Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Кристина Чеснокова
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Индивидуальный план самообразования

на 2022-2023 учебный год

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

6. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

1. Литература по теме:

1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»

3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Актуальность выбранной темы.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Перспективный план

работы воспитателя

на 2022 -2023 учебный год.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Изучение литературы: О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»; Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»; Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.

Октябрь Изучение литературы: Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006; Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Ноябрь Работа с методической литературой по проведению пальчиковой гимнастики.

Декабрь Составление картотеки игр по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

Январь Изучение дидактического пособия.

Февраль Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Март Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Апрель Консультация для педагогов «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Перспективный план работы с детьми

на 2022 -2023 учебный год.

Месяц Тема Цель

Сентябрь Д/и «Построй пирамидку» Упражнять детей в нанизывании колец на

стержень. Развивать глазомер. Знакомить

с цветом.

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирёк» Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Пальчиковая гимнастика «Семья» Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Оденем куклу на прогулку» Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь Д/и «Чудесный мешочек» Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста» Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Найди рыбку в бассейне» Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из шариков.

Д/и «Ёжик» Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Ноябрь Самомассаж «Ручки греем». Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Физминутка «У оленя дом большой» Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы» Формировать умения детей выкладывать

простейший узор из пуговиц.

Игра «Я рисую на песке» Развивать умения рисовать с помощью

волшебной палочки или пальчиком на песке.

Декабрь Пальчиковая гимнастика «Новогодняя ёлочка» Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки» Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика» Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка» Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

Январь Игра «Веселый карандаш» Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома». Упражнять детей выкладывать из

счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки» Развивать умения скатывать шарики

разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка» Формировать умения проводить линию

от одной картинки к другой.

Февраль Д/и «Массажный мячик для пальчиков» Развивать сгибательные и разгибательные

мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков» Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Кукла хочет спать» Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март Пальчиковое рисование «Цветы для мамы» Развивать умения детей

рисовать пальчиками, ладошкой.

Самомассаж «Колобок» Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку» Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель Упражнение «Дорисуй дождь» Развивать умения правильно держать карандаш.

Игра «Спрячь в ладошке мышку» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку» Развивать умения детей левой рукой крепко

прижимать шаблон к бумаге, а правой

обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики» Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май Игра «Собери бусы из крышек» Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь?» Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Музыкальная игра «Где же, где же наши ручки?» Развивать умения подражать

движениям взрослого.

Перспективный план работы

с родителями (законными представителями)

на 2022-2023 учебный год.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Анкета «Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет»

Октябрь Консультация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Ноябрь Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь Рекомендация «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Февраль Беседа «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март Фотовыставка «Руки мамы и мои»

Апрель Совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руками»

Май Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июня 2023 в 08:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД