План-конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Ирина Аральбаева
План-конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- формировать умение выделять слова со звуком [ц].

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Оборудование: картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца, мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка, физминутка, игра с массажными мячами, сказка с опорой на зрительный ряд, упражнение на развитие дыхания.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

В: Дети, идите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!

В: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.

Артикуляционная гимнастика

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Вдруг узким – узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.

Это кто пищит пи-пи

Из яичной скорлупы?

Может - курочкин ребёнок?

Вылупляется (цыпленок!

2. Основная часть

- Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)

- А как называется его чудесный домик? (яйцо)

В: Кто хочет изобразить цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.»

- Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).

- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная.

Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук)

Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)

Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)

Сюрпризный момент.

В: А вот и сам цыпленок к нам пришел.

Ц: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, цыпленок!

В: А как завут тебя, цыпленок? (Цыпа)

Д: Как зовут цыплёнка?

В: Какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, может его нужно так позвать? Давайте все вместе позовем Цыпу.

(подзывают - цып-цып)

В: Позови Доминик –цып-цып-цып. А теперь ты Марк (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып.

Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки.

Чистоговорка

В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков»)

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Адель. Молодцы!

В: Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, если в словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы.

В: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.

Физминутка. Игра «Будь внимателен!»

В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячем. Я называю детёныша, а вы – маму.

У львенка?- львица.

У тигренка - тигрица.

У волчонка - волчица.

У лисёнка – лисица.

У цыплёнка – курица.

У медвежонка - медведица.

Походим как медведица.

Игра с массажными мячами.

Я мячом круги катаю.

В зад, в перед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.

В: Я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

3. Итог.

В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?

(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

В: Молодцы! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.

В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] А в каких словах живёт этот звук?

В: Цыпа угощает кружкой горячего чая. (Дети дуют на мишуру-пар, приклеенную на край кружки). Приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)

План-конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Тема: «Звуковая культура речи. Звук «И»» Цель:.

Конспект ООД по речевому развитию «Звуковая культура речи. Звук [С]» Занятие по звуковой культуре речи Тема. «Звук с» Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи — звук «С» и С’» в средней группе Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи, упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [с]» .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
План-конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 10:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Конспект классного часа «Республика Коми»
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» Технологическая...
Фотоотчет «Гирлянда Дружбы»
«Дружба крепкая Не сломается, Не развеется от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит, Вот, что значит настоящий, Верный друг! » –...
Фотоотчет о познавательно-развлекательном мероприятии «Путешествие к звездам»
Взрослые: Ведущий, Незнайка, Марсианин, Звездочет. Ведущий: Ребята, сегодня праздник – 12 апреля – «День космонавтики». 12 апреля 1961 года, Советский...