Уряднова
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования :
Сенсорное развитие детей среднего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
Цель:повышение профессионального мастерства в практическом использовании игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности.
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста с использованием набора „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Цель:
-повышение профессионального мастерства в практическом использовании игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности
Задачи:
- расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста
- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному развитию
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорику»».
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей среднего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Ожидаемый результат:
1. Улучшение качества развития детей;
2. Повышение устойчивого интереса к комплекту «Дары Фребеля»;
3. Приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков, использование комплекта игр «Дары Фребеля».
3 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
План мероприятий :
1. Изучение опыта работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме;
2. Изучение технологии «Дары Фребеля»;
3. Изучение электронных ресурсов;
4. Включить в ежедневное планирование игры с использованием набора «Дары Фребеля»
5. Разработка рекомендаций для педагогов;
6. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2021г. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью Список использованной литературы
создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. В течение года. Наличие игр по сенсорному развитию
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей среднего возраста через дидактические игры» Январь 2022г. Конспект консультации
Работа с детьми
Формы работы Сроки Форма отчета
специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) В течение года
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе овладения подвижными играми с правилами В течение года Работы детей и фотоотчет
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
- «Чудесный мешочек»
- «Узнай фигуру»
-«Найди пару». «Наведи порядок»Маленькие пекари (пальчиковая гимнастика) Сентябрь – ноябрь 2021г. картотека
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
-«Три треугольника», «Автобус», «Точки»
декабрь картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «Дальше – ближе»
- «Узкие и широкие ленточки для матр шек»
«Спрячь в ладошке» «Дорожка для матрешки» Январь -
Февраль
2022г. картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Подарим бусы куклам»
- «Какие цвета использованы?»
- «Разноцветные ступеньки»
-«Выросли красивые цветы»
-«Светофор»
«Вязаные мячики Март –апрель2022г. картотека
Отчет по самообразованию Май 2022г.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Форма отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей среднего возраста через дидактические игры» Март 2022г. консультация
Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» Апрель 2022г. Протокол собрания
Заключение:
Работа по данной теме самообразования повышает теоретическую и методическую подготовку воспитателя, способствует развитию творческих способностей детей