Людмила Петрова
Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
музыкального руководителя
Петровой Л. В.
Тема:
«Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
Актуальность проблемы:
Благополучие нашего общества во многом зависит от состояния здоровья детей. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние. О лечебной силе музыкальных звуков писали ещё древнегреческие мудрецы. Они считали, что музыка восстанавливает гармонию в человеке после болезни. В 19м веке музыкотерапия нашла своё широкое применение во всей Европе.
Н. Ветлугина в своей «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка, наряду со всеми своими положительными воздействиями, является ещё и одним из средств физического развития детей. Это послужило стимулом для создания системы музыкально - оздоровительной работы в детском саду, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта- важнейшая задача всех ДОУ. Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, развивать и выявлять музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Музыкально — оздоровительная работа в ДОУ- это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофиэического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Цель и задачи:
Музыкально - оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Поэтому, основной целью в этом воспитании является обеспечение каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
Развивать способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Формировать начала музыкальной культуры.
Создавать предметно — развивающую среду и условия для формирования гармоничной, творческой, духовно — богатой, физически развитой личности.
Воспитательные задачи:
Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны, родного села, создавая положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Формировать правильную осанку, культурно гигиенические навыки.
Результатами музыкально- оздоровительной работы являются:
-повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
-снижение уровня заболеваемости;
-стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах, независимо от погоды.
Литература:
• Арсеневская О. Н. «Система музыкально — оздоровительной работы в детском саду». Занятия, игры, упражнения.
Издательство «Учитель» Волгоград. 2011 год.
• Арсеневская О. Н. «Музыкальные занятия в детском саду».
Издательство «Учитель» Волгоград. 2012 год.
3. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.»
Издательство «Метафора» Москва. 2007 год.
4. Чуб Н. В. «Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет»
Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород. 2014 год.
5. Новак Е. В. «Пальчиковые игры и гимнастика для малышей».
Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород. 2014 год.
6. Исаенко О. В. «Развиваем речь, мышление, мелкую моторику»
Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород. 2014 год.
7. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика. Комплекс
упражнений». Библиотека программы «От рождения до школы».
Издательство «Мозаика -синтез». Москва. 2014г.
Этапы Содержание Сроки проведения
1й этап. Организационно - ознакомительный
Цель: изучение проблемы во всех аспектах. Изучение методической литературы по теме. Накопление методического материала.
Составление плана работы с включением здоровьесберегающих технологий по методике О. Н. Арсеневской (пособие «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду»).
Изучение видов здоровьесберегающих технологий и методику применения их на музыкальных занятиях.
Изготовление пособий.
Сентябрь-
ноябрь
2 й этап.
Практический.
Цель: практическое применение изученных технологий в работе.
Разработка музыкальных, логоритмических интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Составление сборника валеологических песен, речевых, ритмических и пальчиковых игр, комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.
Выступление на педагогическом совете, МО и родительском собрании об актуальности музыкально- оздоровительной работы в детском саду.
Подготовка и показ открытого музыкального занятия с использованием здорвьесберегающих технологий.
Этапы Содержание Сроки проведения
1й этап. Организационно - ознакомительный
Цель: изучение проблемы во всех аспектах. Изучение методической литературы по теме. Накопление методического материала.
Составление плана работы с включением здоровьесберегающих технологий по методике О. Н. Арсеневской (пособие «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду»).
Изучение видов здоровьесберегающих технологий и методику применения их на музыкальных занятиях.
Изготовление пособий.
Сентябрь-
ноябрь
2 й этап.
Практический.
Цель: практическое применение изученных технологий в работе.
Разработка музыкальных, логоритмических интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Составление сборника валеологических песен, речевых, ритмических и пальчиковых игр, комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.
Выступление на педагогическом совете, МО и родительском собрании об актуальности музыкально- оздоровительной работы в детском саду.
Подготовка и показ открытого музыкального занятия с использованием здорвьесберегающих технологий.
Ноябрь-
февраль
3 й этап
Практический,
обобщающий. Продолжить изучение методических пособий по данной теме.
Дальнейшее систематическое использование здорвьесберегающих технологий в своей работе.