Людмила Богданова
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи для педагога:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме;
• Разработать перспективное планирование с детьми;
• Пополнить предметно-развивающую среду;
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Оформить папки – передвижки для родителей по данной теме, лепбук;
• Создать картотеку игр по экологическому воспитанию, а также по развитию речи;
• Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Задачи для детей:
• обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
• расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
• расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
• развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе;
• поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность;
• развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
• развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе, через практическую деятельность;
• развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков, поделок на тему «Берегите природу!»
• Развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
• Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.
Задачи для родителей:
• Создать в семье благоприятные условия для развития экологической культуры, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Предполагаемый результат:
• создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности;
• расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями;
• пополнить группу научной и художественной литературой, развивающими играми;
• разработать и оформить дидактический материал (конспекты организованной образовательной деятельности, развлечения, консультации, дидактические игры, пособия, макеты);
• разработать проект «Рыбы Тюменской области», «Животный мир».
• оформить консультации для родителей - Темы «Занимательная прогулка с ребёнком», «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей», «Экологическое образование в семье», «Люби и охраняй окружающую природу»;
• отчёт о проделанной работе за учебный год;
• выпуск памяток, информационных листков.
Взаимодействие с семьей:
• Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края».
• Оформление фото выставки «Природа нашего края».
• Найти и выучить стихи про природу родного края;
• Акции «Посади дерево», «Посади цветок», «Изготовление кормушки для птиц» и др.
Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДОУ уже с первых лет воспитания детей.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т. е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей: понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С. В. Алексеев, Л. Зайцева, Т. А. Маркова, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др.).
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н. Н. Моисеев, И. Д. Зверев, Н. А. Рыков, Г. А. Ягодин, С. О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет образовательная организация.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.
Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:
• Пальчиковая гимнастика;
• Пальчиковая игра;
• Собирание природного материала;
• Беседа;
• Рассматривание картин;
• Чтение произведений;
• Загадывание загадок;
• Экспериментальная деятельность;
• Проекты;
• Целевые прогулки;
• Дидактические игры.
Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:
• Родительские собрания;
• Практические рекомендации;
• Анкетирование;
• Совместное проведение ООД (экскурсий);
• Тематические консультации, папки-передвижки;
• Выпуск памяток, информационных листков;
• Проведение конкурсов;
• Проведение акций;
• Проекты.
Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:
• Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне.
Ожидаемый результат:
• Интеллектуальное развитие детей;
• Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей;
• Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками безопасного поведения в природе;
• Дети научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений;
• Дети научатся видеть изменения в природе.
• Перспективный план работы на 2019 – 2020 учебный год
Изучение методической литературы по теме
Оформление и пополнение папки
Разработка экологического проекта по теме «Рыбы Тюменской области», «Животный мир»
Работа в проекте
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми.
Пособия для практической деятельности
Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей
Выставка игр, пособий для практической деятельности
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Наглядный материал
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Картотеки, пополнение книжного уголка
Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей»
Разработка конспектов образовательной деятельности по экологии
Картотека конспектов
Работа с детьми
Беседы на темы «Что нас окружает?», «Домашние животные», «Дикие звери» и др.
Беседы на темы:
• «Что такое природа?»
• «Деревья нашего края».
• «Птицы – наши друзья».
• «О правилах поведения на природе».
• «Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
• «Дикие животные».
• «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
• А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• В. Степанов «Животные наших лесов».
• Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.
• В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
• О птицах.
• О диких животных.
• О деревьях.
• О природе.
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
• «Воробьи»;
• «Птички»;
• «Кто спит зимой?»;
• «Осенние листья»;
• «Дикие животные»;
• «Зайка».
• «Сорока».
Дидактические игры:
• «Кто в домике живет?».
• «Кого не стало?».
• «Назови ласково».
• «Кто где?».
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение еловых и сосновых шишек.
• Сравнение веточек сосны и ели.
Экологический проект по теме «Огород на подоконнике», «Рыбы Тюменской области», «Животный мир».
Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»
Работа с родителями
Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»
Буклет «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»
Конкурс «Самая красивая кормушка»
Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»
Консультация на тему «Экологическое образование в семье»
Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы).
Акция «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада)
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: лес, на даче)
Список литературы
1. Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. – 2016. – №1.
2. Гордеева Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №3
3. Гордеева Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015.
4. Гринько М. Н., Михеева Е. В., Самсоненко Л. С., Шавшаева Л. Ю. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3.
5. Даньшина Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2017.
6. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М. : АРКТИ, 2016.
7. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2014.
8. Зотова Н. С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2015. - №4.
9. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2014.
10. Керимова А. В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2014.
11. Кулик С. А. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни Электронный ресурс URL: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/9041-ekologicheskoe-vospitanie-detej.html?start=1 (Дата обращения 15.02.2017)
12. Лаврентьева Н. Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3.
13. Леонтьева О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1.
14. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М. : Цветной мир, 2015.
15. Лягина Н. В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Электронный ресурс URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/14/ekologicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения 15.02.2017)
16. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Электронный ресурс URL: http://szabotoi.ru/vospitanie/ekologicheskoe-dlya-doshkolnikov (Дата обращения 11.02.2017)
17. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015.
18. Мымрина Е. В., Узлова И. Н. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста Электронный ресурс URL: http://festival.1september.ru/articles/314078/ (Дата обращения 10.02.2017)
19. Николаева Н. В. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Электронный ресурс URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/02/konsultatsiya-dlya-vospitateley-formy-i-metody-ekologicheskogo (Дата обращения 11.02.2017)
20. Николаева С. Н Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Мозаика–Синтез, 2013.
21. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. – М. : Академия, 2013.
22. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование. – 2016. – №3.
23. Павлова В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ Электронный ресурс URL: http://festival.1september.ru/articles/601740/ (Дата обращения 15.02.2017)
24. Полная хрестоматия для дошкольников. /Сост. С. Д. Томилова. – М. : АСТ, - 2014
25. Проворова И. В. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016.
26. Простакишина М. Забайкалье моим теплом и словом согрето Электронный ресурс URL: http://lgvavilova.narod.ru/work2.htm (Дата обращения 15.02.2017)
27. Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015.
28. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М: Академия, 2013.
29. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М. : Академия, 2011.
30. Соломенникова О. К. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. – №7.
31. Федеральный закон от 10 января 2002 (с изменениями на 29 декабря 2015 года) №7–ФЗ «Об охране окружающей среды»
32. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»
33. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОО. - М. : ТЦ Сфера, 2016.
34. Экологическое воспитание в детском саду. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика–Синтез, 2016.