План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»

Ольга Шарифулина
План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»

План-программа кружка по изобразительной деятельности

«КАЛЯКА - МАЛЯКА»

Пояснительная записка

Ребенок — это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности - это необходимо как для больших дарований, так и для малых. Необходимо всячески поощрять и поддерживать первоначальную познавательную активность.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру к красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Для реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей ребёнка я использую метод – арттерапия. Арттерапия – это лечение пластическим изобразительным творчеством. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

На занятиях используются техника арттерапии. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника занятий открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения, а данная методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Моё отношение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Актуальность

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по изобразительной деятельности я включила метод арттерапии, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Цель плана-программы — развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.

Задачи.

1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.

2. Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, звуков окружающего мира.

3. Побуждать детей экспериментировать с изоматериалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

Организационно-методические пояснения

по проведению занятий с детьми 4-5 лет

Занятия с детьми проводятся в группе. Учитывается возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).

Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и доска или мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.

Дети рассаживаются за столы свободно.

Программа выполнения плана

Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности

Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

• внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;

• световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения, детского творчества;

• соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

Центр изобразительно искусства

Где размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. Предоставляются материалы и оборудования для ручного труда.

Этнографически - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки.

Ноутбук: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Телевизор: видеоматериалы «Природа края», «Наш посёлок», «Игрушки» и т. д.

Второй этап - организация работы кружка

Кружок «КАЛЯКА - МАЛЯКА» организован в 2015 по 2018 году на базе детского сада. Группа с детьми в возрасте от 4- 5 лет направлена на художественно-эстетическое развитие.

Содержание кружковой деятельности

Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.

Содержание кружковой деятельности реализуется программами:

• с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И. А. Лыкова;

• Г. Г. Григорьева «Кроха»;

• Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»;

• Периодические издания.

Формы работы

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «КАЛЯКА - МАЛЯКА». Общее количество занятий в год – 36 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 1 раза в год (итоговый – в мае).

1. Групповые занятия

План реализуется через кружковую работу.

Занятия проводится один раз в неделю.

Возраст

4 - 5

Количество детей в группе

21

Время занятий

15 - 20

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Принципы проведения занятий:

• системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

• наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

• цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

• доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

• проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

• развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

2. Индивидуальная работа

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

3. Работа с родителями

• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

• Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, наглядной информации.

План работы с воспитателями и родителями

Месяц Темы

Работа с родителями

Сентябрь Консультация «Как создать условия для развития ребенка-левши: несколько полезных советов»

Октябрь Выставка работ: «Золотая осень»

Ноябрь Видеофильм постановка сказки «Вершки - корешки»

Декабрь Встреча с родителями «Штампик»

Январь Совместная выставка творческих работ «Елочка»

Февраль Практикум проект: «Чем мы рисуем»

Март Фотовыставка

Апрель Консультация: «Путешествие по стране Каляка -Маляка»

Май Творческий отчет о работе кружка (фото отчет)

Работа с воспитателями

Сентябрь Выступление на педсовете о работе кружка

Октябрь Консультация: «Как создать условия для развития ребенка-левши: несколько полезных советов.»

Ноябрь «Неделя творчества»

Декабрь Практикум: самостоятельное творчество «Сказочная снежинка глазами педагога»

Январь Семинар практикум «Кукольный театр из жидких обоев»

Февраль Консультация: «Путешествие по стране «КАЛЯКА - МАЛЯКА»

Март Полезные советы в помощь воспитателям «Подарки к празднику 8 Марта»

Апрель Совместная выставка детских творческих работ «Весенние мотивы»

Май Творческий отчет о работе кружка

Наглядный материал

• Альбом «художники и их иллюстрации»;

• Игры для восприятия цвета и развития руки;

• Ватман;

• Обои;

• Фломастеры;

• Акварель, гуашь, кисточки;

• Трафареты;

«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;

• Бусинки, пуговицы;

• Пробки;

• Свечи;

• Цветная бумага;

• Нитки, вата;

• Пластилин;

• Художественная литература;

• Репродукции картин.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Общие показатели развития детского творчества:

• компетентность (эстетическая компетентность);

• творческая активность;

• эмоциональность (возникновение умных эмоций);

• креативность (творчество)

• производительность и свобода поведения;

• инициативность;

• самостоятельность;

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.

5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

6. Общая ручная умелость.

Тематический план кружка «КАЛЯКА - МАЛЯКА»

на 2015 – 2016 учебный год

№ Дата проведения Тема

1 03.09.2015 «Дождик»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

2 10.09.2015 «Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание

деталей)

3 17.09.2015 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

4 24.09.2015 Мои любимые животные

5 01.10.2015 Мой любимый дождик

Рисование пальчиком

6 15.10.2015 «Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

7 22.10.2015 «Спрячь картинку»

(рисование карандашами или фломастерами)

8 29.10.2015 Грибы на лесной полянке (коллективная работа)

9 05.11.2015 Рукавички для зверей

10 12.11.2015 «Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

11 19.11.2015 Разноцветные ладошки

Печать ладонями

12 26.11.2015 «Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

13 03.12.2015 «Ёлочка – зелёная иголочка»

(рисование фломастерами)

14 10.12.2015 «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

15 17.12.2015 «Зимний узор»

(рисование восковыми карандашами)

16 24.12.2015 Снеговик

1 занятие

Аппликация из мятой бумаги

17 31.12.2015 Снеговик

2 занятие

Аппликация из мятой бумаги

18 14.01.2016 «Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

19 21.01.2016 «Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

20 28.01.2016 «Снежинки»

(рисование фломасте

рами)

21 04.02.2016 Морозные узоры

Свеча + акварель

22 11.02.2016 «Бусинки»

(рисование фломастерами)

23 18.02.2016 Солнышко лучистое

(кол-я работа)

Печать ладонями + рисование пальчиками

24 25.02.2016 «Букет для мамы»(рисование карандашами)

25 03.03.2016 «Светит солнышко в окошко»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

26 10.03.2016 «Капель» (рисование

кисточкой)

27 17.03.2016 «Ай качи, качи, качи» (рисование

кистью; дорисовывание деталей)

28 24.03.2016 «Плывёт кораблик по весенним ручейкам»(рисование кисточкой)

29 31.04.2016 «Яблоки»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

30 07.04.2016 «Трава на лужайке»(рисование кистью)

31 21.04.2016 «Деревья проснулись»(рисование кистью; дорисовывание деталей)

32 28.04.2016 «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

33 05.05.2016 «Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

34 12.05.2016 «Цветочная поляна»(рисование ватными палочками)

35 19.05.2016 «Цветущая веточка»(рисование кистью; дорисовывание деталей)

36 26.05.2016 Цветущая полянка

(кол-я работа)

Коллаж.

Интеграция с другими образовательными областями:

Социально – коммуникативное развитие Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие собственного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

Познавательно - речевое Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений, использование художественных представлений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного воспитания и эстетического вкуса

Художественно - эстетическое (музыка) Исполнение музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Физическое развитие Воспитание культурно – гигиенических навыков, цветотерапия, арттеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, формирование, трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Основные требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по программе:

Возраст Дети должны знать

Дети должны уметь

3-4 года - материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры., и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка. ;

- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Приложение 1 - Модель реализации план программы кружка

Приложение 2 – Тематическое планирование кружка второй младшей группы

Методическое обеспечение план – программы

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.

2. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. –

3. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации коллажа» – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. – 128с.: ил.

4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

5. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

6. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

7. Швайко Г. С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г. – 176 с.: ил.

Приложение 1

Модель реализации план – программы кружка

«КАЛЯКА - МАЛЯКА»

Распространение опыта – показ открытых мероприятий;

Сотрудничество с родителями – совместное проведение мероприятий;

Взаимодействие с социумом – экскурсия в выставочный зал;

Участие в конкурсах - международные конкурсы;

Кружок «КАЛЯКА - МАЛЯКА» - написание рабочей программы

Публикации по теме:

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

План-конспект по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Хохломская роспись» Цель: расширить представления о народном творчестве, закрепить элементы хохломской росписи, работать творчески и самостоятельно, воспитывать.

План кружковой работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования «Каляка-маляка» План кружковой работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования Кружок «Каляка - Маляка» Средняя.

План работы творческой группы «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Участники: педагоги старшего дошкольного возраста ДОУ города и района. Цель: создание условий для повышения профессионального уровня,.

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных» Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных» (художественно – эстетической направленности).

Программа кружка по театрализованной деятельности для детей второй младшей группы Программа кружка по театрализованной деятельности для детей второй младшей группы «Теремок» Руководитель кружка: Берлизова О. А. Содержание.

Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для первой младшей группы .

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности Содержание программы: 1. Пояснительная записка. 2. Цель. Задачи. Ожидаемый результат. 3. Методическое обеспечение программы. 4. Методические.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и фантазия» Рабочая программа кружка»Природа и фантазия» Пояснительная записка Программа «Природа и фантазия» направлена на развитие творческих навыков,.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Автор публикации:
План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 16:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Пушистые друзья для котенка Малыша»
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка....
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление светофора с использованием...
Цель: учить детей делать игрушку-светофор из различного бросового материала ( коробки, бутылки, пробки, крышки от коробки, нитки) Программные задачи: •...
Фотоотчет «Папин праздник»
Дети любого возраста всегда ждут праздника. А особенно любят что - то мастерить и дарить свои поделки, рисунки своим родителям. И вот намечался праздник 23...
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной...
Отчет о тематической неделе «Дикие животные»
Тематическая неделя «Дикие животные» Вот и прошла неделя по теме «Дикие животные». Дети первой младшей группы познакомились с животными, которые живут в...