МААМ-картинки

План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Лапаева
План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

“Чтобы обучить другого, требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому”.

М. Монтень

Актуальность выбранной темы:

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Публикация «План по самообразованию педагога по теме „Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.

Приёмы моделирования: мнемотехника, схемы по составлению описательного рассказа, синквейн. Они облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель:

повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- повышение своей профессиональной компетенции в вопросе развития речи детей с использованием сенсорно – графических схем; внедрять их в процесс работы

- изучить средства, методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

- изготовить и подобрать методический материал. Пособия для использования образовательных ситуациях.

- способствовать умению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; (по плану и образцам-схемам) заучивать стихотворения, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.

- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями.

- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста использовать графическую аналогию (наглядное моделирование, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

Этапы реализации:

I этап. Подготовительный — Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу; изучить сущность и структуру понятий по данной теме, сформировать цель и задачи, подбор методов и приёмов моделирования; разработать систему работы с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОО (перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» - развитие речи детей методом моделирования. Проведение анкетирования родителей по вопросам речевого развития детей.

Сроки: в течение всего периода. 01.09.17г. по 01 10.17г.

II этап. Основной (Внедренческий) — Провести общее родительское собрание на тему: «Методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста», накопление материала для консультаций, проведение ООД, проектов, стенгазет по плану, обогащение предметно-пространственной среды в уголке по речевому развитию, составление картотек игр и наглядных материалов для работы с детьми (картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др., презентаций. Организация занятий согласно перспективному плану.

Работа по реализации данного плана:

1год обучения (старшая группа)

Сроки: 01.10.2017г. – 20.04.2018г.

III этап. Итоговый – Сравнение результатов на начало первого учебного года и конец второго учебного года. Проведение оценки индивидуального развития воспитанников по образовательной области «Речевое развитие», сделан отчет о проделанной работе на педагогическом совете.

Сроки: 20.04.2018г. - 30.05.18г.

Форма самообразования: индивидуальная.

Участники:

Дети

Педагоги

Родители

-Форма отчета по проделанной работе:

- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете;

- Подготовка, показ презентации родителям, воспитателям «Чему мы научились за этот год»;

- Проектная деятельность

План по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Месяц Формы работы

С детьми С педагогами С родителями самообразование

сентябрь Адаптационные игры с детьми.

-Подбор и изучение методической литературы по теме.

Изучение уровня знаний детей.

-Разработать серии сюжетных картинок для пересказа сказок детьми.

-Разработать схемы по лексическим темам для составления описательных рассказов

-Составить перспективный план по развитию связной (описательной) речи детей с использованием метода наглядного моделирования.

октябрь Сказкотерапия: «Зайка –зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня»

Пересказ по сюжетным картинкам.

«Лесной голосок»

Г. Скребицкого;

«Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок»

Г. Скребицкого -Консультация для

педагогов на тему:

«Возрастные

особенности

восприятия

литературных

произведений

дошкольниками и

задачи

ознакомления

детей с книгой».

-Памятка

и для

родителей по

обучению связной

речи.

-Консультация для

родителей

«Сказкотерапия»

на ООД по

развитию речи»

-Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

ноябрь Составление описательных рассказов о предметах с опорой на схематическую модель. Консультация и мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка».

-Обмен опытом на ООД (ресурсный центр) -Советы родителям: «Играем вместе с детьми»

- Дискуссия «Развиваем речь дома» Оформление

выставки

педагогической литературы

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико –грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Декабрь- январь Отгадывание

загадок по мнемосхемам.

«Путешествие в страну Загадок»

Подготовить

(провести) открытый показ ООД (использование мнемотехники у детей дошкольного возраста) для педагогов ДОО. Собрание

для родителей

Показ презентации по теме: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста». Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Разработать дидактическое пособие по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений.

февраль Заучивание

Стихотворений

с использованием сенсорно – графических схем, мнемотаблиц.

Конкурс чтецов. Буклет для педагогов групп. Тема: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Буклеты для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Составление картотек игр и наглядных материалов для детей (картинки, план - схемы, мнемотаблицы)

март Сочинение

сказок детьми (по модели –схеме)

Проведение семинара-практикума для педагогов «Использование моделей- схем при сочинении сказок с детьми дошкольного возраста». Ознакомление родителей с результатами работы. Изучить новые педагогические технологии (новые в соответствии с ФГОС).

март Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок с помощью графических зарисовок- мнемотаблиц) Консультация для воспитателей «Роль скороговорок в развитии речи детей» Творческий семейный

проект "Чистоговорка " (самостоятельное составление графической зарисовки) Подбор материала для родителей по теме.

апрель Самостоятельное сочинение сказки с последующей зарисовкой (пиктограмма). Стенгазета «Где мы были, все расскажем, и что делали покажем!» Подбор практического материала работы с пиктограммами. Совместное творчество детей и воспитателя.

май Обобщающая ООД «Поле чудес» (с использованием графической аналогии) Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Подготовка, показ презентации родителям «Чему мы научились за этот год» Подведение итогов работы. Подготовка и оформление документации. Подготовка презентации «Чему мы научились за этот год» Выступление на педсовете.

Обобщение и распространение опыта.

В настоящее время в связи с введением ФГОС наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом развивающего обучения, воздействующим не только на речевое развитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому представляется такая возможность не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для развития связной речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

План по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний» (средняя группа) МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов Перспективный план по самообразованию Тема: «Использование развивающих игр.

План по самообразованию на 2017–2018 учебный год по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Повышение своего теоретического.

План по самообразованию «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА» «План по самообразованию» Лабик Татьяна Сергеевна ТЕМА: «Мнемотехника в развитии речи у детей.

План по самообразованию «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» ПЛАН РАБОТЫ.

План по самообразованию по теме «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий» Актуальность: Современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» воспитатель Ибадулаева Луиза Майиловна План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Воспитатель:.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает.

Самообразование по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Сафиуллина Хамдия.

План по самообразованию «Развитие речи детей при проведении игр развивающего характера» (средняя группа) ГБОУ школа 1466 имени Надежды Рушевой Дошкольное отделение №6 “Аистенок”. План по самообразованию на 2017-2018 г. (средняя группа) Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 октября 2018 в 23:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД