Получи документы

План по самообразованию воспитателя на тему «Опытно-экспериментальная деятельность»

Вера Резниченко
План по самообразованию воспитателя на тему «Опытно-экспериментальная деятельность»

План по самообразованию

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Подготовительная к школе группа

Воспитатель 1 категории -- Резниченко В. В.

Пояснительная записка

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Публикация «План по самообразованию воспитателя на тему „Опытно-экспериментальная деятельность“» размещена в разделах

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом является экспериментирование.

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

• не оставлять вопрос без внимания;

• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Педагог:

• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме

• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

• Разработать консультации и памятки для родителей

• Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.

Дети:

• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Планирование работы по самообразованию

Дата Этап

реализации Содержание работы Практический выход

Сентябрь - октябрь

Подготовительный Постановка цели и задач для педагога и для детей Анализ научно-методической литературы, применение полученных знаний на практике.

Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой.

Знакомство детей с экспериментальным уголком.

Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.

Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег)

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности)

Подбор диагностики детей по теме

Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями

Аналитико-диагностический Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года)

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

Анкетирование родителей

Октябрь – май

Основной Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений Проведение комплекса занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.

Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

Показ открытого занятия для педагогов ДОУ (обмен опытом).

Сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, о человеческом организме.

Разработка памяток и консультаций по теме

Подготовка открытого занятия по исследовательской деятельности.

Пройти кпк по теме

(по возможности)

Проведение проекта

«О чем поспорили ВОДА и «КОКА - КОЛА?»

Кружок «Я - человек»

Заключительный Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (конец года)

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

Пополнение картотеки консультаций для родителей:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»

«Значение детского экспериментирования для психического развития»

Игры с водой и песком. Это интересно!»

«Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»

Презентация для родителей

«Экспериментируем играя»

Отчет о проделанной работы за учебный год.

Методическая литература и источники

- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планир. работы. Вып. 1. Наталия Нищева

- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планир. Вып. 2. ФГОС Наталия Нищева

- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Наталия Нищева

- Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа). ФГОС. Ольга Попова

Выводы:

Опытно-экспериментальная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволит мне повысить свой профессиональный уровень, творческие и практические знания, умения и навыки, и степень вовлеченности в деятельность.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет)Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет) В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица» Опыты несомненно помогают увидеть и изучить получше этот мир. Если описывать словами какое-то явление, ребенку будет непонятно и не интересно.

Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группеПознавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию воспитателя на тему «Опытно-экспериментальная деятельность»
Опубликовано: 18 января 2020 в 09:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД