Лучший педагог года

План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»

Людмила Веселова
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»

Тема: «Путешествие в сказочную страну грамотеев»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о речевых единицах (звук, слог, слово, предложение).

Задачи:

1) Образовательные: («Речевое развитие»)

Закрепить у детей:

- понятия «звук», «буква», знать их отличия.

- знания о различии гласных и согласных звуках

Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в сказочную страну грамотеев“» размещена в разделах

-умения давать характеристику звуков

- умение определять позицию звука в слове

-умение делить слова на слоги

Упражнять детей:

-в составлении слогов и слов.

- в умении проводить звуковой анализ слова.

Совершенствовать:

- умение составлять предложения, определять количество слов в предложении, составлять предложение в нужном порядке.

2) Развивающие:

Развивать:

- фонематический слух и восприятие

-фонематический анализ и синтез («Речевое развитие»)

-мышление, зрительную память, произвольное внимание

-воображение, творческую активность («Познавательное развитие»).

-общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений («Физическое развитие»).

-графические навыки («Художественно- эстетическое развитие»).

3) Воспитательные: («Социально-коммуникативное развитие»)

Воспитывать:

- навыки сотрудничества, взаимовыручки, доброжелательности,

- умение слушать ответы товарищей, работать в парах

- уверенность, самостоятельность, активность, инициативность

Формировать:

-навык самоконтроля и самооценки

Методы и приемы:

-сюрпризные моменты: воздушный шарик доставил приглашение из сказочной школы грамотеев, полет на волшебной ракете.

- практические: дидактические игры «Аквариум», «Живые слова», «Божья коровка», «Сложи букву»; дидактические упражнения и задания «Назови нужный звук», «Звуковая цепочка», «Раздели слова на слоги», физминутка «Не ошибись!»;

- наглядные: чтение слоговой таблицы

- словесные: вопросы, рассуждения, обсуждения, рефлексия

- формы работы с детьми: фронтально, работа в парах (сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь, индивидуально у доски.

Материалы и оборудование: приглашение в сказочную страну грамотеев, воздушный (гелевый) шарик, атрибуты для фокусов, макет школы (в виде ворот замка, стражники –звуковички (синий, зеленый, красный, карточки с вопросами (ключи от школьных ворот, корзина с мячиками (красными, синими, зелеными, д/и «Аквариум» (игровое поле с изображением трех аквариумов, плоскостная рыбка, карточки с изображением веревочки, конверты с бусинами-квадратиками (красного, синего, зеленого цветов, предметные картинки (с изображением 2-х и 3-х сложных слов, карточки для с правильно и неправильно звучащими словами (для физминутки, д/и «Божья коровка» (игровое поле с изображением божьей коровки, на крылышках которой нет точек, черные кружки-точки, предметные картинки, конверты с разрезными буквами и карточкой-образцом, слоговая таблица (разрезная азбука, фланелеграф, сундучок с сюрпризом, смайлики для проведения рефлексии, простые карандаши.

Логика образовательной деятельности.

1. Организационный момент

Воспитатель сообщает детям о том, что в группу прилетел воздушный шарик и принес приглашение (зачитывает) : «Ребята! Приглашаем вас побывать в нашей школе на уроке грамоты. Жители страны грамотеев и мудрецов»

Воспитатель: «Но прежде чем отправиться в путь, нам надо подумать на чем мы отправимся в путешествие»

Выбор сказочного транспорта (волшебная ракета)

В-ль: «Тогда я завожу мотор, а вы вставайте в дружный круг и крепко держитесь за руки"

Дети слушают и принимают решение отправиться в путешествие, называют виды сказочного транспорта. Решают отправиться в путь на ракете. Встают в круг, крепко держа друг друга за руки, импровизируют космический полет на ракете, при помощи волшебной капсулы.

После окончания работы «мотора» выходят из ракеты.

Дети вместе с воспитателем оказываются перед воротами замка-школы, вход в который охраняют стражники-звуковички.

2. Вводная часть:

В-ль: «Ребята, жители страны грамотеев очень бояться, что к ним может пробраться Кляксич, который только и думает, как бы поссорить все звуки и буквы, а сам о них ничего и не знает. Поэтому они и поставили стражников, которые пропускают только тех, кто сможет ответить на их вопросы. Вы готовы это сделать?»

Вопросы стражников :

1. Чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим, пишем, а звуки произносим, можем пропеть, протянуть)

2. Продолжите фразу: «Звуки бывают… (гласные, согласные, согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие).

3. Упражнение «Звуковые шарики» : дети из корзины наугад берут по шарику (красного, синего или зеленого цвета, называют любой звук, который обозначается данным цветом (красный – гласные, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие) и кладут свой шарик в обруч соответствующего цвета. Затем сразу проходят в «класс» за парты.

3. 3. Основная часть:

4. В-ль: «Ребята, звуковички приготовили для нас много интересных заданий, а «урок» в школе сегодня проведу я, итак 1 задание:

Дидактическая игра «Аквариум» : детям зачитываются слова с определенным звуком и предлагается определить местоположение данного звука в слове, а затем поместить свою рыбку в нужный аквариум (звук в начале слова – рыбку помещаем в первый аквариум, звук в середине слова – во второй, звук в конце слова –рыбку в последний аквариум).

Дети играют в игру «Аквариум», на слух, определяя местоположение звука в слове, и помещая рыбку в нужный аквариум.

Слова со звуком [Т-Т’] : кот, труба, молоток, торт, самолет, таз, ветка, троллейбус, танк, бегемот, телевизор.

4. В-ль: Ребята, а из чего состоит наша речь?

-Наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Правда, речь можно сравнить с бусами или цепочкой? И сейчас я это вам докажу (использование фокуса «Живые бусы»).

А теперь вы сами составьте звуковые цепочки (схемы, к тому слову, которое у вас изображено на картинке, для этого у вас есть конверты с бусинами (квадратиками) красного, синего и зеленого цветов и изображение веревочки.

-Молодцы, у вас получились замечательные бусы, а теперь разделите на слоги ваши слова и посчитайте сколько их в слове. Как это можно сделать?

-А можно при помощи ваших звуковых схем сразу определить сколько в слове слогов?

- Молодцы, справились и с этим заданием! А сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Живые слова».

Воспитатель вызывает нескольких детей (в зависимости от количества слов, из которых будет составлено предложение) и говорит: «Вот эти дети будут словами. А сначала мы придумаем предложение из трех слов». Каждому вызванному воспитатель говорит, каким словом он будет (или они сами выбирают для себя слова). Затем просит остальных детей поставить «слова» в таком порядке (слева направо, чтобы получилось составленное предложение. Дети легко запоминают, кто из «вызванных», каким словом является, «выстраивают» («записывают») предложение. Воспитатель просит, чтобы дети-«слова» называли себя по порядку, и все слышат предложение («Самолет. летит. высоко»). Затем можно предложить детям – «словам» поменяться местами и снова назвать себя (или предложить «прочитать» новое предложение другим детям).

Дети отвечают на вопросы воспитателя, составляют звуковые схемы слова (бусы). Один ребенок выполняет задание у доски:

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

Дети предлагают разные варианты деления слов на слоги (при помощи хлопков, отстукивания).

Дети отвечают на вопрос воспитателя: «Можно узнать, сколько красных квадратиков, обозначающих гласные, столько и слогов» и проговаривают правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов»

По картинке дети составляют предложение, например, «Самолет летит высоко». Воспитатель у детей спрашивает, в роли какого слова они будут выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения).

Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно, затем они несколько раз меняются местами, чтобы получились разные предложения с одними и теми же словами.

5. Звучит мелодия из музыкальной шкатулки.

Вос-ль: «Ребята, пришло время отдохнуть. Я приглашаю вас на полянку перед воротами школы, где мы с вами поиграем в игру «Не ошибись!» (вместо физминутки.)

«Я буду называть вам различные слова то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я буду называть слово верно, вы приседайте, а когда я ошибусь, хлопните в ладоши и высоко подпрыгните, а в конце вам надо будет перечислить все правильно произнесенные слова».

-Вы были очень внимательные и почти не ошибались, а заметили ли вы какая красивая божья коровка прилетела к нам на полянку, но что-то с ней не так. Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает? (Черных точек на крылышках).

Мы это сейчас исправим. Игра «Божья коровка». Вы будете выполнять задание в парах. Вот здесь на полянке разложены карточки, возьмите одну на двоих, посмотрите, что на ней изображено, назовите это слово. А затем один человек в паре определяет первый звук в данном слове и кладет черный кружок на левое крылышко божьей коровки, а второй человек определяет последний звук и кладет черный кружок на правое крылышко.

-Молодцы, вот вы и помогли божьей коровке, и она сможет полететь к своим деткам. Ребята, слышите, музыкальная шкатулка снова заиграла, значит нам пора в класс. Дети выполняют задание воспитателя.

Дети возвращаются в «класс» и рассаживаются на свои места.

6. Вос-ль: Ну что же, нам осталось выполнить последние задание звуковичков. Дело в том, что раньше в школьной библиотеке, хранилась замечательная азбука, но однажды туда пробрался Кляксич и разрезал буквы на маленькие кусочки. И вот нам с вами надо будет эти буквы сложить снова. (Игра «Сложи Букву»). Перед вам конверты с пазлами (частями различных букв) и картинка-подсказка.

По ходу выполнения задания воспитатель задает вопросы детям:

-Какая у тебя получилась буква?

-Какой звук она обозначает?

-Назови слова, начинающиеся с этого звука?

Дети в виде пазла собирают буквы.

7. Заключительная часть:

-Ну вот, ребята, наш урок в школе грамотеев подошел к концу. А за то, что вы справились со всеми заданиями, звуковички приготовили вам сюрприз, он находится в этом сундуке. А вот и золотой ключик к нему, но, чтобы открыть сундук, надо расшифровать замок. Для этого я ключиком буду нажимать на кнопочки, на которых написаны слоги, а вы их будите читать и составлять слова, в итоге мы получим кодовое предложение, с помощью которого и откроем сундук. (чтение слоговой таблицы, составление слов из предложенных слогов).

Дети читают слоги по таблице, составляют из них слова, получают кодовое предложение, открывают сундук с сюрпризом (конфеты).

ША МУ

МЫ МА

РА ЛА

Шифр замка: предложение «МАША МЫЛА РАМУ»

8. Рефлексия

Вос-ль: Вот и заслуженная награда.

-Ребята, вам понравился наш урок грамоты в волшебной школе?

-Чем мы сегодня занимались, что вам больше всего запомнилось?

-Что было для вас сегодня трудным заданием?

-А вот какое у каждого из вас сейчас настроение, вы изобразите при помощи карандашей на тех смайликах, которые лежат перед вами.

Дети делятся впечатлениями, рассуждают, подводят итоги путешествия в школу грамотеев.

9. Заключительная часть.

Вос-ль: Вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад. Наша ракета уже готова к полету?

Тогда скорее вставайте в круг, крепко беритесь за руки, наша волшебная капсула уже замигала, а значит пора заводить мотор. В добрый путь, друзья!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Воздушный шар с сюрпризом» Образовательная область: «Коммуникация», «Познание». Программное содержание: Образовательные: -Развивать умение проводить звуковой анализ.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Сундучок от Василисы Премудрой» Автор Попова Н. Р., воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк», г. Советский ХМАО-Югра Конспект итогового непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: • Развивать фонематический.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема : Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э» Конспект занятия «Звук и буква Э» (Подготовка к обучению грамоте) Цели: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» Конспект занятия в подготовительной групе по подготовке к обучению грамоте Путешествие в зимний лес. Задачи: Закреплять и совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Подарки Лесовика» Закрепить знания о гласных и согласных, о мягких и твердых, о звонких и глухих звуках; Упражнять в умении составлять и читать прямые и.

НООД по подготовке к обучению грамоте «В мире звуков и букв» для детей подготовительной к школе группы Продолжать работу по развитию речи, активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать фонематический слух, учить детей внятно и отчетливо.

Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»
Опубликовано: 3 марта 2016 в 00:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД