Татьяна Коновалова
План по самообразованию «Исследовательско-познавательная деятельность в средней группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя доу на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «План по самообразованию „Исследовательско-познавательная деятельность в средней группе детского сада“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2 Н. В. Нищева – СПб Детство Пресс 2015г.
Лосева Е. В. «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы.
Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования.
Дыбина О. В. «Неизвестное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной.
Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
Март Изучение свойств земли во время игровой деятельности на прогулке. Зачем нужна земля?
Апрель Изучение свойств звука в повседневных бытовых ситуациях. Что звучит?
Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» : оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Папка - передвижка
Январь Открытый показ образовательной деятельности «Магнит меня манит» День открытых дверей.
Май КВН «Мы – экспериментаторы» Круглый стол
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 4 -5 лет.
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на педагогическом совете.
Февраль Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». Выступление на семинаре-практикуме.
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.