МААМ-картинки

Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Анна Кузьменко
Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Проект на тему :

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на развитие активной, самостоятельной творческой личности, стремление к открытиям, любознательности. Эта деятельность влияет на развитие личности ребенка так же как и игровая.

Публикация «Долгосрочный проект „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта.

Экспериментирование это метод, всецело отвечающий возрастным особенностях ребенка, а первые три года жизни – единственным способом познания мира.

Приобретенные самостоятельно знания более прочны и осознаны.

Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль взрослого в этом процессе заключена не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес детей к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.

Я решила предложить экспериментировать вместе с детьми в домашних условиях, на прогулке, на природе.

Многолетний опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом.

Проект позволит сблизить родителей, детей, педагогов и позволит выполнить сложную задачу – воспитание творческой, активной, любознательной личности ребенка.

Цель проекта :

Развитие ребенка к познавательно-исследовательской деятельности. Привлечение родителей к развитию у детей желание познавать мир вокруг себя.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать;

2. Анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

3. Знакомить с техникой проведения опытов;

4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Характеристика проекта :

Развитие практической деятельности и игровой опыт.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Продолжительность: долгосрочный.

Объект исследования: исследовательская деятельность во 2-ой младшей группе.

Содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; теплота, звук, вес, притяжение)

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов)

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования)

Взаимодействие с родителями:

1. Консультации.

2. Познакомить родителей с планом занятий по экспериментированию.

3. Посещение родителями занятия.

Реализация проекта :

- Создание уголка экспериментально-поисковой деятельности;

- Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

- Создание у детей и их родителей, интерес к экспериментальной деятельности.

Работа по реализации проекта :

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Занятия и открытые мероприятия;

- Наблюдения в природе;

- Беседы по теме эксперимента;

- Художественная литература, иллюстрации;

- Вопросы и задания.

Уголок исследовательской работы:

- Различные приборы: увеличительные стекла, магниты, лупы;

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы.

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; ракушки, шишки;

- Гайки, скрепки, винтики, гвозди, проволока;

- Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

- Мука, соль, свечи;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, вата, бинт;

- Детские халаты, фартуки;

- Разные виды бумаги;

- Красители пищевые;

- Журнал для фиксирования результатов.

Ожидаемые результаты:

- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мироведения детей средствами экспериментальной деятельности.

- Дети имеют представление об окружающем мире.

- Развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.

- Родители заинтересованы поисковой деятельностью детей.

Экспериментальная деятельность проводится в нашей группе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и развитие творческих способностей. Стараемся, чтобы дети развивались всесторонне, а не находились в тупиках личностного развития. Мы учим детей, чтобы они проявляли собственную активность в экспериментах и учились сотрудничеству со взрослыми и детьми. В беседах с родителями мы рассказываем или информируем чем дети занимались на занятиях, чтобы они проявляли заинтересованность к деятельности ребенка, беседовали с ним о его достижениях, целях.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» - Ральф У. Эмерсон.

Литература

1. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми по теме «Вода» М. 2003г.

2. Н. А. Рыжова «Воздух – невидимка»- М. 1998г.

3. Мэри-Энн Кол, Джин Поттер «Наука через искусство» Минск 2005г.

4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. 2003г.

5. «Воспитатель» - журнал. М. 2014г.

Темы экспериментов :

Сентябрь

1. «Почему не получился пирожок?»

Цель: узнать какой бывает песок; выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого – можно лепить.

Материал: песок, вода, формочки для игры с песком.

Октябрь

1. «Игры с воздушным шариком и соломинкой».

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал: воздушные шарики, емкость с водой.

Ноябрь

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.

2. «Какие предметы могут плавать?»

Цель: развивать представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Декабрь

1. «Почему снежинка тает на ладони?»

Цель: узнать, почему снег превращается в воду.

Материал: опыт проводится на улице.

2. «Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Январь

1. «Ветер, ветер – ты могуч»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал: воздушные шарики, таз с водой, пакеты.

2. «Воздух работает»

Цель: развивать представление о том, что воздух может двигать предметы.

Материал: таз с водой, бумажные кораблики, султанчики.

Февраль

1. «Что растворяется в воде»

Цель: показать детям нерастворимость в воде различных предметов.

Материал: сахар, соль, песок, стаканчики с водой.

2. «Тающий лед»

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что вода на холоде замерзает и принимает форму емкости, в которой находится.

Материал: тарелка, таз с горячей водой и холодной, кубики льда, ложка, формочки.

Март

1. «Горячо – холодно»

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Материал: емкости с водой разной температуры.

2. «Наши помощники»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств.

Материал: «чудесная коробочка» - с дырочками, лимон, яблоко, сахар, лук, чеснок.

3. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: узнать, что снег тает и превращается в воду.

Опыт проводится на улице, когда бегут ручьи.

Апрель

1. «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материал: стаканчики с водой.

2. «Легкий – тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Материал: разнообразные предметы, игрушки, емкости с песком, камешками, пухом, водой.

Май

1. «Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.

Материал: зеркала.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать,.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Реферат 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1 Прогностический этап Пояснительная записка Актуальность: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное.

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Посредством экологического воспитания дети дошкольного возраста испытают существенные трудности в анализировании, постановке целей, планировании,.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка» План работы по самообразованию: «Экспериментирование как средство.

Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 12:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД