Лучший педагог года

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»

Лиза Ануфриенко
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»

Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование, как средство развития познавательной активности“» размещена в разделах

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и стало темой моего самообразования.

Актуальность темы

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста

Цель:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Основные задачи:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Эти задачи реализуются через:

Занятия по естествознанию;

Опытническую и исследовательскую деятельность детей;

Наблюдения;

Беседы.

Ожидаемые результаты:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

Обогатить предметно – развивающую среду;

Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

Создать учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь» ;

разработка презентаций;

доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования: индивидуальная

Форма отчета о проделанной работе: презентация по теме.

План работы на год

Р

Сентябрь - май Изучение методической литературы:

1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой. Опыты с песком и глиной, почвой. Познакомить с прибором помощником - лупой и ее назначением.

Октябрь Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Опыт «свет и тень» Свет повсюду.

Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.

Декабрь Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. Опыты со снегом и льдом.

Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.

Февраль Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.

Апрель Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение». Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Май Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения. Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы»

Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь—апрель Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Буклеты

Май Подготовка фотографий детей во время эксперементирования. Фотовыставка «Юные экспериментирования, познавательноисследовательской деятельности. исследователи».

Самореализация Сентябрь— май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 6—7 лет.

Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисковоисследовательской деятельности в развитии ребенка». Буклет

Декабрь Презентация по теме «Познавательноисследовательская деятельность в условиях ФГОС в доу». Размещение презентации на сайте

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Фотовыставка.

Выступление на педсовете.

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Реферат 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности» Отчёт по самообразованию Воспитателя МДОУ «Ряжский детский сад № 8» Баканёвой Галины Анатольевны по теме: «Экспериментирование, как средство.

Отчёт по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Юлия Боул Самообразование. Презентация в картинках Тема: "Экспериментирование - как средство развития познавательной активности дошкольников".

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1 Прогностический этап Пояснительная записка Актуальность: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность проекта Дети дошкольного.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка» План работы по самообразованию: «Экспериментирование как средство.

Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»
Опубликовано: 1 октября 2019 в 08:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД