Папки-передвижки

План по самообразованию «Дидактические игры по экологии как средство развития старших дошкольников»

Юлия Цвет
План по самообразованию «Дидактические игры по экологии как средство развития старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №37 «Колобок».

План по самообразованию педагога

Рябовой Юлии Васильевны

Стаж работы: 4 года

Тема: Дидактические игры по экологии как средство развития старших дошкольников

Возрастная группа: старшая

На 2020- 2021 год

Архангельск

2020-2021 год

Актуальность

Публикация «План по самообразованию „Дидактические игры по экологии как средство развития старших дошкольников“» размещена в разделах

На сегодняшний момент экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике.

Выделяется три основных причины актуальности экологического воспитания детей :

1. Экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля.

2. Приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности.

3. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Именно в этот период ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому, я считаю важным создание предметно – пространственной среды для развития познавательного интереса детей с помощью экологии, как наиболее интересной области знаний.

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель и задачи самообразования по теме

Цель: изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.

2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

3. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

4. Составить картотеку дидактических игр по экологии.

5. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Этапы реализации:

1. Подготовительный (сбор информации по теме).

2. Организационно-диагностический.

3. Результативный.

Предполагаемые итоги реализации:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости, самостоятельности познания у детей по средствам дидактических игр.

2. Обогащение системы экологических представлений по средствам дидактических игр.

3. Повышение уровня мотивации у детей к дидактическим играм по экологическому воспитанию.

4. Собственная разработка дидактической игры по экологическому воспитанию.

5. Коллективная разработка (совместно с детьми и родителями) дидактических игр по экологическому воспитанию.

6. Обобщение и распространение опыта.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить особенности дидактической игры как средства формирования экологических представлений у старших дошкольников.

4. Исследовать эффективность использования дидактической игры экологической направленности в формировании и пополнении знаний об окружающем мире, воспитании познавательных интересов дошкольников, эколого-целесообразного поведения в природе.

5. Разработать картотеку дидактических игр экологической направленности.

6. Просветительская работа с родителями.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по экологии,

- дидактические игры

Методы работы:

- словесные

-наглядные

- практические

-игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.

Работа с семьей.

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

- Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи"

- Оформление речевого уголка, совместное составление картотеки дидактических игр по сенсорике.

Ноябрь

Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

- пополнение библиотеки народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.

Февраль

- Консультация «Речь и весёлый мяч»

- Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ НОД по развитию речи.

«Пришла весна!»

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь, октябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе Вераксе " От рождения до школы"

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Ноябрь

Сбор материала для педагогической копилки, изготовление методического пособия по развитию речи.

Участие в семинаре – практикуме «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

Папка- копилка, сайт воспитателя.

Декабрь

Участие в педагогическом квесте «Интересные формы работы с детьми по речевому развитию»

Повышение профессионализма по развитию речи.

Январь

Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Метод. объединения; просмотр занятий в сети интернет; просмотр вебинаров.

Февраль

Показ открытого занятия для педагогов по развитию речи (рассказывание по картине) «Кукла Таня не боится мороза»

Март

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е. Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Апрель

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Подготовленная картотека дидактических игр.

Перспективный план работы с детьми на 2020-2021 уч. год по развитию экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».

месяц Направление работы Способ достижения

октябрь Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. Продолжила изучение теории обучения детей Экологическому воспитанию на основе дидактических игр раздела образовательной программы: область «Познание», «Экология».Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы. Знакомство и анализ документации.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Мониторинг по теме.

Обогащение развивающей среды.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

ноябрь Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала. Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Картотека игр.

Провести родительское собрание по данной теме. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Картотека опытов.

дидактические игры про дом. И диких животных.

декабрь Подбор консультаций для родителей. Подобрать литературу по экологическому воспитани. Через дидактические игры. Работа с документацией, с методической литературой. Выступление перед воспитателями по данной теме.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности Консультации для родителей. Выступление перед воспитателями. (Обмен опытом по проблеме.)

Дидактические игры про овощи и фрукты, продукты.

январь Освоить современные технологии в изучении дидактических играх по экологии. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию экологических представлений с помощью дидактических игр. Подготовка выступления с кейсом по данной теме перед воспитателями. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Создание Кейса с дидактическими играми. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом.

февраль Проведение занятий, опытов с водой и со снегом.

- Подгрупповая и индивидуальная работа. Работа с методической литературой.

-создать картотеки игр и опытов с водой. Непосредственно образовательная деятельность.

Использование дидактических игр.

Картотека дидактических игр про воду.

март Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать.

Изучение свойств света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности Привлечение родителей к обогащению материала для уголка природы.

апрель Подбор материала для изготовления кейса. Подготовить выступление перед воспитателями по данной теме (показ кейса). Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. Изготовление кейса. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки. Беседы с родителями по теме экологического просвещения.

Май Закрепление знаний и умений в играх.

Итоговый мониторинг.

Анализ, оформление результатов мониторинга. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Мониторинг.

Консультации для родителей.

Итоговое собрание.

Заключение.

В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям. В игровой деятельности дети усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствовало развитию у ребенка экологической этики. Это отношение закреплялось в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых. Можно использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Детская практическая психология / ред. Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2000. – 295 с.

2. Ильин, Е. П. Психология: учебник для средних учебных заведений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 560 с.

3. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 276 с.

4. Развитие общения со сверстниками / ред. А. Г. Рузская. – М. : Педагогика, 1989. – 211с.

5. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2009. – 304с.

6. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000. – 342 с.

7. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академия, 1998. – 304 с.

8. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1987.

9. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.

10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

11. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. ,Просвещение, 1973, с. 44 6. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5

12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

14. Геллер Е. М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.

15. Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. - М. : Педагогика, 1971.

16. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71 12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с. 132

17. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.

18. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред. П. Г. Саморкуовой. - М., просвещение, 1983, с. 42, 74

19. Лихачёв Б. Т. Экология личности / Педагогика. - 1993, № 2, с. 19-21

20. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974, с. 86

21. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п. л.

22. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М. : Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п. л.

23. Николаева С. Н. Начало экологической культуры : возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М. ,1993, 9. - С. 6-11.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Дидактические игры по экологии как средство развития старших дошкольников»
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 12:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД