
Материалы и оборудование: приглашение в сказочную страну грамотеев, воздушный (гелевый) шарик, атрибуты для фокусов, макет школы (в виде ворот замка, стражники –звуковички (синий, зеленый, красный, карточки с вопросами (ключи от школьных ворот, корзина с мячиками (красными, синими, зелеными, д/и «Аквариум» (игровое поле с изображением трех аквариумов, плоскостная рыбка, карточки с изображением веревочки, конверты с бусинами-квадратиками (красного, синего, зеленого цветов, предметные картинки (с изображением 2-х и 3-х сложных слов, карточки для с правильно и неправильно звучащими словами (для физминутки, д/и «Божья коровка» (игровое поле с изображением божьей коровки, на крылышках которой нет точек, черные кружки-точки, предметные картинки, конверты с разрезными буквами и карточкой-образцом, слоговая таблица (разрезная азбука, фланелеграф, сундучок с сюрпризом, смайлики для проведения рефлексии, простые карандаши.
Логика образовательной деятельности.
1. Организационный момент
Воспитатель сообщает детям о том, что в группу прилетел воздушный шарик и принес приглашение (зачитывает) : «Ребята! Приглашаем вас побывать в нашей школе на уроке грамоты. Жители страны грамотеев и мудрецов»
Воспитатель: «Но прежде чем отправиться в путь, нам надо подумать на чем мы отправимся в путешествие»
Выбор сказочного транспорта (волшебная ракета)
В-ль: «Тогда я завожу мотор, а вы вставайте в дружный круг и крепко держитесь за руки"
Дети слушают и принимают решение отправиться в путешествие, называют виды сказочного транспорта. Решают отправиться в путь на ракете. Встают в круг, крепко держа друг друга за руки, импровизируют космический полет на ракете, при помощи волшебной капсулы.
После окончания работы «мотора» выходят из ракеты.
Дети вместе с воспитателем оказываются перед воротами замка-школы, вход в который охраняют стражники-звуковички.
2. Вводная часть:
В-ль: «Ребята, жители страны грамотеев очень бояться, что к ним может пробраться Кляксич, который только и думает, как бы поссорить все звуки и буквы, а сам о них ничего и не знает. Поэтому они и поставили стражников, которые пропускают только тех, кто сможет ответить на их вопросы. Вы готовы это сделать?»
Вопросы стражников :
1. Чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим, пишем, а звуки произносим, можем пропеть, протянуть)
2. Продолжите фразу: «Звуки бывают… (гласные, согласные, согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие).
3. Упражнение «Звуковые шарики» : дети из корзины наугад берут по шарику (красного, синего или зеленого цвета, называют любой звук, который обозначается данным цветом (красный – гласные, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие) и кладут свой шарик в обруч соответствующего цвета. Затем сразу проходят в «класс» за парты.
3. 3. Основная часть:
4. В-ль: «Ребята, звуковички приготовили для нас много интересных заданий, а «урок» в школе сегодня проведу я, итак 1 задание:
Дидактическая игра «Аквариум» : детям зачитываются слова с определенным звуком и предлагается определить местоположение данного звука в слове, а затем поместить свою рыбку в нужный аквариум (звук в начале слова – рыбку помещаем в первый аквариум, звук в середине слова – во второй, звук в конце слова –рыбку в последний аквариум).
Дети играют в игру «Аквариум», на слух, определяя местоположение звука в слове, и помещая рыбку в нужный аквариум.
Слова со звуком [Т-Т’] : кот, труба, молоток, торт, самолет, таз, ветка, троллейбус, танк, бегемот, телевизор.
4. В-ль: Ребята, а из чего состоит наша речь?
-Наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Правда, речь можно сравнить с бусами или цепочкой? И сейчас я это вам докажу (использование фокуса «Живые бусы»).
А теперь вы сами составьте звуковые цепочки (схемы, к тому слову, которое у вас изображено на картинке, для этого у вас есть конверты с бусинами (квадратиками) красного, синего и зеленого цветов и изображение веревочки.
-Молодцы, у вас получились замечательные бусы, а теперь разделите на слоги ваши слова и посчитайте сколько их в слове. Как это можно сделать?
-А можно при помощи ваших звуковых схем сразу определить сколько в слове слогов?
- Молодцы, справились и с этим заданием! А сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Живые слова».
Воспитатель вызывает нескольких детей (в зависимости от количества слов, из которых будет составлено предложение) и говорит: «Вот эти дети будут словами. А сначала мы придумаем предложение из трех слов». Каждому вызванному воспитатель говорит, каким словом он будет (или они сами выбирают для себя слова). Затем просит остальных детей поставить «слова» в таком порядке (слева направо, чтобы получилось составленное предложение. Дети легко запоминают, кто из «вызванных», каким словом является, «выстраивают» («записывают») предложение. Воспитатель просит, чтобы дети-«слова» называли себя по порядку, и все слышат предложение («Самолет. летит. высоко»). Затем можно предложить детям – «словам» поменяться местами и снова назвать себя (или предложить «прочитать» новое предложение другим детям).
Дети отвечают на вопросы воспитателя, составляют звуковые схемы слова (бусы). Один ребенок выполняет задание у доски:
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
Дети предлагают разные варианты деления слов на слоги (при помощи хлопков, отстукивания).
Дети отвечают на вопрос воспитателя: «Можно узнать, сколько красных квадратиков, обозначающих гласные, столько и слогов» и проговаривают правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов»
По картинке дети составляют предложение, например, «Самолет летит высоко». Воспитатель у детей спрашивает, в роли какого слова они будут выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения).
Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно, затем они несколько раз меняются местами, чтобы получились разные предложения с одними и теми же словами.
5. Звучит мелодия из музыкальной шкатулки.
Вос-ль: «Ребята, пришло время отдохнуть. Я приглашаю вас на полянку перед воротами школы, где мы с вами поиграем в игру «Не ошибись!» (вместо физминутки.)
«Я буду называть вам различные слова то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я буду называть слово верно, вы приседайте, а когда я ошибусь, хлопните в ладоши и высоко подпрыгните, а в конце вам надо будет перечислить все правильно произнесенные слова».
-Вы были очень внимательные и почти не ошибались, а заметили ли вы какая красивая божья коровка прилетела к нам на полянку, но что-то с ней не так. Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает? (Черных точек на крылышках).
Мы это сейчас исправим. Игра «Божья коровка». Вы будете выполнять задание в парах. Вот здесь на полянке разложены карточки, возьмите одну на двоих, посмотрите, что на ней изображено, назовите это слово. А затем один человек в паре определяет первый звук в данном слове и кладет черный кружок на левое крылышко божьей коровки, а второй человек определяет последний звук и кладет черный кружок на правое крылышко.
-Молодцы, вот вы и помогли божьей коровке, и она сможет полететь к своим деткам. Ребята, слышите, музыкальная шкатулка снова заиграла, значит нам пора в класс. Дети выполняют задание воспитателя.
Дети возвращаются в «класс» и рассаживаются на свои места.
6. Вос-ль: Ну что же, нам осталось выполнить последние задание звуковичков. Дело в том, что раньше в школьной библиотеке, хранилась замечательная азбука, но однажды туда пробрался Кляксич и разрезал буквы на маленькие кусочки. И вот нам с вами надо будет эти буквы сложить снова. (Игра «Сложи Букву»). Перед вам конверты с пазлами (частями различных букв) и картинка-подсказка.
По ходу выполнения задания воспитатель задает вопросы детям:
-Какая у тебя получилась буква?
-Какой звук она обозначает?
-Назови слова, начинающиеся с этого звука?
Дети в виде пазла собирают буквы.
7. Заключительная часть:
-Ну вот, ребята, наш урок в школе грамотеев подошел к концу. А за то, что вы справились со всеми заданиями, звуковички приготовили вам сюрприз, он находится в этом сундуке. А вот и золотой ключик к нему, но, чтобы открыть сундук, надо расшифровать замок. Для этого я ключиком буду нажимать на кнопочки, на которых написаны слоги, а вы их будите читать и составлять слова, в итоге мы получим кодовое предложение, с помощью которого и откроем сундук. (чтение слоговой таблицы, составление слов из предложенных слогов).
Дети читают слоги по таблице, составляют из них слова, получают кодовое предложение, открывают сундук с сюрпризом (конфеты).
ША МУ
МЫ МА
РА ЛА
Шифр замка: предложение «МАША МЫЛА РАМУ»
8. Рефлексия
Вос-ль: Вот и заслуженная награда.
-Ребята, вам понравился наш урок грамоты в волшебной школе?
-Чем мы сегодня занимались, что вам больше всего запомнилось?
-Что было для вас сегодня трудным заданием?
-А вот какое у каждого из вас сейчас настроение, вы изобразите при помощи карандашей на тех смайликах, которые лежат перед вами.
Дети делятся впечатлениями, рассуждают, подводят итоги путешествия в школу грамотеев.
9. Заключительная часть.
Вос-ль: Вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад. Наша ракета уже готова к полету?
Тогда скорее вставайте в круг, крепко беритесь за руки, наша волшебная капсула уже замигала, а значит пора заводить мотор. В добрый путь, друзья!