Елена Спирина
План кружковой работы «Мукосолька»
▼ Скачать + Заказать документы
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«МУКОСОЛЬКА»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Условия реализации программы
4. Перспективное планирование
5. Содержание программы
6. Литература
Актуальность
Публикация «План кружковой работы „Мукосолька“» размещена в разделах
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 5 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
СОЛЕНОЕ ТЕСТО. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
Цель программы кружка «Мукосолька» : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;
развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Задачи:
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
Развивать пространственное воображение;
Формировать культуру и совершенствовать трудовые навыки
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материалы и инструменты:
мука, соль “Экстра”, клей ПВА, “Момент”,
краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.
Дополнительные материалы:
бисер, бусинки, ткань.
Сроки реализации программы составляют один учебный год.
Программа рассчитана на воспитанников МБДОУ – 6-7 лет.
Время начала занятий – вторая половина дня.
Периодичность проведения занятий – один раз в неделю.
Перспективное планирование
№
п/п Название занятия Дата проведения
1 Узоры из соленого теста 2 сентября
2 Раскрашивание красками узоров 9 сентября
3 «Гусеница». Катаем шарики 16 сентября
4 Раскрашивание красками «Гусеница» 23 сентября
5 Мышка на сыре 30 сентября
6 Ежик 7 октября
7 Раскрашивание красками ежа 14 октября
8 Бублики, баранки, пирожки да булочки 21 октября
9 Поделка «Дерево» 28 октября
10 Цветик семицветик 4 ноября
11 Раскрашивание красками «Цветик семицветик» 11 ноября
12 Поделка «Грибочки» 18 ноября
13 Поделка «кактус» 25 ноября
14 Раскрашивание красками поделку «Кактус» 2 декабря
15 Поделка «Елочка-красавица» 9 декабря
16 Елочные игрушки 16 декабря
17 Поделка «Снеговик» 23 декабря
18 Раскрашивание красками поделку «Снеговик» 30 декабря
19 Поделка «Листок с божьей коровкой» 6 января
20 Раскрашивание красками «Листок с божьей коровкой» 13 января
21 Котенок Васька 20 января
22 Раскрашивание красками котенка Ваську 27 января
23 Поделка «Шашки» 3 февраля
24 Раскрашивание красками «Шашки» 10 февраля
25 Поделка «Кораблик» 17 февраля
26 Раскрашивание красками поделку «Кораблик» 24 февраля
27 «Букет цветов» 2 марта
28 Раскрашиваем красками «Букет цветов» 9 марта
29 Поделка «Бусы» 16 марта
30 Раскрашивание красками поделку «Бусы» 23 марта
31 Поделка «Золотая рыбка» 30 марта
32 Лепим «Космос» 6 апреля
33 Раскрашивание красками «Космос» 13 апреля
34 «Приведение» 20 апреля
35 Раскрашивание красками поделку «Приведение» 27 апреля
36 Поделка «Подсолнух» 4 мая
37 Раскрашивание красками поделки «Подсолнух» 11 мая
38 Поделка «Подкова на счастье» 18 мая
39 Раскрашивание красками поделку «Подкова на счастье» 25 мая
Содержание программы
Узоры из соленного теста
• Знакомство с пластичным материалом (соленое тесто). Создание отпечатков и рисунков на лепешке из теста с помощью крупы, косточек.
Гусеница.
• Учится лепить предметы округлых форм.
• Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.
• Воспитывать интерес к работе
Ежик
• Учить лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками
• Развивать чувство формы и мелкую моторику
• Воспитывать желание создавать образ животного
Мышка на сыре.
• Закреплять умение катать шар, учить превращать его в конус, вытягивая часть шара (создать образ мышки: заострить мордочку)
• Формировать у детей умение использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер)
• Воспитывать умение делать выбор
Бублики, баранки, пирожки да булочки
• Лепить угощения для игрушек
• Развивать чувство формы, мелкую моторику
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к игрушкам
Поделка «Дерево»
• Освоить способ лепки предметов в форме конуса, создавая веточки.
• Развивать умение моделировать изделия разной длины и толщины.
• Воспитывать наблюдательность, желание создавать увиденное
Цветик семицветик
• Развивать умение соединять детали прочно и аккуратно
• Воспитывать кропотливое отношение к работе
Поделка «Грибочки»
• Учить лепить грибы из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка).
• Развивать умение соединять детали прочно и аккуратно
• Воспитывать умение работать в коллективе, создавая единую композицию
Поделка «Снеговик»
• Закрепить умение скатывать кусочки теста круговыми движениями ладоней
• Развивать чувство формы, мелкую моторику
• Воспитывать желание и интерес к созданию коллективной композиции
Поделка «Елочка-красавица»
• Учить создавать рельефную работу
• Развивать терпение создавать работу в определенной последовательности скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку
• Воспитывать умение создавать работу красиво
«Елочные игрушки»
• Формировать умение моделировать игрушки (из2-3 частей) для новогодней елки
• Развивать умение сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание
• Воспитывать умение совмещать приемы лепки из теста
Поделка «Кактус»
• Учить лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками
• Развивать чувство формы и мелкую моторику
«Листок с божьей коровкой»
• Учить создавать образ знакомого насекомого, дополняя работу мелкими деталями (точки, семечки, бусинки)
• Развивать моторику пальцев
• Воспитывать желание создавать коллективную композицию совместно с воспитателем.
Котенок Васька
• Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки
• Развивать чувство пропорции
• Воспитывать желание работать с тестом
«Букет цветов»
• Формировать умение лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине
• Развивать чувство формы и пропорций, умение пользоваться стекой
• Воспитывать интерес к работе
«Кораблик»
• Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера.
• Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук
• Воспитывать желание работать с тестом
Поделка «Шашки»
• Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.
• Воспитывать интерес к работе
Поделка «Подсолнух»
• Формировать умение лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине
• Развивать чувство формы и пропорций
• Воспитывать интерес к работе
Поделка «Бусы»
• Развивать чувство формы, мелкую моторику
• Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.
• Воспитывать интерес к работе
«Приведение»
• Развивать умение лепить из теста, вытягивая части из целого куска теста
• Воспитывать интерес к познанию природы.
Литература:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004. — 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М. : АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М. : Профиздат 2002. — 80 с.
4. Колотова О. Тестопластика // 2007. – N7. – с. 40 – 42.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М. : АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.